Решение о постановке на очередь на жилье



Дело №г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Грязи 06 декабря 2010 года

Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.

при секретаре Ретунской М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Кучиной С.А. к администрации городского поселения г. Грязи Грязинского района Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству финансов Российской Федерации о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета,

Установил:

Кучина С.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации города Грязи.

В обоснование своих требований указала, что она является ветераном Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> совместно с внуком Завражиным Д.Н., его женой Завражиной Е.В. и их дочерью Завражиной Ю.Д.

В соответствии с Указом Президента РФ « Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов, ФЗ «О ветеранах», она обратилась в администрацию г. Грязи с заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Постановлением администрации г. Грязи от 10.08.2010 года № 198 ей было отказано в принятии на учет на том основании, что 20.07.2006 года ею был продан жилой дом по адресу: <адрес>, то есть она совершила действия, в результате которых может быть признана нуждающейся в жилом помещении. В связи с этим администрация считает, что она может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

С отказом она не согласна, поскольку, являясь инвалидом второй группы, она нуждалась в постороннем уходе. В силу этого обстоятельства, её дочь Мельникова Е.С. забрала её к себе, а дом, в котором не было никаких условий для проживания тяжелобольного человека и обеспечения надлежащего ухода, был продан. Продажа дома не была намеренным действием с её стороны, а была вынужденной мерой. На момент продажи дома она не могла знать, что выйдет Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в соответствии с которым она могла бы претендовать на улучшение жилищных условий.

Ст.53 ЖК РФ, на которую ссылается ответчик, прямо указывает на намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий. Жилищный кодекс РФ не содержит перечня таких действий, данный вопрос должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае. То, что ее действия не были намеренными, подтверждается справками лечебного учреждения о тяжелом состоянии здоровья, отсутствии необходимых условий для проживания инвалида в проданном доме.

К участию в деле в качестве соответчиков судом привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Липецкой области и Управление социальной защиты населения Липецкой области.

В судебном заседании представители истца по доверенности Мельникова Е.С. и Воронин Д.В. поддержали исковые требования Кучиной С.А.

Мельникова Е.С. дополнительно пояснила, что она является дочерью истицы. Кучина С.А. проживала одна в доме в <адрес>. Дом был старый, шлаконабивной, стены разваливались, без удобств, отопление печное. В связи с наличием тяжелых заболеваний Кучина С.А. практически не могла передвигаться. В 2002г. она забрала мать в свою квартиру в г.Грязи, чтобы осуществлять за ней уход. С 2002года Кучина С.А. является членом ее семьи. Оставаясь без присмотра, дом ветшал, разваливался, поэтому решили его продать. Это было вызвано необходимостью, а не желанием ухудшить жилищные условия Кучиной С.А. Добавив к деньгам, вырученным от продажи дома матери, свои деньги, она приобрела на свое имя комнату в коммунальной квартире по адресу: <адрес> площадью 11,7 кв.м., где и зарегистрировала Кучину С.А. В настоящее время указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Фактически Кучина С.А. проживает в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежащей на основании договора приватизации ей и ее сыновьям по 1/3 доле. В квартире проживает она, ее сын с женой и малолетним ребенком и Кучина С.А., всего 5 человек. Обеспеченность Кучиной С.А. общей площадью составляет менее учетной нормы 14 кв.м. как по месту регистрации, так и по месту фактического жительства.

Представитель ответчика администрации городского поселения г. Грязи Блашенцев Н.Н. иск не признал, сославшись на то, что Кучина С.А., имея в собственности дом в <адрес> и будучи обеспеченной жильем свыше учетной нормы, 20.07.2006 г. совершила продажу жилья. При таких обстоятельствах она не может быть признана нуждающейся в жилье ранее 5 лет с момента продажи в соответствии со ст. 53 ЖК РФ.

Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на исковое заявление Кучиной С.А. представитель УФК по Липецкой области иск к Министерству финансов РФ не признал, ссылаясь на то, что Министерство финансов РФ не наделено полномочиями по постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях; просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель Управления социальной защиты населения Липецкой области Усацких Т.Н., возражая против иска, пояснила, что в соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. ( с изменениями и дополнениями) меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 указанного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов» признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В Липецкой области форму и порядок обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны определяет закон Липецкой области от 18.08.2006г. № 318-ФЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Управлением социальной защиты населения Липецкой области не оспаривается право истицы на меры социальной поддержки, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны, поскольку она предоставила удостоверение установленного образца, подтверждающее право на льготы по ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».

Исходя из закона Липецкой области № 318-ОЗ обеспечение жильем отдельных категорий граждан осуществляется в порядке очередности исходя из даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учет ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение очередности относится к компетенции органов местного самоуправления. На Управление социальной защиты населения Липецкой области возложены обязанности на основании заверенных сведений органов местного самоуправления формирование областного списка, и в пределах выделенных бюджетных ассигнований внесение предложения по перечислению субвенций органам местного самоуправления путем внесения изменений в закон области об областном бюджете на очередной финансовый год.

До настоящего времени Кучина С.А. не состояла в списке очередников на обеспечение жильем в администрации г. Грязи, соответственно, у Управления СЗН Липецкой области не было оснований включать ее в областной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение об отказе во включении в такой список Управление не принимало. Таким образом, Управление социальной защиты населения прав истицы не нарушало.

Полагает, что отказ администрации городского поселения г. Грязи в постановке Кучиной С.А. на учет для представления жилья обоснован, поскольку со стороны истца имела место продажа жилого дома, что свидетельствует о намеренном ухудшении своих жилищных условий.

Выслушав объяснения представителей сторон, показания свидетелей, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. (с изменениями и дополнениями) меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 указанного Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

На основании подп.3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подп. «а»-«ж» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки : обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.(п.1)

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.(п.6)

Определение порядка предоставления жилых помещений указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.(п.11)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи (п.12).

Закон Липецкой области от 18 августа 2006 г. № 318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов» определяет форму и порядок обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет в органах местного самоуправления. В силу ст.2 Закона Липецкой области обеспечение жильем граждан, указанных в ст.2 Закона, осуществляется путем выделения субвенций органам местного самоуправления для предоставления жилых помещений по договору социального найма либо перечисления в виде субсидий застройщику или продавцу для приобретения жилья в собственность очередником.

В соответствии с п.3 ст.4 вышеуказанного Закона Липецкой области обеспечение жильем осуществляется в порядке очередности исходя из даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется по нормам жилищного законодательства.

На основании подп.2,3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Положением «О порядке использования муниципального жилищного фонда на территории города Грязи», являющимся приложением к решению Совета депутатов г. Грязи от 27.07.2006 года №53, установлена учетная норма в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения.

Материалами дела установлено, что10 сентября 2002г. управлением социальной защиты населения Грязинского района Липецкой области Кучиной С.А. выдано удостоверение, что она является ветераном Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.14 Федерального закона «О ветеранах».

Право истицы на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» ответчики не оспаривают.

Из справки ООО «Городская управляющая компания «Центр» следует, что Кучина С.А. проживает по адресу: <адрес>. Вместе с ней в квартире зарегистрированы внук Завражин Д.Н., жена внука Завражина Е.В., правнучка Завражина Ю.Д. Согласно выписке из лицевого счета, общая площадь занимаемого жилого помещения составляет 19,7 кв.м., жилая площадь 11,7 кв.м.

Указанное жилое помещение представляет собой комнату площадью 11,7 кв.м. в пятикомнатной коммунальной квартире, принадлежащую дочери истицы - Мельниковой Е.С. на основании договора купли-продажи 117/562 долей в праве общей долевой собственности от 26.11.2007г.

Постановлением администрации городского поселения г. Грязи от 22.10.2010г. №363 утверждено заключение межведомственной комиссии от 13.08.2010г.№ 55 о признании многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом конструкций в процессе эксплуатации и невозможности проживания в нем. Начальник отдела имущественных отношений, тарифов и жилищных вопросов администрации городского поселения г. Грязи Блашенцев Н.Н. в судебном заседании подтвердил, что жилой <адрес>, в котором зарегистрирована истица, включен в реестр аварийного жилья.

Таким образом, жилое помещение, в котором зарегистрирована истица как член семьи собственника жилого помещения, признано не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

Из объяснений представителей истца следует, что с 2002 года Кучина С.А. живет в квартире дочери Мельниковой Е.С. по адресу : <адрес>.

По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указанная квартира состоит из трех комнат общей полезной площадью 62,1 кв.м. На основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 30.01.2002г. данная квартира находится в общей долевой собственности Мельниковой Е.С.и двух ее сыновей-внуков истицы, по 1/3 доле.

Жилищная комиссия администрации городского поселения г. Грязи 22 октября 2010г. провела проверку жилищных условий Кучиной С.А. Проверкой установлено, что Кучина С.А. фактически проживает по адресу: <адрес> <адрес>, в трехкомнатной квартире у дочери Мельниковой Е.С., количество проживающих-5 человек. По заключению комиссии, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы, в связи с чем на основании пп.2 п.1 ст.51 ЖК РФ семья может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Свидетели Амбурцева Н.И., Болховитинова Л.В., Шальнева Н.В., Корчагина Н.А., Нечай Т.И. подтвердили, что в 2002году дочь Мельникова Е.С. забрала Кучину С.А. из дома в <адрес> и перевезла в свою квартиру в <адрес>, где истица и живет с 2002 года до настоящего времени непрерывно. В доме Кучиной С.А. было печное отопление, не было воды, канализации. Кучина С.А. жила одна, плохо передвигалась, не могла ходить в магазин, в колонку за водой, с трудом себя обслуживала, поэтому дочь ее и забрала. Кроме Мельниковой Е.С., близких родственников у Кучиной С.А. нет.

Показания свидетелей последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и подтверждаются письменными доказательствами.

Из справки Аннинского фельдшерско-акушерского пункта МУЗ «Грязинская ЦРБ» следует, что Кучина С.А. состояла на учете в ФАП в связи с неспособностью себя обслуживать по состоянию здоровья. В августе 2002г. выбыла к дочери в <адрес>.

Согласно справке МСЭ, выданной 22 августа 2002г., Кучина С.А. признана инвалидом 2 группы бессрочно.

По заключению врачебной комиссии МУЗ «Грязинская ЦРБ» от 11 августа 2010г. состояние здоровья Кучиной С.А. тяжелое, самостоятельно она не передвигается, себя не обслуживает, нетранспортабельна.

На основании вышеуказанных доказательств судом установлено, что Кучина С.А. изменила место жительства в 2002 году, переехала в г.Грязи к дочери в связи с неспособностью самостоятельно себя обслуживать.

По договору купли-продажи земельного участка с жилым домом от 20 июля 2006г. Кучина С.А., от имени которой действовала Мельникова Е.С., продала принадлежащий ей земельный участок площадью 1300 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес> с расположенным на нем жилым домом, состоящим из основного шлаконабивного строения общей полезной площадью 31,7 кв.м., в том числе жилой площадью 18,9 кв.м., Кравченко Я.Н. за 200 000 рублей.

Свидетель Ельникова Т.Л. показала, что жилой дом Кучиной С.А. в 2006 купила ее дочь. Техническое состояние дома было неудовлетворительное, пришлось делать капитальный ремонт, укреплять стены, менять оконные рамы, подоконники, двери. В доме до его продажи несколько лет никто не жил, он не отапливался, шлаковые стены сыпались, в некоторых местах отходили, хозяйственные постройки развалились.

По сведениям Управления Росреестра по Липецкой области и Грязинского БТИ филиала ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», в настоящее время в собственности Кучиной С.А. жилые помещения не зарегистрированы.

27 июля 2010г. Кучина С.А. в лице поверенной Мельниковой Е.С. обратилась в администрацию г. Грязи с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Постановлением администрации городского поселения г. Грязи от 10.08.2010г. № 198 Кучиной С.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях участников Великой Отечественной войны на основании пп.3 п.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, так как ею был отчужден принадлежавший на праве собственности жилой дом общей площадью 31,7 кв.м., со дня продажи не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Документы, подтверждающие непригодность проданного дома для проживания, отсутствуют.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Кучиной С.А. в постановке на учет отказано по формальным основаниям, без учета фактических обстоятельств дела.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Указанная норма Федерального закона не позволяет встать на учет гражданам, которые намеренно, сознательно ухудшили свои жилищные условия, действуя лишь с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

В отношении Кучиной С.А. таких обстоятельств судом не установлено, доказательств намеренного ухудшения истицей жилищных условий истцы не представили.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Кучина С.А. в соответствии с подп. 2,3 п.1 ст. 51 ЖК РФ является нуждающейся в жилом помещении и вправе состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны с целью предоставления жилья по договору социального найма в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов» и Федеральным законом от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию городского поселения г. Грязи Грязинского района Липецкой области принять Кучину С.А. на учет в категории нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения 10.12. 2010года.

Судья _______________