Дело Номер обезличен год.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Грязи 18 октября 2010 года
Грязинский городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.
с участием помощника Грязинского межрайонного прокурора Мамонова А.В.
при секретаре Игнаткиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грязинского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации с. Ярлуково Грязинского района Липецкой области о признании незаконным бездействия в части невыполнения требований федерального законодательства, регулирующего вопросы обеспечения безопасности функционирования очистного сооружения, расположенного на территории сельского поселения, понуждении обратиться в Грязинский отдел Росреестра по Липецкой области с заявлением о принятии очистного сооружения на учет в связи с его бесхозяйностью и по истечении года с момента его постановки в Грязинском отделе Управления Росреестра по Липецкой области на учет, обратиться в Грязинский отдел Управления Росреестра по Липецкой области с заявлением о признании права муниципальной собственности на очистное сооружение как объект недвижимости,
установил:
Грязинский межрайпрокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области с вышеуказанным иском.
Свои требования обосновывает тем, что на территории сельского поселения, в лесном массиве недалеко от улиц ... и ... ..., располагается очистное сооружение, которое фактически является бесхозяйным, мероприятия по его содержанию в надлежащем техническом состоянии никем не проводятся. В этой связи в период таяния снега, в период паводков содержимое из очистного сооружения попадает как в почву, так и в питьевую воду, что может послужить массовому распространению инфекционных заболеваний.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к вопросам местного самоуправления отнесены организация в границах поселения водоотведения, благоустройства поселения, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ч.2 ст.50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло,-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Администрация сельского поселения Ярлуковский сельсовет не выполняет требования федерального гражданского законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о местном самоуправлении в части содержания в надлежащем состоянии гидротехнического (очистного) сооружения сельского поселения.
По данному факту Грязинским ТО Управления Роспотребнадзора в отношении администрации с. Ярлуково Грязинского района в Грязинский городской суд был направлен административный материал, по результатам рассмотрения которого администрация ... постановлением судьи Грязинского горсуда от 02.07.2010 г. привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
В ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению в Грязинскую межрайпрокуратуру жителей с. Ярлуково, было установлено, что очистное сооружение, расположенное в лесном массиве недалеко от улиц ... (около 300 метров), не значится в собственности сельского поселения с. Ярлуково и на балансе администрации сельского поселения не находятся. Данный объект обслуживает МУП «Водоканал».
Согласно информации, представленной МУП «Водоканал», очистное сооружение, расположенное в с. Ярлуково, в собственности и на балансе предприятия не находится, в его ведение не передавалось.
Из сообщения администрации Грязинского муниципального района Липецкой области следует, что сведениями о принадлежности очистного сооружения в ... в лесном массиве и земельного участка, на котором оно расположено, администрация не располагает. Не располагает такими сведениями и филиал ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» Грязинское БТИ, Грязинский отдел Управления Росреестра по Липецкой области.
Нет сведений о принадлежности очистного сооружения в архивном отделе администрации Грязинского района, равно как и описания данного сооружения.
Таким образом, очистное сооружение, расположенное на территории ..., в настоящий момент не имеет собственника.
При выезде 28.05.2010 г. на место установлено, что в лесном массиве, недалеко от улиц ... и базы отдыха УВД Липецкой области, поворот направо( слева от поворота расположен дом ... ), располагается сооружение по очистке сточных вод. Оно фактически заброшено, ничем не огорожено, мероприятия по его очистке от образовавшихся в процессе эксплуатации отходов не проводятся. Канавы и резервуары для очистки сточных вод покрыты густой растительностью, в связи с чем возможны несчастные случаи.
Состояние очистного сооружения может привести в последующем к загрязнению водопроводной воды, почвы продуктами деятельности очистного сооружения при повышении уровня осадков и увеличении уровня сточных вод, а также к причинению вреда жизни и здоровью людей.
Администрации ... надлежало в соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ, статьями 14 и 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обратиться в Грязинский отдел Управления Росреестра по Липецкой области с заявлением о постановке на учёт вышеуказанного объекта недвижимости, по истечении года после постановки на учёт, обратиться с заявлением о признании права собственности на данный объект недвижимости.
Однако орган местного самоуправления - администрация сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского района от исполнения своих обязанностей устранилась, допускает незаконное бездействие, выражающееся в бесхозяйном отношении к вышеобозначенному объекту, расположенному на территории сельского поселения.
Таким образом, именно бездействие администрации с. Ярлуково Грязинского района явилось причиной нарушения федерального законодательства в области имущественных отношений, законодательства о местном самоуправлении и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Грязинский межрайпрокурор в интересах неопределенного круга лиц просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского района в части невыполнения требований федерального законодательства, регулирующего вопросы обеспечения безопасности функционирования очистного сооружения, расположенного на территории поселения;
обязать администрацию сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского района Липецкой области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу надлежащим образом исполнить требования п.3 ст.225 ГК РФ, а именно:
в соответствии с п.п.5-7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580 собрать необходимый пакет документов, подтверждающих, что указанное очистное сооружение в с. Ярлуково не имеет собственника, и документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества- очистного сооружения в ..., в том числе план объекта недвижимого имущества- очистного сооружения в с. Ярлуково, удостоверенные соответствующей организацией(органом) по учету объектов недвижимого имущества; после сбора необходимого пакета документов обратиться в Грязинский отдел Управления Росреестра по Липецкой области с заявлением о принятии очистного сооружения, расположенного в лесном массиве, недалеко от улиц Красная роща и Набережная ( около 300 метров) как объекта недвижимости на учет в связи с его бесхозяйностью;
обязать администрацию сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского района по истечении года с момента постановки на учёт вышеобозначенного очистного сооружения в Грязинском отделе Управления Росреестра по ЛО обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (Грязинский отдел Управления Росреестра по Липецкой области), с заявлением о признании права муниципальной собственности на очистное сооружение, расположенное в лесном массиве, недалеко от улиц Красная роща и Набережная (около 300 метров), как на объект недвижимости.
В судебном заседании помощник Грязинского межрайонного прокурора Мамонов А.В. поддержал заявленное требование.
Представитель ответчика глава администрации сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского района Липецкой области Лапин А.Ф. иск признал и объяснил, что очистные сооружения, расположенные в границах ..., ранее находились на балансе совхоза «...». После ликвидации хозяйства объекты водоснабжения и канализации были переданы на обслуживание МУП «Водоканал» администрации Грязинского района. В перечень переданных объектов очистные сооружения (поля фильтрации) не были включены. Очистные сооружения никому не принадлежат, в реестре муниципальной собственности сельского поселения Ярлуковский сельсовет не значатся. В настоящее время лотки, колодцы отремонтированы. Администрация сельского поселения оформляет техническую документацию на очистные сооружения и землеустроительные документы на земельный участок и обязуется до конца 2010г. подать заявление в Управление Росреестра о принятии очистных сооружений на учет.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь(п.3).
В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003г. № 580, к заявлению о принятии на учет объекта недвижимого имущества должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (п.5).
Представление кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если право собственности на земельный участок, от которого собственник отказался, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - Единый государственный реестр прав) и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка.(п.6)
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.(п.7)
Материалами дела установлено, что на территории села Ярлуково, входящего в границы сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского района Липецкой области, находятся очистные сооружения(поля фильтрации).
Из протокола осмотра очистных сооружений, составленного ведущим специалистом-экспертом территориального отдела ТУ Роспотребнадзора по Липецкой области в Грязинском районе от 13.05.2010г., следует, что фильтрующие карты очистных сооружений в количестве 4 штук не окошены и не перепаханы. Обваловка карт полей фильтрации не окошена.
Вступившим в законную силу постановлением судьи Грязинского городского суда Липецкой области Дудникова С.А. от 02 июля 2010г. администрация сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского района Липецкой области привлечена к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Из Уведомления Управления Федеральной регистрационной службы по Липецкой области от 25 августа 2010г. следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации прав, ограничений(обременений) на очистные сооружения, расположенные по адресу: ..., в лесном массиве, в 300 метрах от улиц ....
По сведениям администрации Грязинского муниципального района по состоянию на 27 августа 2010г. сведениями о принадлежности гидротехнического(очистного) сооружения, расположенного в с.Ярлуково Грязинского района Липецкой области и земельном участке, на котором расположено данное сооружение, администрация не располагает.
Техническая документация на данный объект и сведения о принадлежности объекта в Грязинском БТИ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», осуществлявшем регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции на территории Липецкой области, отсутствуют.
Согласно сообщению главы администрации сельского поселения Ярлуковский сельсовет, очистное сооружение, расположенное в лесном массиве в ... вблизи (около 300м.) улиц ..., не находится на балансе администрации сельского поселения Ярлуковский сельсовет, не состоит в реестре муниципальной собственности с. Ярлуково.
Таким образом, очистные сооружения, расположенные в с. Ярлуково Грязинского района Липецкой области, входящие в систему канализации жилой зоны ..., обладают признаками бесхозяйного недвижимого имущества.
В соответствии с подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и подп. 4 ст.11 Устава сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, принятого Советом депутатов сельского поселения Ярлуковский сельсовет(решение № 37 от 05 июня 2006г.), организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения относятся к вопросам местного значения.
В соответствии с п.2 ст.50 вышеуказанного Федерального закона № 131-ФЗ в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Материалами дела, объяснениями сторон установлено, что ранее очистные сооружения находились на балансе МП ... которое было признано банкротом и ликвидировано.
Постановлением главы администрации Грязинского района от 18.02.2000г.№ 361 в связи с реорганизацией и банкротством сельскохозяйственных и промышленных предприятий различных форм собственности на территории района, из-за чего стали бесхозяйными водопроводные, электрические сети и инженерные сооружения, было предписано в целях создания устойчивого жизнеобеспечения населенных пунктов сельской местности, для организации нормальных условий эксплуатации и регулярного обслуживания сетей главам сельских администраций составить перечень бесхозяйных водопроводных и электрических сетей с инженерными сооружениями к ним на подведомственных им территориях до 1 марта 2000г., и передать эти материалы в МП «Водоканал» и РЭС.
По сообщению архивного отдела администрации Грязинского района в документах постоянного хранения архивного фонда администрации Грязинского муниципального района и администрации Ярлуковского сельсовета Грязинского района за 200-2001годы акты приема-передачи гидротехнических сооружений СХП ... (МПМ «Дружба») не значатся.
Распоряжением главы администрации Грязинского района от 28.12.2001г. № 161 в связи с возбуждением процедуры банкротства в отношении МП «Дружба» объекты водохозяйственного назначения, состоящие на балансе МП ... были переданы на баланс МУП «Водоканал» согласно приложению. В Приложении и акте приема передачи от 01 апреля 2003г. очистные сооружения не значатся.
30 декабря 2005г. между администрацией сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского района Липецкой области и МУП «Водоканал» был заключен договор, в соответствии с которым в безвозмездное пользование МУП «Водоканал» передано имущество сельского поселения Ярлуковский сельсовет, затраты на обслуживание которого предусмотрены при формировании тарифов. В Перечне имущества, являющемся приложением к договору, очистные сооружения, расположенные в с. Ярлуково, отсутствуют.
В нарушение федерального законодательства, нормативных актов органа местного самоуправления Грязинского муниципального района и Устава сельского поселения Ярлуковский сельсовет, администрация сельского поселения, к компетенции которой в соответствии со ст. 32 Устава относится обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, допустила незаконное бездействие, выразившееся в эксплуатации в период с 2003 по 2010г. на территории сельского поселения бесхозяйных очистных сооружений. Указанное бездействие противоречит требованиям безопасности функционирования очистного сооружения, привело к нарушению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
После обращения прокурора в суд администрацией сельского поселения был изготовлен технический паспорт на канализационные очистные сооружения по состоянию на 28 сентября 2010г. Из технического паспорта, составленного Грязинским отделением Липецкого филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» следует, что канализационные очистные сооружения расположены в ..., площадь составляет 121,9 кв.м.
Суд полагает, что имеются законные основания для удовлетворения требования Грязинского межрайпрокурора о понуждении администрации Ярлуковского сельсовета обратиться в Управление Росреестра по Липецкой области с заявлением о принятии вышеуказанного очистного сооружения на учет, как бесхозяйного, поскольку постановка на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним является обязательной стадией для последующего обращения в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на указанное имущество. Срок, предложенный прокурором для такого обращения, является разумным и обоснованным, учитывая необходимость сбора пакета документов, предусмотренных Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В части удовлетворения требования Грязинского межрайпрокурора о понуждении ответчика по истечении года с момента постановки очистных сооружений на учет обратиться в Грязинский отдел Управления Росреестра по Липецкой области с заявлением о признании права муниципальной собственности на очистное сооружение как объекта недвижимости суд считает необходимым отказать, так как оно не соответствует закону.
В соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ рассмотрение заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь относится к компетенции суда, а не органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данные заявления рассматриваются судом в порядке, установленном главой 33 ГПК РФ. Поскольку такого требования прокурор не заявлял, суд не находит оснований для выхода за пределы заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского района Липецкой области подать в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области заявление о принятии на учет, как бесхозяйной недвижимой вещи, канализационных очистных сооружений площадью 121,9 кв.м., расположенных по адресу: ... ..., в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
К заявлению администрации сельского поселения Ярлуковский сельсовет должны быть приложены документы, предусмотренные п.п. 5-7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003г. № 580.
Отказать в удовлетворении иска Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области к администрации сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского района Липецкой области о понуждении по истечении года с момента постановки очистных сооружений на учет, как недвижимого имущества, обратиться в Грязинский отдел Управления Росреестра по Липецкой области с заявлением о признании права муниципальной собственности на очистные сооружения, расположенные по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в Липецкий облсуд через Грязинский горсуд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Дата вынесения мотивированного решения 22 октября 2010года.
Судья ______________________________