Дело №2-30/2011 год.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2011 года г.Грязи
Грязинский городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Дудникова С.А.
при секретаре Будюкиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грязинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации сельского поселения Грязинский сельский совет Грязинского муниципального района Липецкой области,
установил:
Грязинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области с иском о признании противоправным бездействия администрации сельского поселения.
Свои требования истец обосновывает тем, что в результате проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления на территории Липецкой области, установлены факты сброса отходов на почву в г. Грязи Липецкой области, на участке местности, расположенном вниз от ул. Заречная, на расстоянии около 500 метров от поворота с ул. Заречная на грунтовую дорогу по направлению в карьер.
Исходя из требований Федерального закона от 10 января 2001 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов на территории городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области относится к компетенции администрации указанного городского поселения.
Грязинским межрайонным прокурором подано заявление в интересах неопределенного круга лиц, так как складирование отходов производства и потребления на земельных участках городского поселения может повлечь загрязнение не только земель, на которых они располагаются, но и подземных и поверхностных вод. Кроме того, незаконное размещение свалок твердых бытовых отходов (далее ТБО) в необорудованных местах может явиться причиной распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания.
В результате несанкционированного сброса указанных отходов нарушено право каждого на благоприятную окружающую среду, закрепленное в статье 42 Конституции Российской Федерации.
Истец просит признать противоправным бездействие администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов производства и потребления на земельных участках г. Грязи и обязать администрацию городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области организовать сбор и вывоз на специально отведенное место бытовых отходов и мусора на участке местности, расположенном вниз от ул. Заречная, на расстоянии около 500 метров от поворота с ул. Заречная на грунтовую дорогу по направлению в Карьер.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Грязинской межрайонной прокуратуры Михеев В.В.уточнил исковые требования, заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика, администрация городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, надлежащим ответчиком, администрация сельского поселения Грязинский сельский совет Грязинского муниципального района Липецкой области, мотивируя свое ходатайство тем, что в результате уточнения обстоятельств дела было установлено, что территория, на которой была обнаружена несенкционированная свалка относится к территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области. В остальной части исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в заявлении. Просил иск удовлетворить.
По ходатайству истца определением Грязинского городского суда Липецкой области от 04.10.2010 года допущена замена ненадлежащего ответчика, к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области - глава администрации Тепловодская В.В. иск не признала, пояснила, что обнаруженная свалка бытовых отходов расположена в непосредственной близости от г. Грязи. Данная территория относится к территории городского поселения г. Грязи. Жители сельского поселения Грязинский сельсовет не имеют физической возможности складировать в обозначенном месте бытовые отходы. На территории поселения оборудованы специальные места для складирования ТБО, с установкой специальных контейнеров. Администрация имеет договор на вывоз ТБО со специализированной организацией. В обоснование заявленных возражений ею представлена карта участка местности, на которой обнаружена несанкционированная свалка.
Определением Грязинского городского суда от 25.11.2010 года по ходатайству истца к участию в деле привлечена в качестве соответчика администрация Грязинского муниципального района Липецкой области.
Представитель ответчика, администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения данного дела уведомлен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 3 Гражданского процессуального Кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Грязинский межрайонный прокурор обратился в суд, оспаривая бездействие органа местного самоуправления - администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, в порядке искового производства.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в том порядке, в котором последовало обращение прокурора.
Как следует из части 2 статьи 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, право выбора способа защиты своего права принадлежит заявителю.
Учитывая, что выбранный истцом способ защиты прав никоим образом не влияет на права органа местного самоуправления при рассмотрении дела по существу, суд рассматривает требования в том порядке, в котором они заявлены.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы потребления и производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, отвал горных пород и другое).
Статьей 13 вышеуказанного закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
По делу установлено, что на территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, на участке местности, расположенном вниз от ул. Заречная, на расстоянии около 500 метров от поворота с ул. Заречная на грунтовую дорогу по направлению в Карьер допущен сброс бытовых отходов и мусора (пластиковые бутылки, шифер, бумага и т.д.).
Данные обстоятельства подтверждаются фотоснимками, созданными в цифровом формате, записанными на диск, приобщенный к материалам дела (л.д. 7).
Факт наличия стихийной свалки на указанном участке местности не оспариваются представителем ответчика, главой администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Тепловодской В.В.
В соответствии со статьей 8 Устава муниципального образования Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, принятого решением Грязинского сельского Совета депутатов от 05 июня 2006 года № 51 (зарегистрирован управлением Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу 30.06.2008 года за № RU 485023052008001), в границе сельского поселения находится населенный пункт поселок свх. Песковатский, который является административным центром сельского поселения.
Подпункт 18 пункта 1 статьи 11 Устава к компетенции органов местного самоуправления относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со статьей 31 Устава исполнительно-распорядительные функции на территории сельского поселения осуществляет администрация сельского поселения. К компетенции администрации сельского поселения отнесено обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (подпункт 1 пункта 1 статьи 32 Устава).
Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства администрация сельского поселения Грязинский сельский Совет Грязинского муниципального района, являясь органом местного самоуправления данного сельского поселения, не организовывает сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории сельского поселения, допустив образование несанкционированных свалок, то есть допускает нарушение закона в форме бездействия.
При таких обстоятельствах в целях устранения выявленных нарушений суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца, возложив на администрацию сельского поселения обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Довод представителя ответчика о том, что участок местности, на котором обнаружена несанкционированная свалка, не входит в состав территории сельского поселения Грязинский сельсовет, опровергается представленными доказательствами. В частности, согласно пункту 1 статьи 8 Устава, границы территории сельского поселения установлены законом Липецкой области от 23.09.2004 года № 126-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований Липецкой области». Как следует из ответа ООО «НПО «Геоинформационные Системы и Технологии» от 21.01.2011 года № 1, представленного по запросу прокурора Грязинской межрайонной прокуратуры, согласно представленной схеме, участок, на котором имеет место складирование ТБО, относится к землям сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области. При определении местоположения указанного участка использованы планово-картографические материалы и материалы по оформлению границ муниципальных образований Грязинского района, утвержденных Законом Липецкой области от 23.09.2004 года № 126-ОЗ. К указанному ответу прилагается фрагмент северо-восточной границы городского поселения город Грязи Липецкой области с указанием места расположения свалки, из которого усматривается, что свалка ТБО находится на территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности представленных доказательств, поскольку ООО «НПО «Геоинфомационные Системы и Технологии» организация, имеющая лицензии на осуществление геодезической (номер лицензии № НВГ-01526Г от 19.10.2006 года) и картографической (лицензия № НВГ-01527К от 19.10.2006 года) деятельности. Факт расположения песчаного карьера на территории Грязинского сельсовета подтверждается и схемой границ города Грязи. Доказательств, опровергающих представленные документы, суду представлено не было.
Довод представителя ответчика в той части, что складирование мусора осуществлялось жителями городского поселения город Грязи, поэтому основания для возложения ответственности на администрацию сельского поселения Грязинский сельсовет отсутствуют, суд считает неосновательным, поскольку обязанность по содержанию и организации вывоза бытовых отходов на территории сельского поселения Грязинский сельсовет возложена на администрацию соответствующего поселения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, выразившееся в допущении сброса и складирования отходов производства и потребления на земельном участке сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, расположенном вниз от ул. Заречная, на расстоянии около 500 метров от поворота с ул. Заречная на грунтовую дорогу по направлению в Карьер.
Обязать администрацию сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области в срок не позднее 01 июня 2011 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора - на участке местности, расположенном вниз от ул. Заречная, на расстоянии около 500 метров от поворота с ул. Заречная на грунтовую дорогу по направлению в Карьер.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд в течение 10 дней.
Судья С.А. Дудников
Мотивированное решение изготовлено 31.01.2011 года.