Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Грязи 25 февраля 2011 года
Грязинский городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.
при секретаре Игнаткиной Л.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тонких Т.В. к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Грязинском районе Липецкой области о признании права на трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Тонких Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование заявленного требования истица указала, что 07.12.2010г. обратилась в ГУ-УПФР в Грязинском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением комиссии по пенсионным вопросам № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием 30-летнего специального стажа.
С решением комиссии по пенсионным вопросам она не согласна.
Ответчиком не засчитан в специальный стаж период работы с 01.01.1994г. по 15.11.1995г. в должности зав. здравпунктом в АООТ «Стройдеталь».
Факт ее работы в должности зав.здравпунктом подтверждается записями в трудовой книжке, копиями приказов и лицевых счетов АООТ «Стройдеталь» за 1994-1995годы. В настоящее время организации не существует, и она лишена возможности получить справку, уточняющую характер работы и наименование должности. В спорный период она не только была зав. здравпунктом. но и выполняла обязанности фельдшера (медицинской сестры). До 01.01.1994г. она также работала заведующей здравпунктом завода ЖБИ с 07.11.1983г. Это одна и та же организация, что подтверждается архивной справкой. Период работы на заводе ЖБИ ей включен в специальный стаж. До 01.11.1999г.. применялся список профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, согласно которому правом на назначение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью пользовались заведующие здравпунктом- фельдшеры(медсестры). В спорный период она осуществляла лечебную деятельность, связанную с охраной здоровья населения. Полагает, что в данном случае наименование должности зав. здравпунктом тождественно наименованию должности, указанному в Номенклатуре должностей, утвержденной приказом Минздрава № 377 от 15.10.1999г.
В судебном заседании истица и ее представитель адвокат Бурцева Е.Ю. поддержали заявленное требование и пояснили, что в период работы в должности заведующей зав.здравпунктом АООТ «Стройдеталь» в ее обязанности входило выполнение лечебных мероприятий, входящих в должностные обязанности фельдшера. Она выполняла всю работу фельдшера, так как кроме нее, в здравпункте медработников не было. Характер ее работы могут подтвердить свидетели, которые работали в АООТ «Стройдеталь» в период 1994-1995г. С учетом указанного периода на момент обращения за пенсией у нее имелся 30-летний стаж лечебной деятельности.
Представители ГУ - УПФ РФ в Грязинском районе Балмочных С.В., Арутюнян И.Р. и Медведева Е.В. иск не признали и объяснили, что Тонких Т.В. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на основании пп.20 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Специальный стаж Тонких Т.В. на дату обращения составил 28 лет 01 месяц 20 дней. Периоды работы с 02.01.1994г. по 15.11.1995г. в должности заведующей здравпунктом в АООТ «Стройдетеаль» не включен в специальный стаж, так как в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 правом на назначение пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью пользовались зав. здравпунктом в том случае, если они одновременно выполняли работу фельдшера(мед сестры). Номенклатурой должностей, утвержденной приказом Минздрава РСФСР № 377 от 15.10.1999г. должность зав.здравпунктом не предусмотрена. Согласно документальным сведениям о стаже Тонких Т.В.: трудовой книжке, приказам о приеме на работу и увольнении, копиям лицевых счетов, работа в должности фельдшера (медицинской сестры) не подтверждается. При обращении Тонких Т.В. за пенсией сотрудниками УПФР была проведена проверка факта льготной работы, в архивном отделе администрации Грязинского района были тщательно проверены все документы АОООТ «Стройдеталь» за 1994-1995годы. В результате проверки никаких доказательств, подтверждающих совмещение Тонких Т.В. работы в должности зав. здравпунктом с работой в качестве фельдшера или медсестры обнаружено не было. Архивный фонд АООТ «Стройдеталь» сохранен.
В соответствии с ч.2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального(персонифицированного) учета. Подтверждение характера работ свидетельскими показаниями недопустимо в соответствии с п.3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тонких Т.В. не подлежащими удовлетворению.
Материалами пенсионного дела установлено, что истица обратилась в ГУ- УПФР в Грязинском районе с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 07.12.2010 года.
Решением ГУ-УПФР в Грязинском районе от 16.12.2010г.№ 873 Тонких Т.В. отказано в назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности из-за отсутствия 30-летнего специального стажа.
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 16 декабря 2010г., из специального стажа исключен период работы в должности заведующей здравпунктом АООТ «Стройдеталь» в период с 02.01.1994г. по 15.11.1995г. Специальный стаж Тонких Т.В. на дату обращения составил 28 лет 01 месяц 20 дней.
В соответствии с подп. 20 п.1 ст.27 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
В период работы истицы в АООТ «Стройдеталь» с 02.01.1994г. по 15.11.1995г. действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Согласно вышеуказанному Списку правом на пенсию за выслугу лет пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В силу п. 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.19991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и правилами, утвержденными п.1 Постановления.
Поскольку список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.19991 года № 464, не содержит наименований должностей врачей и среднего медицинского персонала, для решения вопроса о включении периода работы Тонких Т.В. в должности зав. здравпунктом в специальный стаж необходимо установить, относилась ли эта должность к должностям врачей или среднего медицинского персонала.
Номенклатура должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала, действовавшая в спорный период, была утверждена Приложением № 4 к Положению об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденному приказом Минздрава РФ от 23 ноября 1992г. № 301.
В соответствии с п.5 Приложения № 4 к вышеуказанному Положению должности заведующей здравпунктом нет в перечне должностей среднего медицинского персонала, имеются должности медицинской сестры, фельдшера, акушерки и т.п. В п.2 Примечаний указано, что наименование должности «заведующий» (структурным подразделением) дополняется наименованием специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, работа по которой вменяется в круг его обязанностей.
Как следует из трудовой книжки истицы, в период с 11.07.1983г. по 01.01.1994г. Тонких Т.В.работала в Грязинской центральной районной больнице в должности заведующей здравпунктом завода ЖБИ, уволена в порядке перевода в АООТ «Стройдеталь».
Из уточняющей справки МУЗ «Грязинская ЦРБ» следует, что в период с 11.07.1983г. по 01.01.1994г. Тонких Т.В. работала в должности фельдшера здравпункта завода ЖБИ и имела заведование. С 01.01.1994г. по 15.11.1995г. в штате Грязинский ЦРБ Тонких Т.В. не значилась и документами АООТ «Стройдеталь» они не располагают.
Работа Тонких Т.В. на заводе ЖБИ в должности фельдшера здравпункта с совмещением заведования в период с 11.07.1983г. по 01.01.1994г. подтверждается приказом по Грязинской ЦРБ от 06.07.1983г. № 116-к.
В связи с изложенным, период с 11.07.1983г. по 01.01.1994г. обоснованно включен ответчиком в специальный стаж.
Архивной справкой подтверждается, что завод железобетонных изделий «Грязинский» в феврале 1993г. был реорганизован в АООТ «Стройдеталь».
Из копии приказа генерального директора АООТ «Стройдеталь» от 10.01.1994г. № 1 следует, что Тонких Т.В. принята на работу в порядке перевода на должность зав. здравпунктом с оплатой согласно штатному расписанию.
Согласно приказу генерального директора АООТ «Свтройдеталь» № 99/01 от 14 ноября 1995г. Тонких Т.В. -заведующая здравпунктом завода, уволена с 15 ноября 1995г. в связи с переводом в детские ясли-сад № 11.
В лицевых счетах за 1994-1995годы Тонких Т.В. проходит по должности заведующей здравпунктом, оклад <данные изъяты>
Из акта документальной проверки факта льготного характера работы Тонких Т.В. от 15.12. 2010г. следует, что комиссией ГУ-УПФР в Грязинском районе в присутствии начальника архивного отдела администрации Грязинского района проведена проверка первичных документов, находящихся в архивном отделе, для определения права на досрочную трудовую пенсию в соответствии со ст.27 п.1пп.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Для проверки представлены лицевые счета, книга приказов. Штатные расписания в архив не сдавались. По проверенным документам Тонких Т.В. проходит как заведующая здравпунктом.
Член комиссии- представитель ответчика Арутюнян И.Р. в судебном заседании пояснила, что за 1994г.-1995г. были тщательно проверены все документы АООТ «Стройдеталь». Никаких документов, содержащих упоминание об истице, как о фельдшере или о медицинской сестре, нет.
Согласно копиям приказов генерального директора АООТ «Стройдеталь» от 4 мая 1995г.№ 30 и от 8 ноября 1995г. № 97, в связи с сокращением производства и уменьшением сбыта готовой продукции, исходя из финансового состояния предприятия Тонких Т.В. была дважды предупреждена о предстоящем высвобождении в связи с сокращением численности работников, в вышеуказанных приказах Тонких Т.В. указана по должности заведующей здравпунктом.
Истица объяснила, что ей производилась доплата к окладу заведующей, как рабочей, в то время как фактически ей доплачивали по должности фельдшера, однако в настоящее время этих документов в архиве нет.
Свидетель Пшеничникова Н.М. показала суду, что в 1994-1995г. она работала в должности инспектора по кадрам ОАОО «Стройдеталь». Трудовую книжку истицы заполняла она на основании приказа, а приказ писала на основании заявления, завизированного генеральным директором. Должность она написала так, как было указано в заявлении. Тонких Т.В. работала заведующей здравпунктом, а также исполняла обязанности фельдшера. Должность зав. здравпунктом соответствовала штатному расписанию. Была ли предусмотрена штатным расписанием должность фельдшера, не помнит. Ей доплачивали за работу фельдшером, но доплату проводили, как рабочей.
Из архивной справки архивного отдела администрации Грязинского района от 10.12.2010г. следует, что в ведомостях начисления заработной платы за 1994-1995годы Тонких Т.В. значится в должности заведующей здравпунктом.
Из анализа фактического заработка истицы за вышеуказанный период нельзя сделать вывод о наличии постоянной доплаты к заработной плате за выполнение обязанностей фельдшера(медсестры), так как размер ежемесячной заработной платы различный, как выше, так и ниже оклада по основной должности. Лишь в ноябре и декабре 1994г. заработная плата Тонких Т.В. составляет <данные изъяты>., что согласно лицевым счетам соответствует окладу заведующей здравпунктом.
Свидетельские показания Пшеничниковой Н.М. в подтверждение характера работы истицы в спорный период суд не может принять в качестве допустимого доказательства по делу, так же как и показания свидетелей Толчеевой и Булюковой, о допросе которых ходатайствовали истица и ее представитель.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Данной правовой нормой установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.
Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 г.
Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.
Коль скоро истица не предоставила суду письменных доказательств, подтверждающих, что в период со 02.01.1994г. по 15.11.1995г. она выполняла работу по должности среднего медицинского персонала, предусмотренную Списком профессий и должностей работников здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. № 464, указанный период обоснованно исключен Управлением Пенсионного фонда РФ в Грязинском районе из специального стажа истицы.
С учетом изложенного, специальный стаж Тонких Т.В. на дату обращения за пенсией, как и на дату вынесения судом решения, составил менее 30 лет, следовательно, права на пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения она не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Тонких Т.В. отказать в иске к ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Грязинском районе Липецкой области о признании права на трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с учетом периода работы с 02.01.1994г. по 15.11.1995г. и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Липецкий облсуд через Грязинский горсуд в течение 10 дней.
Судья ________________________