об изменении платы за коммунальную услугу `отопление



Дело года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Губахинский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Волнухиной И.Н., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Метафракс» о возложении обязанности проинформировать в письменной форме нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном доме № по п<адрес> об изменении размера платы за коммунальную услугу «отопление»; к открытому акционерному обществу «Метафракс» и обществу с ограниченной ответственностью «Метасервис» о возложении обязанности привести размеры платы граждан, проживающих в многоквартирном доме № по п<адрес>, за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными постановлением Региональной энергетической комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу «отопление» с ДД.ММ.ГГГГ, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу «Метафракс» и обществу с ограниченной ответственностью «Метасервис», о возложении обязанности привести размеры платы граждан, проживающих в многоквартирном <адрес> по п<адрес> за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными постановлением Региональной энергетической комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу «отопление» с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что многоквартирный дом № по п<адрес> находится на техническом обслуживании в ООО «Метасервис» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между собственником жилищного фонда ОАО «Метафракс» и ООО «Метасервис». ООО «Метасервис» производит предоставление коммунальной услуги «отопление», начисление и сбор платежей за предоставленную услугу. Постановлением Региональной энергетической комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных, максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на ДД.ММ.ГГГГ год», установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по всем муниципальным образованиям <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>%. В апреле ДД.ММ.ГГГГ года собственниками и нанимателями многоквартирного дома № по п<адрес> были получены платежные извещения за март ДД.ММ.ГГГГ года, в который размер платы за отопление был повышен на 54% с марта ДД.ММ.ГГГГ года. Стоимость одной 1 Гкал составила для собственников и нанимателей с марта ДД.ММ.ГГГГ года – <данные изъяты>./Гкал. (без НДС), то есть при определении размера платы за коммунальные услуги к жителям данного многоквартирного дома было допущено превышение предельного максимального индекса размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного РЭК <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>%. В нарушение требований ч.13 ст. 155 Жилищного кодекса РФ и п. 42 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного <адрес> по п<адрес> не были заблаговременно извещены наймодателем – ОАО «Метафракс» и обслуживающей организацией ООО «Метасервис» (не менее чем за 30 дней) об изменении размеров платы по коммунальной услуге «отопление».

ДД.ММ.ГГГГ прокурор дополнил исковые требования требованием к открытому акционерному обществу «Метафракс» о возложении обязанности проинформировать в письменной форме нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном <адрес> по п<адрес> об изменении размера платы за коммунальную услугу «отопление».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 заявленные требования с дополнениями поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Метафракс» ФИО4 – юрисконсульт юридического отдела ОАО «Метафракс» - исковые требования не признала, суду пояснила, что ОАО «Метафракс» является собственником <адрес> по п<адрес>, между ним и ООО «Метасервис» заключен договор ДД.ММ.ГГГГ на техническое обслуживание данного дома, согласно которому ООО «Метасервис» по заданию Заказчика осуществляет техническое обслуживание дома, в т.ч. предоставление коммунальных услуг. Исходя из условий данного договора на ОАО «Метафракс» не возложено обязательство по предоставлению коммунальных услуг, начисление платежей и их сбора, производство перерасчета.

ООО «Метасервис» в целях оказания коммунальных услуг, заключен договор с ОАО «Территориальная генерирующая компания » (ТГК-9) от ДД.ММ.ГГГГ на энергоснабжение тепловой энергией жильцов указанного многоквартирного дома.

Факт не уведомления собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы в установленный законом срок не может служить основанием для ее перерасчета, поскольку жилищным и иным законодательством таких правовых последствий не предусмотрено.

Расчет платы за «отопление» жителям <адрес> по п<адрес> производился в соответствии с тарифами, утвержденными для ОАО «ТГК-9» и ООО «Метасервис» постановлением РЭК <адрес> за -т от ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время со стороны органов прокуратуры не оспорены в суде.

Представитель ответчика - директор ООО «Метасервис» ФИО5 – в судебном заседании с иском не согласен и пояснил, что в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ОАО «Метафракс», многоквартирный <адрес> по п<адрес> находится на техническом обслуживании у ООО «Метасервис», согласно которому ООО «Метасервис» по заданию Заказчика осуществляет техническое обслуживание дома, в т.ч. предоставление коммунальных услуг.

ООО «Метасервис» в целях оказания коммунальных услуг, заключен договор с ОАО «Территориальная генерирующая компания » (ТГК-9) от ДД.ММ.ГГГГ на энергоснабжение тепловой энергией жильцов указанного многоквартирного дома. Таким образом, ответчиком организовано снабжение потребителей тепловой энергией.

Стоимость потребленной тепловой энергии на ДД.ММ.ГГГГ год формируется как сумма двух составляющих: тарифа энергоснабжающей организации на тепловую энергию, установленного постановлением Региональной энергетической комиссией (РЭК) <адрес> -т от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, установленного постановлением РЭК <адрес> -т от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. Тарифы, утверждаемые РЭК <адрес> для потребителей ООО «Метасервис» опубликованы в газете «Уральский шахтер» за от ДД.ММ.ГГГГ

На основании решения собственников многоквартирного <адрес> по п<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ расчеты за потребление тепловой энергии на отопление и подогрев воды между собственниками и нанимателями, проживающими в многоквартирных жилых домах , <адрес> по п<адрес>, собственниками встроенных нежилых помещений в указанных домах, здания центрального теплового пункта (ЦТП) и теплоснабжающей организацией ООО «Метасервис» производятся ежемесячно по фактическим показаниям прибора учета, установленному в ЦТП .

ООО «Метасервис» осуществляет расчет стоимости фактически потребленной тепловой энергии, причитающийся на каждого потребителя руководствуясь ст. 157 Жилищного кодекса РФ, рассчитывая его в соответствии с решением собственников дома и тарифом, утвержденным в установленном законом порядке Региональной энергетической комиссией <адрес>, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям прибора учета.

Соответственно расчет платы для жителей <адрес> по п<адрес> производился исходя их тарифов, утвержденных в установленном законом порядке, и не оспоренных в суде.

Представитель третьего лица ОАО «ТГК-9», привлеченного к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, ранее представил возражение, в котором с иском не согласен, так как не имеет статуса управляющей кампании, счета на оплату коммунальных услуг не выставляет.

Представитель третьего лица Региональной энергетической комиссии <адрес>, привлеченного к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, ранее представил возражение, в котором с иском не согласен, так как в соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В пункте 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , указано, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии устанавливаются РЭК <адрес> в соответствии с:

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, за исключением отдельных положений, вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ);

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 41 -ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (действовал до ДД.ММ.ГГГГ);

постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;

приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ -э/2 «Об утверждении методических указаний но расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке»;

приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ -э «Об утверждении регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их Предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)».

Действующим законодательством не предусмотрена возможность

организаций самостоятельно изменять установленные уполномоченными органами тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии. Завышение или занижение установленных тарифов на тепловую энергию и услуги по ее передаче образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услу<адрес> применении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения объема предоставления гражданам льгот и субсидий в соответствии с законодательством.

При расчете соблюдения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги необходимо исходить из сопоставимых условий оказания услуг, в рассматриваемой ситуации условия оказания услуг несопоставимы, поэтому предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не должен применяться.

Для ОАО «ТГК-9» (Губахинский узел теплоснабжения) РЭК <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ -т установлены тарифы на тепловую энергию на ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб./Гкал (без НДС), тариф с коллекторов производителя в размере <данные изъяты> руб./Гкал (без НДС). На ДД.ММ.ГГГГ год тарифы на тепловую энергию для потребителей <адрес> узла теплоснабжения ОАО «ТГК-9» утверждены постановлением РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -т в размере <данные изъяты> руб./Гкал (без НДС), тариф с коллекторов производителей не утверждался в связи с отсутствием технологического присоединения тепловых сетей потребителей к коллекторам производителей тепловой энергии.

Для 000 «Метасервис» (ЦТП, п<адрес>, <адрес> г, Губаха) РЭК <адрес> установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на <адрес> год в размере <данные изъяты> руб./Гкал (без НДС) (постановление РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ), на ДД.ММ.ГГГГ год - в размере <данные изъяты> руб./Гкал (без НДС) (постановление РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).

В адрес ОАО «ТГК-9» был направлен запрос по тарифам на тепловую энергию, поставляемую населению, проживающему в многоквартирных домах и по п<адрес>.

В соответствии с представленным ответом между ОАО «ТГК-9» и ООО «Метасервис» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ в целях энергоснабжения тепловой энергией в сетевой воде многоквартирных домов и по п<адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году по данному договору ОАО «ТГК-9» производило расчет стоимости тепловой энергии для ООО «Метасервис» исходя из тарифа с коллекторов. Указанный фактор возник вследствие ошибки, связанной с тем, что договорные отношения с ООО «Метасервис» были сформированы с учетом I нагрузки указанных многоквартирных домов до ДД.ММ.ГГГГ года как с коллекторными потребителями (без учета их фактической схемы подключения). Указанная ошибка была выявлена при проведении мероприятий по аудиту тепловых нагрузок и границ балансовой принадлежности, присоединенных объектов I теплоснабжения. В связи с тем, что фактически сети ООО «Метасервис» присоединены к магистральным сетям ОАО «ТГК-9» и учитывая то, что договорные отношения в части поставки тепловой энергии, являются публичными (энергоснабжающая организация не вправе оказывать предпочтение отдельным потребителям, если в отношении последних не установлен льготный порядок расчетов за поставленную товарную продукцию), предъявление затрат за теплоэнергию по тарифу из тепловых сетей является правомерным и единственно законным.

Кроме того, сообщаем что, при установлении тарифов на ДД.ММ.ГГГГ год транспортировка тепловой энергии по п<адрес>, <адрес> <адрес> ООО «Метасервис» будет учтена в тарифе на тепловую энергию ОАО «ТГК-9» и дополнительно к тарифу ОАО «ТГК-9» предъявляться не будет.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и подзаконные акты.

Согласно статье 4 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление ( теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, на наймодателя, управляющую организацию возложены обязанности информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Согласно части 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсноснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации», размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> на основании обращения жильцов <адрес> по п<адрес> была проведена проверка исполнения жилищного законодательства при изменении размеров платы за предоставленные коммунальные услуги. Проверкой установлено, что начисление платы за коммунальную услугу «отопление» жителям данного дома с марта ДД.ММ.ГГГГ года произведено с нарушением действующего законодательства: при определении размера платы ответчиком ООО «Метасервис» было допущено превышение предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленного РЭК <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, собственники и наниматели многоквартирного <адрес> не были заблаговременно (не менее чем за 30 дней) извещены наймодателем (собственником дома) - ответчиком ОАО «Метафракс» – об изменении размеров платы по данной услуге.

Изложенное подтверждается как пояснениями сторон, так и материалами дела:

письменным сообщением на имя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Метасервис», согласно которому расчет платы за отопление по многоквартирному жилому дому п<адрес> производится по формуле постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ из расчета предъявления в течение <данные изъяты> месяцев ( с ДД.ММ.ГГГГ). Тариф на тепловую энергию по указанному дому определяется как сумма двух составляющих: тарифа на тепловую энергию (в ДД.ММ.ГГГГ году - <данные изъяты> /Гкал., постановление РЭК <адрес> -т от ДД.ММ.ГГГГ; в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> руб./Гкал., постановление РЭК <адрес> -т от ДД.ММ.ГГГГ) и тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ( в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> руб./Гкал без учета НДС, постановление РЭК <адрес> -т от ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ году – <данные изъяты> руб./Гкал без учета НДС, постановление РЭК <адрес> -т от ДД.ММ.ГГГГ) Тарифы, утверждаемые РЭК <адрес> для потребителей ООО «Метасервис», опубликованы в газете «Уральский шахтер» от ДД.ММ.ГГГГ;

письменным сообщением на имя генерального директора ОАО «Метафракс» от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Метасервис», согласно которому ООО»Метасервис» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «ТГК-9» на потребление тепловой энергии для жилых домов , по п<адрес>. При расчетах с потребителями тепловой энергии – населением, проживающим в указанных домах, тариф 1 Гкал формируется из тарифа на производство и тарифа на передачу тепловой энергии. В ДД.ММ.ГГГГ году стоимость составляла <данные изъяты> руб./Гкал ( без НДС), в ДД.ММ.ГГГГ году стоимость составляет <данные изъяты> руб./Гкал ( без учета НДС). Рост составляет <данные изъяты>%;

договором от ДД.ММ.ГГГГ ( п.п. 1.1; 2.2.6; 2.2.7) : заказчик ОАО «Метафракс» поручает, исполнитель ООО «Метасервис» принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий, внутриквартальных сетей: водоснабжения, водоотведения, газопровод, теплоснабжения, электроснабжения, внутридомовое газовое оборудование, обслуживание лифта в пределах границ эксплуатационной ответственности; вывоз ТБО, предоставление коммунальных услуг: теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение на объектах Заказчика, перечисленных в адресном списке объектов; заключать договора на оказание жилищных и коммунальных услуг с каждым собственником и нанимателем жилого помещения, производить начисление и сбор платежей за предоставленные жилищные и коммунальные услуги;

договором от ДД.ММ.ГГГГ энергоснабжения тепловой энергией в сетевой воде между «Энергоснабжающей организацией» ОАО «ТГК-9» и «Абонентом» ООО «Метасервис» : п. 4.1 – количество тепловой энергии, фактически принятое потребителем (ОАО «Метасервис»), определяется в соответствии с показаниями измерительных приборов учета тепловой энергии, установленных у потребителя в соответствии с «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденными Минтопэнерго ДД.ММ.ГГГГ

постановлением -т от ДД.ММ.ГГГГ Региональной энергетической комиссии <адрес> «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ООО «Метасервис» (<адрес>) : п.2 – с ДД.ММ.ГГГГ установлены и введены в действие тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО «Метасервис» (ЦТП, п<адрес>,<адрес>,Губахинское городское поселение) тариф <данные изъяты> руб./Гкал. (без НДС);

приложением 3 к постановлению РЭК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -т – тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО «ТГК-9» вводимые в действие с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб./Гкал.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что до настоящего времени ответчиками не приведены в соответствие с предельными индексами, установленными постановлением Региональной энергетической комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , размеры платы за коммунальные услуги гражданам, проживающих в многоквартирном <адрес> по п<адрес>, что нарушает жилищные права этих граждан как потребителей коммунальных услуг, поэтому необходимо обязать ответчиков привести размеры платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами и обязать проинформировать в письменной форме нанимателей и собственников жилых помещений об изменении размера платы за коммунальную услугу «отопление».

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать открытое акционерное общество «Метафракс» проинформировать в письменной форме нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирном <адрес> по проспекту <адрес> <адрес> об изменении размера платы за коммунальную услугу «отопление.

Обязать открытое акционерное общество «Метафракс» и общество с ограниченной ответственностью «Метасервис» привести размеры платы граждан, проживающих в многоквартирном <адрес> по п<адрес>, за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами, установленными постановлением Региональной энергетической комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать ОАО «Метафракс» и ОАО «Метасервис» произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу «отопление» гражданам, проживающим в многоквартирном <адрес> по п<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через <адрес> городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: