гражданское дело 2-12



Дело №

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Грозненский районный суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего: судьи Сербиевой М.М.,

с участием

помощника прокурора <адрес> ЧР ФИО1,

представителя администрации <адрес> ЧР ФИО3,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Чеченской Республики об обязании администрации и Совет депутатов Грозненского муниципального района внести изменения в Устав данного муниципального образования, предусмотрев в нем положение (норму), устанавливающую обязанность должностных лиц указанных органов местного самоуправления направлять в прокуратуру района не позднее 3-х суточного срока с момента принятия нормативного правового акта для проверки и проведения антикоррупционной экспертизы

УСТАНОВИЛ:

<адрес> ЧР обратился в суд с заявлением об обязании администрации и Совет депутатов Грозненского муниципального района внести изменения в Устав данного муниципального образования, предусмотрев в нем положение (норму), устанавливающую обязанность должностных лиц указанных органов местного самоуправления направлять в прокуратуру района не позднее 3-х суточного срока с момента принятия нормативного правового акта для проверки и проведения антикоррупционной экспертизы, мотивировав следующими обстоятельствами дела.

<адрес> в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативно правовых актов» обязана проводить антикоррупционную экспертизу издаваемых органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами нормативных правовых актов в месячный срок со дня их принятия (издания).

Согласно пункта 1.2 приказа Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» в целях реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы органы прокуратуры в пределах компетенции обязаны осуществить организационные мероприятия, направленные на реализацию полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в том числе издание необходимых организационно-распорядительных документов.

С целью определения механизма реализации новых полномочий прокуратурой района в марте 2010 года проведено межведомственное совещание с руководителями органов и организаций с целью разработки соответствующего механизма представления нормативных правовых актов в прокуратуру района.

При этом было предложено внести в Уставы соответствующие нормы, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления представлять в 3-х суточный срок принятые нормативно-правовые акты.

В ст. 2 Федерального закона № 172-ФЗ определено, что в целях реализации полномочий, закрепленных в ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры проводят экспертизу нормативных правовых актов по вопросам, касающимися:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещавшим (замещающим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Результаты проведенных проверок деятельности исполнительных органов местного самоуправления по противодействию коррупции в 2010 году показали, что администрация Грозненского муниципального района до настоящего времени не установила процедуру представления в прокуратуру района для соответствующей поверки и проведения антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов.

Так, в Уставе Грозненского муниципального района в разделе 7, устанавливающем ответственность и контроль за деятельностью органов местного самоуправления отсутствует норма, определяющая сроки представления нормативных правовых актов, принятых исполнительными и представительными органами местного самоуправления, в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы.

Отсутствие в Уставе муниципального района нормы об обязательном представлении муниципальных правовых актов в прокуратуру района в определенный срок со дня их принятия, является препятствием для осуществления прокурорского надзора и для проведения антикоррупционной экспертизы в установленные законом сроки. Несвоевременное представление в прокуратуру района принятых нормативных правовых актов может привести к применению на территории района правовых актов, в которых содержатся коррупционные факторы.

В соответствии со ст.1 Федерального закона № коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий подлежат безусловному исполнению.

Просит обязать администрацию и Совет депутатов Грозненского муниципального района внести изменения в Устав данного муниципального образования, предусмотрев в нем положение (норму), устанавливающую обязанность должностных лиц указанных органов местного самоуправления направлять в прокуратуру района не позднее 3-х суточного срока с момента принятия нормативного правового акта для проверки и проведения антикоррупционной экспертизы.

В судебном заседании помощник прокурора полностью поддержал заявление, просил удовлетворить заявленные требования и обязать администрацию и Совет депутатов Грозненского муниципального района внести изменения в Устав данного муниципального образования, предусмотрев в нем положение (норму), устанавливающую обязанность должностных лиц указанных органов местного самоуправления направлять в прокуратуру района не позднее 3-х суточного срока с момента принятия нормативного правового акта для проверки и проведения антикоррупционной экспертизы.

Представитель администрации Грозненского муниципального района ЧР ФИО3 в ходе судебного заседания согласилась с заявлением прокурора и пояснила, что работа в этом направлении ведется, о чем представила распоряжение главы от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель Совета депутатов Грозненского муниципального района ЧР неоднократно и надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело без его участия.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора и представителя администрации, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и прокуратуру должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Грозненского муниципального района Чеченской Республики и Совет депутатов Грозненского муниципального района внести изменения в Устав данного муниципального образования, предусмотрев в нем положение (норму), устанавливающую обязанность должностных лиц указанных органов местного самоуправления направлять в прокуратуру района не позднее 3-х суточного срока с момента принятия нормативного правового акта для проверки и проведения антикоррупционной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Грозненский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий судья М.М. Сербиева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.