Решение о предоставлении жилья ( не вступило в силу)



Дело№.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Грязи 20 декабря 2010года

Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.,

при секретаре Игнаткиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Двуреченской Н.А. к администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, Управлению финансов Липецкой области, Управлению образования и науки Липецкой области о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

Установил:

Двуреченская Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации городского поселения г. Грязи Грязинского района Липецкой области о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета городского поселения города Грязи Грязинского района Липецкой области.

В обоснование своих требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать Двойченкова Г.Н. по решению Грязинского горсуда от 03.12.1984г. лишена родительских прав, отца у нее нет. С 1982 по 1994гг. она воспитывалась в детских домах и школах-интернатах г. Грязи и г. Липецка, с 1994 по 1999г. обучалась в Липецком государственном педагогическом институте. Закрепленного жилья не имела. После развода с мужем в 2003г. она обратилась в администрацию Грязинского района с просьбой о постановке ее в льготную очередь для предоставления жилья в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В этом ей было отказано. 15.09.2010г., собрав необходимые документы, она обратилась с заявлением о постановке ее на льготную очередь в администрацию города Грязи, в чем ей также незаконно было отказано со ссылкой на то, что на момент обращения ей исполнилось 33 года.

В судебном заседании истица поддержала заявленное требование и объяснила, что в 1994году она окончила интернат в г.Липецке и поступила в Липецкий педагогический институт на дневное отделение. В 1997году вышла замуж за военнослужащего и уехала с ним в Читинскую область, перевелась на заочное отделение ВУЗа. Жилье им предоставлено не было, она была зарегистрирована по месту службы мужа в служебном жилом помещении. В 1999г. она окончила институт. 2000г. муж уволился с военной службы и они вернулись в г. Грязи. Она была зарегистрирована у брата в г.Грязи по месту пребывания. В 20006г. была снята с регистрационного учета и длительное время нигде не была зарегистрирована. В 2007году ее сестра получила жилье, как сирота, и в настоящее время она зарегистрирована в квартире сестры, живет в г.Липецке. Так как она относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имела закрепленного жилья, ее попечители после окончания ее пребывания в интернате в 1994году обязаны были решить вопрос об обеспечении ее жильем, но возложенные законом обязанности не выполнили ни после окончания ею интерната, ни после окончания института, эта обязанность остается за государством в лице его уполномоченных органов независимо от ее возраста, поскольку в Преамбуле Федерального закона от 21.12.1996г.№ 159-ФЗ с изменениями от 17.12.2009г. нет ограничения возраста для отнесения к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Считает, что администрация г. Грязи обязана обеспечить ее жильем за счет средств городского бюджета, независимо от наличия льготной очереди и лиц, обратившихся с заявлениями о постановке на учет нуждающихся в жилье раньше, чем она.

Представитель ответчика администрации городского поселения г. Грязи Грязинского района Липецкой области Петров И.П. иск не признал и пояснил, что на администрации города Грязи не лежит обязанность во внеочередном порядке обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями за счет собственных финансовых средств в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Двуреченской Н.А. 33 года и она не относится к категории граждан, нуждающихся в дополнительной государственной поддержке. Двуреченская Н.А. не признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, в общей очереди для получения жилья в администрации города Грязи не состоит, и никогда не состояла. Просил применить к требованию Двуреченской М.Ю. срок исковой давности.

Представитель администрации Грязинского муниципального района Липецкой области Долгих О.В. иск не признала и объяснила, что в соответствии с законом Липецкой области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» и постановлением главы администрации Грязинского муниципального района № 66 от 22 апреля 2008г. функции по обеспечению жильем лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся из попечения родителей возложены на отдел образования администрации Грязинского района. Отдел образования, действуя от имени администрации Грязинского района, за счет средств, выделяемых ежегодно из бюджета Липецкой области, приобретает жилые помещения для лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, в порядке очередности. Вопрос о признании граждан указанной категории нуждающимися в жилье решают администрации города Грязи и сельских поселенийпо месту жительства заявителя.

Представитель Управления финансов Липецкой области в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. Из письменного отзыва на иск следует, что Управление финансов Липецкой области не является надлежащим ответчиком, поскольку в силу ст. 2 Закона Липецкой области от 03.03.2010г. № 353-ОЗ полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в полном объеме переданы органам местного самоуправления. Размер субвенций, передаваемых органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, а также муниципальные образования, которым данные субвенции передаются, определяется Законом Липецкой области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Представители Управления образования и науки Липецкой области в судебное заседание не явились. Возражений на иск и ходатайств не поступало.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Двуреченской Н.А. удовлетворению не подлежат.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1-4 Закона Липецкой области от 30 декабря 2004г. № 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Законом Липецкой области "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».

В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 3 марта 2010г. № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой(попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства, на основании акта органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Закона Липецкой области от 03 марта 2010г № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой(попечительством), а также лиц из числа детей -сироти детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления городских округов города Липецка и города Ельца и муниципальных районов области наделены государственными полномочиями Липецкой области по обеспечению жилыми помещениями вышеуказанных категорий детей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенции.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с вышеуказанными нормативными актами полномочия по обеспечению жильем детей-сирот переданы администрации Грязинского муниципального района, а не администрации городского поселения г. Грязи. Эти полномочия осуществляются администрацией Грязинского муниципального района за счет финансовых средств, переданных из бюджета Липецкой области в виде субвенций, а также за счет собственных материальных ресурсов и финансовых средств.

Таким образом, требование истицы, заявленное к администрации города Грязи, об обеспечении ее во внеочередном порядке благоустроенным жильем за счет средств бюджета городского поселения города Грязи, не основано на законе.

Не находит суд оснований для удовлетворения исковых требований Двуреченской Н.А. в отношении других ответчиков, привлеченных судом к участию в деле по собственной инициативе в связи с характером спорного правоотношения.

Материалами дела установлено, что Двуреченская Н.А. родилась 13 января 1977года.

Из справки о рождении истицы, выданной отделом ЗАГС Грязинского района, следует, что сведения об отце внесены в запись акта о ее рождении на основании заявления матери.

По решению Грязинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Двойченкова Г.Н. была лишена родительских прав в отношении шести детей, в том числе и в отношении истицы.

Согласно справке отдела образования администрации Грязинского муниципального района от 09.09.2010г., Двуреченская Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья на территории Грязинского района не имела, жилое помещение на условиях социального найма ей не выделялось.

В 1994году Двуреченская Н.А. окончила Липецкую среднюю общеобразовательную школу-интернат № 2 и поступила в Липецкий государственный педагогический институт на дневное отделение.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Двуреченская Н.А. имела статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имела, поэтому после окончания пребывания в образовательном учреждении она имела права на дополнительную социальную поддержку в виде обеспечения по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

Указанным правом истица не воспользовалась.

12 июля 1997г. Двуреченская Н.А. вступила в брак, перевелась на заочное отделение ВУЗа и переехала в Читинскую область по месту воинской службы супруга.

24 мая 1999г. Двуреченская Н.А. закончила обучение в Липецком педагогическом институте. В это время она жила с супругом в Читинской области, на учете детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем, в администрации Грязинского района не состояла, вопрос об обеспечении ее жильем как лица, оставшегося без попечения родителей, не ставила.

23 года Двуреченской Н.А. исполнилось 13 января 2000г., на тот момент она продолжала проживать в Читинской области. В 2000г. они с мужем вернулись в г. Грязи, по возвращении она не вставала на учет для предоставления жилья.

По объяснениям истицы, в администрацию Грязинского района Липецкой области по вопросу обеспечения жильем она обратилась в 2003году, после развода с мужем.

Доказательств обращения в 2003году в установленном порядке в органы местного самоуправления об обеспечении жильем истица не предоставила. Из объяснений Двуреченской Н.А. следует, что обращение к специалистам отдела образования администрации Грязинского района носило консультативный характер, отказ со стороны органов местного самоуправления в постановке на льготную очередь, о чем истица указала в исковом заявлении, не имел места.

15.09.2010г. Двуреченская Н.А. обратилась в администрацию города Грязи Грязинского муниципального района с заявлением о постановке в льготную очередь на получение жилья как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предоставив сведения об отсутствии жилья в г.Грязи и Грязинском районе.

20.09. 2010г. администрацией г. Грязи Двуреченской Н.А. был дан ответ об отсутствии оснований, дающих право на предоставление жилых помещений в соответствии со ст. 4 Закона Липецкой области от 03.03.2010г.№ 354-ОЗ. Заявление о признании Двуреченской Н.А. нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет оставлено без рассмотрения в связи с тем, что составлено не по форме, копии документов не заверены.

На момент обращения в органы местного самоуправления с заявлением о внеочередном предоставлении жилья истице исполнилось 33 года. Двуреченская Н.А. трудоспособна, у нее высшее педагогическое образование, она не является инвалидом, не имеет нетрудоспособных иждивенцев. Предоставления дополнительных социальных гарантий от государства в настоящее время она требует по тому основанию, что у нее нет собственного жилья, а в несовершеннолетнем возрасте она осталась без попечения родителей, полагая, что этот статус сохраняется за нею без ограничения каким-либо сроком.

Суд не может согласиться с доводами истицы.

В абз. 4ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» раскрыто содержание понятия «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К ним законодатель отнес лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 19 октября 2010г. № 1281-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дятлова В.М…» указал, что данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Истица, находясь в возрасте от 18 до 23 лет, будучи полностью дееспособной и самостоятельно реализуя свои права, не заявляла о своей нуждаемости в мерах социальной поддержки, не обращалась по вопросу обеспечения жильем в органы исполнительной власти, ей не было отказано в принятии на учет, доказательств обратного Двуреченская Н.А. суду не предоставила.

На момент обращения Двуреченской Н.А. в органы местного самоуправления с заявлением о принятии на учет для обеспечения жильем действие Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на нее не распространялось.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска Двуреченской Н.А. суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Двуреченской Н.А. отказать в иске к администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, Управлению финансов Липецкой области, Управлению образования и науки Липецкой области о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Липецкий облсуд через Грязинский горсуд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья ___________________________

Дата вынесения мотивированного решения 27.12.2010г.