Решение по иску Прокурора о предоставлении жилья детям-сиротам



Дело №г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Грязи 11 марта 2011 года

Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.

с участием помощника Грязинского межрайпрокурора Лебедевой Е.В.,

при секретаре Игнаткиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Грязинского межрайонного прокурора в интересах Кузнецова Р.Г. к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, Управлению образования и науки Липецкой области о предоставлении во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенного жилого помещения площадью от 32 до 40 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям,

УСТАНОВИЛ:

Грязинский межрайпрокурор в интересах Кузнецова Р.Г. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой на основании обращения Кузнецова Р.Г. была проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части соблюдения их жилищных прав.

В ходе проверки установлено, что Кузнецов Р.Г., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Правобережного суда г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ его мать Кузнецова О.Н. лишена родительских прав. Сведения об отце ФИО1 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова О.Н. умерла.

Постановлением главы администрации Правобережного района г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам рассмотрения ходатайства детской поликлиники № и Правобережного РОНО об устройстве несовершеннолетних детей Кузнецовой О.Н., Кузнецов Р.Г. направлен в учреждение государственной поддержки детства.

Впоследствии на основании постановления главы администрации Грязинского района от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Кузнецовым Р.Г. учреждена опека, опекуном назначена бабушка Романа- Гребенькова Н.А.

Постановлением главы администрации Грязинского района от ДД.ММ.ГГГГ № попечителем над Кузнецовым Р.Г. назначена его тетя Зубкова Г.И.

После окончания общеобразовательной школы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. Кузнецов Р.Г. обучался в Г (О)ОУ НПО ПУ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. - в Г(О)ОУ НПО ПУ №.

В 2009-2010г.г. Кузнецов Р.Г. проходил службу в Вооруженных силах РФ.

При направлении Кузнецова Р.Г. в учреждение государственной поддержки детства, дальнейшем установлении опеки (попечительства) жилое помещение за ним не закреплялось ввиду того, что у матери собственного жилья не имелось, она вместе с детьми проживала в доме сожителя.

06.10.2010г. Кузнецов Р.Г. поставлен на учет в администрации сельского поселения Телелюйский сельсовет Грязинского муниципального района как нуждающийся в предоставлении жилого помещения (постановление главы администрации сельского поселения Телелюйский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ).

Обязанность предоставить Кузнецову Р.Г. за счет средств субъекта Российской Федерации жилое помещение площадью не ниже размера, установленного ч. 2 ст. 6 Закона Липецкой области № 354-03, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, лежит на администрации Грязинского муниципального района.

Однако, до настоящего времени обязательство о предоставлении Кузнецову Р.Г. вне очереди жилого помещения не исполнено, чем грубо нарушены его жилищные права. Прокурор просит обязать администрацию Грязинского муниципального района предоставить Кузнецову Р.Г. во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью от 32 до 40 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник Грязинского межрайпрокурора Лебедева Е.В. иск поддержала, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.

Истец Кузнецов Р.Г. иск поддержал и объяснил, что его мать была лишена родительских прав, когда ему было пять лет, жилья у нее не было, поэтому жилое помещение за ним не закреплено. В 1994г. над ним была учреждена опека, опекуном являлась Гребенькова Н.А., считавшая его внуком, но родственные отношения их не установлены, так как отцовство в отношении него его фактический отец-сын Гребеньковой, не оформлял. Поэтому, когда бабушка умерла, никаких прав на ее имущество в порядке наследования он не приобрел. В 2002г. опекуном была назначена его тетя Зубкова Г.И., и он был зарегистрирован, как подопечный, по месту жительства Зубковой Г.И. по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>., где и остается зарегистрированным по настоящее время. Дом находится в собственности Зубкова В.А.- сына Зубковой Г.И. Членом семьи собственника дома он не является и самостоятельных прав на жилое помещение не приобрел. В настоящее время он со своей семьей: женой и малолетним ребенком живет в доме своего товарища. По окончании обучения и службы в Российской Армии жильем он не был обеспечен.

Представитель ответчика администрации Грязинского района Хвощина Ю. В. иск не признала и объяснила, что на приобретение жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году из регионального бюджета было выделено <данные изъяты> рублей, из федерального - <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей. На эту сумму в 2010г. была куплена и предоставлена 1 однокомнатная квартира. В 2011г. на вышеуказанные цели из регионального бюджета выделено <данные изъяты> руб. В списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Грязинском районе по состоянию на 01.02.2011г. состоит 66 человек. Истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 06.10.2010г., исходя из даты подачи заявления, в списке значится под № 60. Грязинский муниципальный район Липецкой области является дотационным, более 70% его бюджета составляют межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На приобретение жилья для детей-сирот могут быть использованы только средства, переданные в виде субвенций из бюджета Липецкой области, поскольку собственных средств у Грязинского муниципального района на выполнение этих функций нет. Администрация района считает себя обязанной обеспечить Кузнецова Р.Г. жилым помещением за счет субвенции ил бюджета Липецкой области, но в силу отсутствия денежных средств сделать это в настоящее время не в состоянии. Поскольку никаких незаконных действий в отношении истца администрация Грязинского муниципального района не совершала и прав его не нарушала, в иске должно быть отказано.

Представители соответчика Управления образования и науки Липецкой области и третьего лица на стороне ответчика администрации Липецкой области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства своевременно уведомлены.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 10.4 Закона Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ ( с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Законом Липецкой области "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».

В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 3 марта 2010г. № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой(попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений.(п.1)

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 квадратных метров на основании акта органа местного самоуправления.(п.2,4).

Исходя из положений ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение(жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В п. 2 ст. 15 ЖК РФ указано, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)

Закон Липецкой области от 03.03.20101г. № 353-ОЗ наделил государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, органы местного самоуправления муниципальных районов области.

В силу п. 1, 4 ст. 5 вышеуказанного закона Липецкой области финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенции.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации."

Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиками, что истец Кузнецов Р.Г., 21.09. 1988г. рождения, мать которого Кузнецова О.Н. была лишена родительских прав по решению суда, а сведения об отце внесены в запись акта о рождении ребенка по заявлению матери, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные меры по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ.

По окончании общеобразовательной школы в период с 01.09.2004 по 18.06.2007г.г. Кузнецов Р.Г. обучался в ПУ № 26 г.Липецка; с 01.09.2007 по 24.06.2008г.г. - в ПУ №.

В 2009-2010г.г. Кузнецов Р.Г. проходил службу в Вооруженных силах РФ.

Жилье за Кузнецовым Р.Г. закреплено не было, жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма ему не выделялось, что подтверждается справкой отдела образования администрации Грязинского муниципального района.

Из уведомления Управления Федеральной регистрационной службы по Липецкой области от 28 сентября 2010г. следует, что в ЕГРП записи о регистрации прав на недвижимое имущество в отношении Кузнецова Р.Г. отсутствуют.

По сведениям Грязинского БТИ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» Кузнецов Р.Г. в г. Грязи и Грязинском районе жилья не имеет.

Согласно справке администрации сельского поселения Телелюйский сельсовет Грязинского муниципального района Кузнецов Р.Г. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, <адрес>. Состав семьи: тетя Зубкова Г.И., дядя Зубков А.В., двоюродный племянник Зубков А.А. По указанному месту жительства Кузнецов Р.Г. был зарегистрирован по месту жительства попечителя Зубковой Г.И. Жилое помещение, как следует из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, находится в собственности сына попечителя Зубкова В.А. Членом семьи собственника жилого помещения Кузнецов Р.Г. не является и самостоятельных прав в отношении данного жилого помещения не приобрел.

На основании постановления главы администрации сельского поселения <адрес> сельсовет Грязинского района Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов Р.Г. признан нуждающимся в жилье и принят на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области Кузнецов Р.Г. включен в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, исходя из даты постановки на учет, под № 60.

Исходя из буквального понимания положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разрешение требования прокурора о предоставлении истцу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

При таких обстоятельствах требование прокурора о предоставлении Кузнецову Р.Г. жилого помещения во внеочередном порядке подлежит удовлетворению, независимо от даты принятия его на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее истца.

В силу ст. 135 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются одной из форм межбюджетных трансфертов.

На основании ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ превышала 30% собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления(п.3).

Согласно ст. 140 Бюджетного кодекса РФ распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.(п.5)

Поскольку администрация Грязинского муниципального района обязана обеспечить Кузнецова Р.Г. жилым помещением, выполняя государственные полномочия субъекта Российской Федерации, переданные ей в установленном порядке, в бюджете муниципального района доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов превышает 70% собственных доходов местного бюджета, источником финансового обеспечения этих расходных обязательств является субвенция из бюджета Липецкой области в соответствии со ст. 5 Закона Липецкой области от 03.03.20101г. № 353-ОЗ"О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области предоставить Кузнецову Р.Г. во внеочередном порядке жилое помещение площадью от 32 до 40 кв.м. по договору социального найма за счет финансовых средств, переданных в виде субвенции из бюджета Липецкой области.

Решение может быть обжаловано в Липецкий облсуд через Грязинский горсуд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья ___________________________

Дата изготовления мотивированного решения 16 марта 2011 г.