Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Грязи 15 марта 2011 года
Грязинский городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.
с участием помощника Грязинского межрайпрокурора Лебедевой Е.В.,
при секретаре Игнаткиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Грязинского межрайонного прокурора в интересах Сотниковой Н.С. к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о предоставлении во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, площадью от 32 до 40 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям,
УСТАНОВИЛ:
Грязинский межрайпрокурор в интересах Сотниковой Н.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что Сотникова (до замужества Дунаева) Н.С., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Грязинского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ. её мать Дунаева Е.С. была лишена родительских прав, запись об отце внесена в актовую запись о рождении со слов матери.
По окончании детского дома-школы Сотникова Н.С. зачислена на полное государственное обеспечение в ПУ № 14 на основании приказа директора от 01.09.2005 № 35, которое окончено ею 30.06.2008г.
При направлении Сотниковой Н.С. в учреждение государственной поддержки детства жилое помещение за ней не закреплялось ввиду того, что у матери жилья в собственности не имелось.
Постановлением главы администрации Грязинского района № от ДД.ММ.ГГГГ Сотникова Н.С. поставлена на учет в администрации <адрес> в качестве нуждающейся в получении жилья.
Обязанность предоставить Сотниковой Н.С. за счет средств субъекта Российской Федерации жилое помещение площадью не ниже размера, установленного ч. 2 ст. 6 Закона Липецкой области № 354-03, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, лежит на администрации Грязинского муниципального района.
Однако, до настоящего времени обязательство о предоставлении Сотниковой Н.С. вне очереди жилого помещения не исполнено, чем грубо нарушены её жилищные права.
Прокурор просит обязать администрацию Грязинского муниципального района предоставить Сотниковой Н.С. во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью от 32 до 40 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании помощник Грязинского межрайпрокурора Лебедева Е.В. иск поддержала, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
Истица Сотникова Н.С.поддержала заявленный про5урором в ее интересах иск и объяснила, что закрепленного жилья ни в собственности, ни по договору найма она не имеет. Живет в квартиер, раположенной по адресу: <адрес>,д.3 <адрес> на основании договора аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного сроком на один год с отделом образования админитсрации Грязинского района.
Представитель ответчика администрации Грязинского района Хвощина Ю. В. иск не признала и объяснила, что на приобретение жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году из регионального бюджета было выделено <данные изъяты>, из федерального - <данные изъяты>, всего <данные изъяты>. На эту сумму в 2010г. была куплена и предоставлена 1 однокомнатная квартира. В 2011г. на вышеуказанные цели из регионального бюджета выделено <данные изъяты>. В списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит 66 человек. Истица принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ, исходя из даты подачи заявления, в списке значится под № 29. Грязинский муниципальный район Липецкой области является дотационным, более 70% его бюджета составляют межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На приобретение жилья для детей-сирот могут быть использованы только средства, переданные в виде субвенций из бюджета <адрес>, поскольку собственных средств у Грязинского муниципального района на выполнение этих функций нет. Администрация района считает себя обязанной обеспечить Сотникову Н.С. жилым помещением за счет субвенции ил бюджета Липецкой области, но в силу отсутствия денежных средств сделать это в настоящее время не в состоянии. Поскольку никаких незаконных действий в отношении истца администрация Грязинского муниципального района не совершала и прав ее не нарушала, в иске должно быть отказано.
Представители соответчика Управления образования и науки Липецкой области и третьего лица на стороне ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства своевременно уведомлены.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 10.4 Закона Липецкой области от 30 декабря 2004г. № 166-ОЗ ( с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Законом Липецкой области "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».
В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 3 марта 2010г. № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой(попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений.(п.1)
Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 квадратных метров на основании акта органа местного самоуправления.(п.2,4).
Исходя из положений ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение(жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В п. 2 ст. 15 ЖК РФ указано, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)
Закон Липецкой области от 03.03.20101г. № 353-ОЗ наделил государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, органы местного самоуправления муниципальных районов области.
В силу п. 1, 4 ст. 5 вышеуказанного закона Липецкой области финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенции.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации."
Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиками, что истица Сотникова Н.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, мать которой Н.С. была лишена родительских прав по решению суда, а сведения об отце внесены в запись акта о рождении ребенка по заявлению матери, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ.
По постановлению главы администрации Грязинского района № от ДД.ММ.ГГГГ Дунаева Н.С. была направлена в детское интернатское учреждение на полное гособеспечение.
Как следует из информации детского дома № Дунаева Н.С. воспитывалась в детском доме с 08.09.1997г. по 06.09.2006 года.
Согласно справке профессионального училища № 14 Сотникова Н.С. обучалась в ПТУ № 14 г. Грязи с 01.09.2005г. по 30.06.2008 года.
Жилье за Сотниковой(Дунаевой) Н.С. закреплено не было, жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма ей не выделялось, что подтверждается справкой отдела образования администрации Грязинского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ Дунаева Н.С. вступила в брак и ей присвоена фамилия «Сотникова».
Согласно выписке из решения мирового судьи Грязинского судебного участка № 2 Грязинского района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, брак между Сотниковой (Дунаевой) Н.С. и Сотниковым А.С. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Из уведомления Управления Федеральной регистрационной службы по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРП записи о регистрации прав на недвижимое имущество в отношении Сотниковой Н.С. отсутствуют.
По сведениям Грязинского БТИ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» Сотникова Н.С. в г. Грязи и Грязинском районе жилья не имеет.
Из договора аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отдел образования администрации Грязинского района передал в аренду Сотниковой Н.С. благоустроенную <адрес> в <адрес> сроком на 1 год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Квартира закреплена за несовершеннолетним Л,В,Н,., находящимся в детском доме № г. Грязи.
Из постановления главы администрации Грязинского района Липецкой области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Дунаева Н.С. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с районном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ значится под № 29.
Исходя из буквального толкования положений ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разрешение требования прокурора о предоставлении истцу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При таких обстоятельствах требование прокурора о предоставлении Сотниковой Н.С. жилого помещения во внеочередном порядке подлежит удовлетворению, независимо от даты принятия его на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее истца.
В силу ст. 135 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются одной из форм межбюджетных трансфертов.
На основании ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ превышала 30% собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления(п.3).
Согласно ст. 140 Бюджетного кодекса РФ распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.(п.5)
Поскольку администрация Грязинского муниципального района обязана обеспечить Сотникову Н.С. жилым помещением, выполняя государственные полномочия субъекта Российской Федерации, переданные ей в установленном порядке, в бюджете муниципального района доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов превышает 70% собственных доходов местного бюджета, источником финансового обеспечения этих расходных обязательств является субвенция из бюджета Липецкой области в соответствии со ст. 5 Закона Липецкой области от 03.03.20101г. № 353-ОЗ"О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сиротНа основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области предоставить Сотниковой Н.С. во внеочередном порядке жилое помещение площадью от 32 до 40 кв.м. по договору социального найма за счет финансовых средств, переданных в виде субвенции из бюджета <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Липецкий облсуд через Грязинский горсуд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья ___________________________
Дата изготовления мотивированного решения 21 марта 2011 г.