Дело № 2-25-2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г.Губаха 30.01.2012 года Губахинский городской суд Пермского края в составе судьи А.Н.Мельникова, при секретаре Никулиной Н.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обидченко А.Ю. к администрации Губахинского городского поселения Губахинского муниципального района Пермского края и администрации Губахинского муниципального района Пермского края о взыскании денежной компенсации за снесенное жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Обидченко А.Ю. обратился в суд с иском к администрации Губахинского городского поселения (третье лицо - администрация Губахинского муниципального района) о выплате ему денежной компенсации за снесенное жилое помещение, указав, что ему на праве собственности принадлежала трехкомнатная квартира <адрес> г.Губаха, который был снесен и снят с государственного технического учета 25.12.2006 года, о чем он узнал только в 2010 году, так как о предстоящем сносе дома его никто не уведомил, а <данные изъяты> он <данные изъяты>. В 2011 году он обратился с заявлением к главе администрации муниципального района и из полученного ответа узнал, что с декабря 2006 года администрация Губахинского муниципального района передала весь жилой фонд в Губахинское городское поселение. На обращение к главе Губахинского городского поселения получил ответ от 24.10.2011. №251, в котором ему предложено предоставить необходимый пакет документов на рассмотрение жилищно-бытовой комиссии по учету и контролю распределения жилья, которая будет решать вопрос о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Между тем, на программу переселения из ветхого жилья администрации г.Губаха были выделены денежные средства, которые он должен был получить, но не получил за указанную квартиру. Поскольку в настоящее время установленная Правительством Пермского края средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Губахинском муниципальном районе составляет 16657 рублей, то ответчик должен выплатить ему за указанную квартиру общей площадью 53.7 квадратных метра всего 894048 рублей. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству по инициативе истца администрация Губахинского муниципального района привлечена к участию в деле в качестве ответчика В судебном заседании истец Обидченко А.Ю. поддержал исковые требования и подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении, дополнив, что в квартире <адрес> он никогда не жил, в этой квартире жили его работники З., Г. и Б., которые ничего о сносе дома ему не говорили. В частной беседе инспектор по жилью администрации города Ветлугина говорила ему о том, что дом <данные изъяты> будет сносится, однако официальных сообщений по этому поводу от администрации города не было. В то же время решением Губахинской городской Думы от 30.10.2003 года №475 снос указанного дома был запланирован на 2009 год. Кроме того, в 2006 году на указанную квартиру судом был наложен арест, до снятия которого в 2011 году он не имел возможности предъявлять указанные в иске требования. Представитель администрации Губахинского муниципального района - Долгополова А.С. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что переселение жильцов дома <адрес> г.Губаха осуществлялось во втором полугодии 2005 года, а сам дом был снесен 26.12. 2005 года, когда истец <данные изъяты> и имел реальную возможность оформить все необходимые документы на получение субсидии, однако не сделал это, в чем усматривается его халатность по отношению к своей собственности. На это указывает и тот факт, что 22.11.2005 года истец продал администрации г.Губаха квартиру <адрес> которая была предоставлена переселенной из аварийного жилья И. В связи с этим в удовлетворении исковых требований следует отказать ввиду пропуска срока исковой давности. Кроме того, на основании Федерального закона от 06.10.2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и закона Пермского края от 18.12.2006 года №3416-804 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Губахинского муниципального района Пермского края» полномочия по предоставлению жилья переданы в муниципальные образования поселений, а квартира истца вошла в перечень объектов муниципальной собственности, переданных в собственность Губахинского городского поселения. Решением Земского Собрания Губахинского муниципального района Пермского края от 25.03.2010 года №213 во исполнение Порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье» утвержден муниципальный проект, которым установлен порядок определения размера и выплаты субсидий гражданам, переселяемым из ветхого жилья. Пунктом 6.4 этого муниципального проекта определено, что граждане, не реализовавшие договор о предоставлении субсидии либо выкупа в установленный срок, обеспечиваются жильем за счет средств администрации поселения в соответствии со ст.32, 89 Жилищного кодекса РФ. Таким образом, обязанность по выплате истцу денежной компенсации за снесенное жилье лежит на администрации Губахинского городского поселения. Представитель администрации Губахинского городского поселения - Бобровская Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, принадлежит Обидченко А.Ю. на праве собственности. В связи со сносом дома в период 2005-2006 годов по Областной целевой программе «Переселение граждан города Губахи из ветхого и аварийного жилищного фонда» жильцы данного дома в соответствии с жилищным кодексом переселялись в благоустроенные жилые помещения. В соответствии с решением Губахинской городской думы от 23.08.2005 года №159 «Об утверждении временного Положения «О порядке предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья», Законом Пермской области от 05.11.2004 года № 684-342 «Об областной целевой программе «Переселение граждан Пермской области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2005-2010 годы» определялся порядок предоставления гражданам (по их желанию), проживающим в ветхом и аварийном муниципальном жилье, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Субсидия предоставлялась за счет средств федерального, областного, местного бюджетов. Финансирование субсидий из местного бюджета осуществляется в соответствии с Программой «Переселение граждан города Губахи из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2004-2010 годы» и настоящим Положением. Администрация города Губаха свои обязанности по отношению к Обидченко А.Ю. не выполнила, так как о предстоящем сносе дома его не уведомила, субсидию на приобретение жилого помещения не выделило. В этой связи администрация Губахинского городского поселения является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, истец не представил доказательства рыночной стоимости утраченного жилья и обратился в суд по истечении трех лет после того, как мог и должен был узнать о сносе своего жилья, то есть пропустил срок исковой давности. Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению администрацией Губахинского городского поселения. В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В силу части 6 указанной статьи выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. В соответствии с частью 7 указанной статьи при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. В силу части 8 указанной статьи по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Согласно части 10 указанной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 6октября2003года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; Судом установлено, что Обидченко А.Ю. являлся собственником трехкомнатной квартиры <адрес> г.Губаха, который 26.12.2005 года был снесен как аварийный, другое жилое помещение взамен утраченного, равно как и денежную компенсацию за снесенную квартиру Обидченко А.Ю. не получил. Это подтверждается, кроме пояснений сторон, показаниями свидетелей и письменными доказательствами. Из свидетельства о государственной регистрации права № от 30.04.2003 года и технического паспорта жилого помещения следует, что на основании договора купли продажи от 07.04.2003 года истец Обидченко А.Ю. является собственником трехкомнатной квартиры <адрес> г.Губаха. Из справки о судимости и справки об освобождении следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года Обидченко А.Ю. <данные изъяты> Свидетель Ветлугина Н.А. показала, что в рамках реализации программы по переселению граждан из ветхого жилья на основании данных паспортного стола был составлен список граждан, подпадающих под действие этой программы, в том числе жильцов дома <адрес>. Она и первый заместитель главы администрации г.Губаха Курыгин А.Ю. несколько раз посещали этот дом и разъясняли жильцам порядок переселения, однако в квартиру <адрес> ни разу не смогли попасть, так как двери никто не открывал. По данным паспортного стола в этой квартире были зарегистрированы граждане по договору социального найма, истец Обидченко А.Ю. в этой квартире не был зарегистрирован. В начале 2006 года из регистрационной палаты поступили копии свидетельств о регистрации права собственности на квартиры в этом доме, и только тогда стало известно, что квартира №10 принадлежит Обидченко А.Ю. Однако его не стали уведомлять о возможности участия в программе по переселению из ветхого жилья, так как выделенные на эти цели деньги были уже израсходованы. До начала осуществления указанной программы она в частной беседе говорила Обидченко о возможном сносе дома <адрес>, но в то время конкретный срок сноса этого дома она не знала и истцу не сообщала. Свидетель Гинатулин О.Р. показал, что с 23.11.2004 года он зарегистрирован в квартире <адрес> г.Губаха. В этой квартире жили и другие люди, но их фамилий он не помнит. В конце 2004 года он уехал на заработки в Пермь, вернулся в Губаху только в 2007 году, в это время указанного дома уже не было. Из копии акта обследования технического состоянии жилого <адрес> от 01.10.2001 года следует, что данный дом находится в аварийном состоянии. Данный акт был утвержден 22.06.2005 года распоряжением №174-р главы администрации г.Губаха. Согласно Программе по сносу ветхого и аварийного жилья на период 2004-2010 годы, утвержденной решением Губахинской городской Думы от 30.10.2003 года № 475, дом <адрес> в городе Губаха подлежал сносу в 2009 году. На основании Закона Пермского края от 18.12.2006 года № 3416-804 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Губахинского муниципального района» произведено разграничение муниципального имущества между районом и вновь созданными поселениями, и в соответствии с постановлением Главы администрации Губахинского муниципального района №38 от 29.01.2007 года «О передаче объектов муниципальной собственности Губахинскому городскому поселению» Губахинскому городскому поселению были переданы объекты муниципальной собственности, в том числе муниципальные квартиры №№ 3,4,6-11 в доме <адрес> г.Губаха. Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Губахинского муниципального района №20 от 28.02.2006 года «О списании основных средств с баланса МУ «Управляющая компания служба заказчика» разрешено списать с баланса МУ «Управляющая компания служба заказчика» в установленном порядке ввиду физического износа, несоответствия нормам дальнейшего эксплуатации и разрушения здания <адрес> г.Губаха на основании акта Губахинского филиала ОГУП «ЦТИ» №84 от 21.12.2005 года. Согласно справке ГУП «Центра технической инвентаризации Пермского края» от 01.11.2011 года №1499 по данным архива государственного технического учета объектов капитального строительства в Губахинском муниципальном районе жилой дом <адрес> г.Губаха снят с государственного технического учета 25.12.2006 года в связи с его сносом. Из акта приемки выполненных работ по разборке (демонтажу) жилого <адрес> следует, что разборка конструктивных элементов этого дома была произведена 26.12.2005 года, вывоз мусора и рекультивация земельного участка отложена на весенне-летний период. В соответствии с пунктом 8.2 Закона Пермской области от 05.11.2004 N 1684-342 "О краевой целевой программе "Переселение граждан Пермского края из аварийного жилищного фонда на 2005-2011 годы" муниципальный жилищный фонд формируется для предоставления его гражданам по договору социального найма. Частный жилищный фонд формируется из жилых помещений, построенных (приобретенных) гражданами, не имеющими другого жилья на праве собственности, выселяемыми из аварийного жилищного фонда, являющегося для лиц единственным местом проживания, при привлечении их средств в качестве внебюджетных. Условия предоставления бюджетных субсидий гражданам для строительства (приобретения) жилых помещений и формы привлечения гражданами внебюджетных средств устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Договором №3 «Об условиях предоставления средств из областного бюджета, выделяемых для приобретения жилищного фонда и переселения в него граждан из аварийного жилого фонда», заключенным 27.06.2005 года между Правительством Пермской области и администрацией г.Губаха, определен порядок выделения денежных средств областного и местного бюджета на переселение граждан из аварийного жилья в г.Губаха. Решением Земского Собрания Губахинского муниципального района от 25.03.2010 N 213 во исполнение Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 08.02.2008 N 14-п, утвержден муниципальный проект, регулирующий проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов в рамках реализации подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жилье", которым установлен порядок определения размера безвозмездных субсидий, порядок предоставления денежных средств. В соответствии с пунктом 6.4 данного проекта граждане, не реализовавшие договор о предоставлении субсидии либо договор выкупа в установленный срок, обеспечиваются жильем за счет средств бюджета администрации поселения в соответствии со статьями 32, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Распоряжением от 09.09.2011 года №178-рп Правительства Пермского края средняя расчетная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, в 4 квартале 2011 года составила в Губахинском муниципальном районе 16657 рублей. Из ответа на заявление Обидченко А.Ю. от 24.08.2011 года главы администрации Губахинского муниципального района следует, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 6октября2003года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение жилищных вопросов относится к компетенции Губахинского городского поселения. В своем ответе на заявление Обидченко А.Ю. от 26.09.2011 года глава администрации Губахинского городского поселения предложил истцу встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и разъяснил порядок постановки на этот учет. Из совокупности исследованных доказательств следует, что 26.12.2005 года дом <адрес> по решению администрации г.Губаха снесен как аварийный, в связи с чем прекратилось право собственности Обидченко А.Ю. на квартиру <адрес> в этом доме, что в соответствии с ч.1 ст.40 Конституции РФ и ст. 32 Жилищного кодекса РФ является основанием для выплаты истцу денежной компенсации за утраченное жилье. Доводы представителя администрации Губахинского муниципального района о том, что Обидченко А.Ю. знал о предстоящем сносе жилого дома <адрес> г.Губаха, суд признает несостоятельными, так как это опровергается пояснениями истца и показаниями свидетеля Ветлугиной Н.А., в договоре купли-продажи от 22.11.2005 года квартиры <адрес> сведения о приобретении квартиры под переселение жильцов из ветхого жилья отсутствуют, а каких-либо иных доказательств ответчик не представил. Доводы представителя администрации Губахинского городского поселения о недоказанности размера исковых требований ввиду отсутствия оценки рыночной стоимости утраченного жилья суд признает неосновательными, так как истец обосновал цену иска официально утвержденной расчетной стоимостью одного квадратного метра жилья в Губахинском муниципальном районе, в то время как ответчик доказательств иной стоимости снесенной квартиры не представил. В этой связи при расчете стоимости этого жилья суд исходит из представленных истцом доказательств. Возражения ответчиков о пропуске исковой давности суд признает необоснованными, поскольку они не опровергли доводы истца о том, что до <данные изъяты> он не знал и не должен был знать о сносе указанного дома, и что о нарушении своего права собственности он узнал только <данные изъяты> в 2010 году. В пункте 22 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма, то при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. На основании Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законом Пермского края от 18.12.2006 года №3416-804 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Губахинского муниципального района» с 01.01.2006 года полномочия по предоставлению жилья переданы в муниципальные образования поселений и утвержден Перечень объектов муниципальной собственности Губахинского муниципального района, передаваемых в собственность Губахинского городского поселения, в пункте 158 которого указаны муниципальные квартиры дома <адрес> ( №№ 3,4,6-11). В соответствии с пунктом 6.4 «Муниципального проекта, регулирующего проведение мероприятий по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов в рамках реализации подпроекта "Ликвидация ветхих (аварийных) домов" приоритетного регионального проекта "Достойное жилье"», утвержденного решением Земского Собрания Губахинского муниципального района от 25.03.2010 года N213, граждане, не реализовавшие договор о предоставлении субсидии либо договор выкупа в установленный срок, обеспечиваются жильем за счет средств бюджета администрации поселения в соответствии со статьями 32, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку ФИО1 в силу объективных причин не реализовал свое право на получение субсидии на приобретение нового жилья взамен снесенного, равно как и право на выкуп этого жилья, а полномочия в области жилищных отношений находятся в ведении Губахинского городского поселения, то обязанность по выплате истцу денежной компенсации за снесенное жилое помещение - <адрес> общей площадью 53,7 квадратных метра в <адрес> лежит на администрации Губахинского городского поселения. Размер этой компенсации, исходя из расчетной стоимости одного квадратного метра жилья в Губахинском муниципальном районе, составляет 894480 рублей (53,7х16657=894480), что больше размера исковых требований. Поскольку суд не может по своей инициативе выйти за рамки иска, то администрация Губахинского городского поселения должна выплатить истцу 894048 рублей. В иске Обидченко А.Ю. к администрации Губахинского муниципального района о выплате денежной компенсации за указанное снесенное жилое помещение следует отказать. Поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины, то требования истца о возмещении ему судебных расходов за счет ответчиков удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Признать прекращенным право собственности Обидченко А.Ю. на жилое помещение – квартиру <адрес> г.Губаха Пермского края. Обязать администрацию Губахинского городского поселения Губахинского муниципального района Пермского края выплатить Обидченко А.Ю. денежную компенсацию в размере <данные изъяты> рублей за снесенное жилое помещение – квартиру <адрес> г.Губаха Пермского края. Отказать Обидченко А.Ю. в иске к администрации Губахинского муниципального района Пермского края о выплате денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей за снесенное жилое помещение – квартиру <адрес> г.Губаха Пермского края. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья