Дело № 2-276 - 2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Губаха 06 апреля 2011 года
Судья Губахинского городского суда Пермского края Огарков А.В.,
с участием помощника прокурора г. Губахи Рощиной Е.С.,
истицы Сажиной А.А. и представителя ответчика администрации Губахинского муниципального района Долгополовой А.С.,
при секретаре Ржевской М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску прокурора г. Губахи в интересах Сажиной <данные изъяты> к Правительству Пермского края и администрации Губахинского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Губахи в интересах Сажиной А.А. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края и администрации Губахинского муниципального района о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на одного человека, Сажиной А.А., общей площадью не менее установленной нормы предоставления, за счет денежных средств, выделенных Правительством Пермского края для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Исковые требования прокурор мотивировал тем, что статьей 40 Конституции РФ закреплено, право каждого на жилище. Малоимущим, и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. К лицам, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма, независимо от принятия на учет в качестве нуждающихся, в соответствии с частью 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. Сажина <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 лишена родительских прав. В <данные изъяты> году Сажина А.А. закончила <данные изъяты> однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено. За Сажиной А.А. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> Указанное жилье является ветхим, в связи с чем 29.04.2004 г. Сажина А.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Губахи Рощина Е.С. и истица Сажина А.А. исковые требования поддержали.
Представители Правительства Пермского края и администрации Губахинского муниципального района в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2. ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В соответствии с ч. 2. ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч. 5. ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляется гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии со ст. 8 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.
В соответствии с п. 1 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и (или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма.
В соответствии с п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.
В соответствии с п. 8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий:
площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма;
стоимость жилого помещения не может превышать сумму, рассчитанную исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, и средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений по данному муниципальному образованию, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на день опубликования извещения о размещении заказа на приобретение, строительство или реконструкцию жилья.
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 29.06.2010 N 353-п)
Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.
В судебном заседании установлено, что Сажина <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения осталась без попечения родителей. Ее отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 лишена родительских прав. За Сажиной А.А. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> Указанное жилье являлось ветхим, в связи с чем 29.04.2004 г. Сажина А.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения. В 2006 году Сажина А.А. закончила обучение в <данные изъяты>. После окончания учебного заведения жилым помещением по настоящее время не обеспечена.
Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями истицы и письменными доказательствами.
В судебном заседании помощник прокурора г. Губахи Рощина Е.С. пояснила, что Сажина А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. В несовершеннолетнем возрасте Сажина А.А. осталась без попечения родителей. Отец умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать была лишена родительских прав. Сажина А.А. зарегистрирована по адресу <адрес>. По данным государственного технического учета объектов капитального строительства недвижимого имущества в Губахинском муниципальном районе физический износ вышеуказанного жилого дома по состоянию на 10.12.1995 года составлял 49 %. 29.04.2004 года Сажина А.А. была поставлена на учет в отделе опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Губахинского муниципального района на получение жилья как оставшаяся без попечения родителей и в связи с признанием ветхим дома, в котором было закреплено за ней жилье, т.е. <адрес>. В 2006 году Сажина А.А. закончила обучение в <данные изъяты>, однако до настоящего времени жилье ей не предоставлено. Поскольку Сажина А.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, до 18 летнего возраста встала на жилищный учет, закрепленное за ней жилое помещение является ветхим, право собственности и право пользования другими жилыми помещениями не приобрела, то по окончании ею образовательного учреждения она имеет право на предоставление ей по договору социального найма органами исполнительной власти жилой площади по месту жительства вне очереди на одного человека. Обязанность по предоставлению Сажиной А.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в г. Губаха Пермского края должно быть возложено на администрацию Губахинского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края.
В судебном заседании истица Сажина А.А., пояснила, что ее отец умер в ДД.ММ.ГГГГ, мать была лишена родительских прав. Зарегистрирована она по адресу <адрес> Дом 2-х этажный, деревянный. В <данные изъяты> году ее определили в детский дом, а за ней закрепили жилье по вышеуказанному адресу, которое было уже ветхим. В 2006 году она закончила <данные изъяты> <данные изъяты>. Как нуждающаяся в получении жилья она была поставлена на учёт в 2004 году. До настоящего времени она не обеспечена жилым помещением. Проживать в вышеуказанном доме не представляется возможным и поэтому она обратилась в прокуратуру г. Губаха. В настоящее время ей <данные изъяты> год, своего жилья она не имеет.
В свидетельстве о рождении, выданном на основании актовой записи № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес>, указано, что Сажина <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ, родители ФИО1 и ФИО2
В свидетельстве о смерти, выданном на основании актовой записи № от ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации г. Губахи, указано, что ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ
В решении Губахинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО2 лишена родительских прав в отношении детей: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сажиной <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В постановлении главы администрации г. Губахи № от 06.09.2001 г. указано, что за несовершеннолетними ФИО3, Сажиной А.А., ФИО5., и ФИО6 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>
В справке МУП <данные изъяты> от 18.05.2009 г. указано, что Сажина <данные изъяты> зарегистрирована по адресу: <адрес>
В дипломе о среднем профессиональном образовании № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Сажиной <данные изъяты> присваивается квалификация по профессиям <данные изъяты>
В сообщении Управления федеральной регистрационной службы по Пермскому краю от 18.05.2009 г. указано, что в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права Сажиной А.А. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества, не зарегистрированы.
По данным государственного технического учета объектов капитального строительства от 15.05.2009 г. №, на 15.05.2009 г. в Губахинском муниципальном районе сведений о зарегистрированном праве собственности Сажиной А.А. на жилые помещения нет.
В справке ГУП «Центр технической инвентаризации» № от 23.11.2009 г. указано, что физический износ жилого дома по адресу: <адрес> на дату проведения последней инвентаризации (по состоянию на 10.12.1995 года) составлял 49 %.
Согласно акта № от 03.11.2010 года составленного техником по инвентаризации строений и сооружений Губахинского филиала ГУП «ЦТИ» на предмет технического состояния двухэтажного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, выявлено следующее: дом брусчатый, двухэтажный жилой, 1952 года постройки, жилое здание находится в ветхом состоянии, физический износ дома составляет 67 %.
В справке администрации Губахинского муниципального района о количестве лиц, состоявших на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в городе Губахе на 01.01.2010 г. указано, что Сажина <данные изъяты> состоит на учете как оставшаяся без попечения родителей с 29.04.2004 г. <адрес>, в котором она зарегистрирована, признан ветхим.
Оценив и исследовав доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Сажина А.А., являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, до 18 лет встала на жилищный учет, после окончания государственного образовательного учреждения проживает в г. Губаха и в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ имеет право на предоставление ей органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди, по договору социального найма, жилой площади на одного человека. Суд считает, что факт закрепления за истицей жилого помещения по адресу: <адрес> по данному делу правового значения не имеет, поскольку объектом жилищных прав в силу ст. 15 ЖК РФ может быть только жилое помещение пригодное для постоянного проживания, т.е. соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Ветхость жилого помещения, каковым является вышеуказанный дом, свидетельствует о ненадлежащем санитарном и техническом состоянии дома. Проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием, для признания лица нуждающимся в жилом помещении. Так как истица по существу не обеспечена надлежащим жилым помещением, то она сохраняет право на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязанность по предоставлению Сажиной А.А. вне очереди благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления общей площади на одного человека по договору социального найма в г. Губаха Пермского края следует возложить на администрацию Губахинского муниципального района Пермского края за счет средств, в установленном порядке выделенных Правительством Пермского края.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Губахинского муниципального района Пермского края предоставить Сажиной <данные изъяты> вне очереди благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления общей площади на одного человека по договору социального найма в г. Губаха Пермского края, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 дней.
Судья: