Решение о предоставлении жилого помещения за счет федерального бюджета



Дело №2-246/2010 год.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2010 года г. Грязи

Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Дудникова С.А.

при секретаре Аникиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабенкова С.М., Бабенковой Л.С. к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области о предоставлении жилого помещения за счет средств федерального бюджета, о понуждении принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

Бабенковы обратились в суд с вышеуказанным иском.

Свои требования обосновывают тем, что Бабенков С.М. и Бабенкова Л.С являются инвалидами. Кроме того Бабенков С.М. является ветераном Великой Отечественной войны. В настоящее время они нуждаются в получении жилого помещения, так своего жилья на праве собственности они не имеют, а также жилым помещением по договору социального найма они не пользуются.

В настоящее время они проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Федерякиной О.Н., с которой истцы в родственных отношениях не состоят. Грязинским городским судом рассмотрено гражданское дело по иску Федерякиной О.Н. к Бабенкову С.М. и Бабенковой Л.С. о выселении, по встречному иску Бабенкова С.М. и Бабенковой Л.С. к Федерякиной О.Н. о признании права пользования жилым помещением. В настоящий момент указанное решение не вступило в законную силу.

Истцы 14.01.2010 года обратились в администрацию городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района с письменным требованием обеспечить их жилым помещением. В удовлетворении данного требования администрация г. Грязи, а также Управление социальной защиты населения отказали. Что в свою очередь, явилось основанием для обращения в суд с данным иском.

В судебном заседании истица Бабенкова Л.С. исковое заявление поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в нем. Дополнительно суду пояснила, что в настоящее время она со своим отцом, находящимся в преклонном возрасте, в силу сложившихся обстоятельств не имеют ни на праве собственности, ни на праве владения, пользования, каким-либо жилым помещением. Истцы являются инвалидами. Более того, Бабенков С.М. является участником Великой Отечественной войны. Однако, несмотря на это обстоятельство, в удовлетворении их заявления им было отказано.

Истец Бабенков С.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела извещен надлежащим образом.

Представитель истцов - адвокат Лебедева Н.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика - администрации городского поселения г. Грязи Блашенцев Н.Н., действующий на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что у истцов отсутствует право на обеспечение их жилой площадью, так как ни Бабенков С.М., ни Бабенкова Л.С. в качестве нуждающихся в жилых помещениях на учете в администрации городского поселения г. Грязи не состоят. Их обращение от 14.01.2010 года не могло быть удовлетворено, поскольку заявители не просили принять их на учет в качестве нуждающихся, а просили предоставить им жилое помещение. Для решения вопроса о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, он (гражданин) должен обратиться с соответствующим заявлением и приложить к нему необходимые документы, подтверждающие наличие у него такого права. Согласно данным администрации городского поселения г. Грязи Бабенкова Л.С. в качестве нуждающейся в жилом помещении ранее на учете не состояла.

Представитель ответчиков - администрации города Липецк, Управления социальной защиты населения - Усацких Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила суду письменные возражения на иск. Просила рассмотреть данное дело в ее отсутствие.

Выслушав объяснения истца Бабенковой Л.С., представителя ответчика Блашенцева Н.Н., исследовав представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как следует из представленных документов, Бабенков С.М. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет льготы, установленные статьей 20 Федерального Закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серия №, выданное ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6). Кроме того, он является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой серия № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99).

Бабенкова Л.С. является инвалидом с детства, группа инвалидности вторая, что подтверждается справкой серия № № (л.д. 9,10).

Согласно справке от 13.01.2010 года № 3203, выданной ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» Грязинское БТИ, Бабенкова Л.С. на территории города Грязи и Грязинского района частного дома и квартиры не имеет (л.д. 94).

Согласно справке от 13.01.2010 года № 3203, выданной ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» Грязинское БТИ, Бабенков С.М. на территории города Грязи и Грязинского района частного дома и квартиры не имеет (л.д. 95).

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны относятся, в том числе лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Статьей 20 Закона установлено, что меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 указанного Закона предусмотрено обеспечение инвалидов жилой площадью. В частности, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с федеральными законами от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" был принят Закон Липецкой области от 18 августа 2006 г. N 318-ОЗ "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".

Настоящий Закон определяет форму и порядок обеспечения жильем граждан, указанных в абзацах четвертом, девятом и десятом статьи 3 настоящего Закона, вставших в органах местного самоуправления на учет до 1 января 2005 года, а в отношении граждан, перечисленных в абзацах втором, третьем, пятом - восьмом статьи 3 настоящего Закона, независимо от даты постановки на учет в органах местного самоуправления.

Абзацем 9 статьи 3 Закона № 318-ОЗ от 18.08.2006 года предусмотрено, что право на обеспечение жильем имеют, в том числе инвалиды.

Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что порядок предоставления жилых помещений гражданам, являющимся инвалидами, вставшим на учет в качестве нуждающихся до 01.03.2005 года, регулируется нормами Закона Липецкой области от 18.08.2006 года № 318-ОЗ, а в отношении граждан, вставших на учет после 01.03.2005 года, жилищным законодательством Российской Федерации. Следовательно, реализация гражданином, отнесенным к соответствующей категории граждан, принадлежащего ему права на обеспечение жилым помещением, возможна только при условии принятия его в установленном порядке органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом порядок обеспечения жилыми помещениями зависит от даты постановки гражданина на учет в органе местного самоуправления, за исключением случаев прямо оговоренных в Законе, граждане, перечисленные в абзацах втором, третьем, пятом - восьмом статьи 3 Закона от 18.08.2006 года № 318-ОЗ.

В силу части 3 статьи 49 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что истцы Бабенков С.М. и Бабенкова Л.С. на учете в органе местного самоуправления, администрации городского поселения г. Грязи, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов не состоят, что подтверждается справкой администрации городского поселения г. Грязи от 16.11.2010 года № 1171 (л.д. 176).

Довод истца Бабенковой Л.С. о том, что она ранее состояла на учете, в качестве лица нуждающегося в жилых помещениях, как инвалид с детства, судом был проверен. Областным государственным учреждением «Государственный архив Липецкой области» в адрес суда были представлены архивные ксерокопии решений исполнительного комитета Грязинского горисполкома Липецкой области о постановке на учет по улучшению жилищных условий инвалидов за период с 1979 по 1987 годы. В числе граждан, принятых на учет, Бабенкова Л.С. не значится.

Согласно статье 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях носит заявительный характер. Разрешение данного вопроса по существу осуществляется на основании соответствующего заявления, поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту своего жительства (часть 3 статьи 52 ЖК РФ).

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4 статьи 52 ЖК РФ).

Статьей 51 Жилищного кодекса установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

14.01.2010 года Бабенков С.М. и Бабенкова Л.С. обратились в адрес главы администрации г. Грязи, Управления социальной защиты населения Липецкой области с заявлением, в котором просили обеспечить их благоустроенным жильем в порядке и сроки, установленные законом для обеспечения жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей умерших ветеранов; предоставить о них надлежаще заверенные сведения в Управление социальной защиты населения Липецкой области для включения в областной список с целью выделения бюджетных ассигнований; предоставить субсидию в сумме, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Липецкой области, для приобретения жилого помещения на состав семьи из двух человек (л.д. 96).

К данному заявлению истцами были приложены копии документов, удостоверяющих личность, удостоверение ветерана, справка об инвалидности, справки об отсутствии в собственности жилых помещений.

Данное обращение администрацией городского поселения г. Грязи было рассмотрено, в адрес заявителей направлен письменный ответ.

Так, согласно письму администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 08.02.2010 года № 50-Г Бабенкову С.М. и Бабенковой Л.С. разъяснено, что отсутствуют основания для обеспечения заявителей жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, со ссылкой на соответствующие нормы законодательства.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что истцы в орган местного самоуправления с заявлением о постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращались. Администрацией городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области решения об отказе в принятии Бабенкова С.М. и Бабенковой Л.С. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не принималось. Каких-либо препятствий к обращению Бабенковых в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением судом не установлено.

При таких обстоятельствах, суд считает требования истцов о понуждении администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области принять Бабенкова С.М. и Бабенкову Л.С. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Статьей 2 Закона от 18.08.2006 года № 318-ОЗ установлено, что обеспечение жильем граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, осуществляется путем выделения субвенций органам местного самоуправления для предоставления жилых помещений по договору социального найма либо перечисления в виде субсидий застройщику или продавцу для приобретения жилья в собственность очередником, а в отношении граждан, указанных в абзацах втором, третьем, пятом - восьмом статьи 3 настоящего Закона, также предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата).

Вместе с тем, согласно статье 1 Закона № 318-ОЗ установлено, что данным Законом определен порядок обеспечения жильем граждан, указанных в абзацах четвертом, девятом и десятом статьи 3 настоящего Закона, вставших в органах местного самоуправления на учет до 1 января 2005 года, а в отношении граждан, перечисленных в абзацах втором, третьем, пятом - восьмом статьи 3 настоящего Закона, независимо от даты постановки на учет в органах местного самоуправления.

К числу граждан, перечисленных в абзацах втором, третьем, пятом - восьмом статьи 3 Закона от 18.08.2006 года № 318-ОЗ, которые обеспечиваются жилыми помещениями независимо от даты постановки на учет в органах местного самоуправления, истцы не относятся).

Поскольку Бабенковы С.М. и Л.С. на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 года не состояли, то право на обеспечение их жилым помещением за счет средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о понуждении администрации Липецкой области, администрации городского поселения г. Грязи предоставить им благоустроенное жилье за счет средств федерального бюджета не обоснованно и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Бабенкова С.М., Бабенковой Л.С. к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области о предоставлении жилого помещения за счет средств федерального бюджета, о понуждении принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Грязинский городской суд Липецкой области.

Судья Дудников С.А.

Мотивированное решение изготовлено 17.12.2010 года.