Решение о признании незаконным бездействия



Дело год.

                                                             Р Е Ш Е Н И Е

                                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2011 года                                                                                               г. Грязи

    Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Дудникова С.А.

при секретаре Будюкиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грязинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению дорог Липецкой области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в не исполнении законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, о понуждении к исполнению законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения; к Управлению финансов Липецкой области о понуждении произвести финансирование по осуществлению управлением дорог Липецкой области мероприятий по исполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения,

                                                                 установил:

    Грязинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, управлению дорог Липецкой области, управлению финансов Липецкой области с иском о признании бездействия противоправным и о понуждении исполнить требования законодательства Российской Федерации в области дорожного движения.

    Свои требования истец обосновывает тем, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения на территории города Грязи Липецкой области, установлены факты неисполнения ответчиками требований законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасности дорожного движения на участке автодороги регионального значения «Липецк-Грязи-Песковатка» от дорожного знака 5.23.1 «Начало населенного пункта город Грязи» до остановки общественного транспорта, расположенной в районе дома № 56 по ул. 2-я Чапаева в г. Грязи. В частности, на протяжении всего указанного участка автодороги отсутствует наружное искусственное освещение проезжей части; на протяжении всего указанного участка автодороги отсутствуют тротуары для движения пешеходов вдоль автодороги; на указанном участке автодороги непосредственно перед остановками общественного транспорта, расположенные в местах ограниченной видимости отсутствуют соответствующие информационные дорожные знаки.      

    Исходя из требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Указанная деятельность в соответствии с Положением об Управлении дорог Липецкой области относится к компетенции указанного органа исполнительной власти Липецкой области.      

    Грязинским межрайонным прокурором подано заявление в интересах неопределенного круга лиц, так как не соблюдение требований законодательства в области дорожного движения приводит к увеличению аварийности на указанном участке автодороги, что создает угрозу жизни и здоровья неограниченного круга лиц, участников дорожного движения.

            

    Истец просит признать незаконным бездействие Управления дорог Липецкой области, администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, в части непринятия должных и действенных мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий на участке автомобильной дороги регионального значения «Липецк-Грязи-Песковатка» от дорожного знака 5.23.1 «Начало населенного пункта город Грязи» до остановки общественного транспорта, расположенной в районе дома № 56 по ул. 2-я Чапаева в г. Грязи; выразившееся в отсутствии на указанном участке автодороги стационарного электроосвещения проезжей части, тротуаров вдоль указанного участка дороги, а также в отсутствии дополнительных информационных дорожных знаков предупреждающих о необходимости повышенного внимания со стороны водителей транспортных средств; и обязать Управление дорог Липецкой области, администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области, администрацию городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области установить стационарное электрическое освещение в соответствии с требованиями норм и правил на участке автомобильной дороги регионального значения «Липецк-Грязи-Песковатка» от 24 км + 024 м (за 100 метров до дорожного знака 5.23.1 «Начало населенного пункта город Грязи») до 27 км +150 м (остановка общественного транспорта, расположенная в районе дома № 56 по ул. 2-я Чапаева в г. Грязи); обязать оборудовать указанный участок автодороги (от 24 км + 24 м до 27 км +150 м) тротуарами (пешеходными дорожками) для движения пешеходов вдоль дороги; обязать установить на указанном участке автодороги (от 24 км + 24 м до 27 км +150 м) необходимые информационные и запрещающие дорожные знаки, а также обустроить пешеходные переходы; обязать Управление финансов Липецкой области, администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области, администрацию городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области произвести финансирование по осуществлению мероприятий по исполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги регионального значения «Липецк-Грязи-Песковатка» от 24 км + 24 м до 27 км +150 м.

    В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Грязинской межрайонной прокуратуры Мамонов А.В. уточнил заявленные исковые требования. В частности, представитель Грязинской межрайонной прокуратуры заявил отказ от исковых требований, предъявленных к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, мотивировав свой отказ тем, что указанные лица не являются надлежащими ответчиками по данному делу, поскольку автодорога «Липецк-Грязи-Песковатка» является автодорогой регионального значения, обязанность по ее содержанию, ремонту, реконструкции лежит на органе исполнительной власти субъекта Федерации, Липецкой области, финансирование указанных мероприятий, также должно осуществляться за счет средств областного бюджета. В остальной части иска, заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Просил иск удовлетворить в полном объеме.

Определением Грязинского городского суда от 04.04.2011 года производство по делу по иску Грязинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению дорог Липецкой области, администрации Грязинского района Липецкой области, администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не исполнении законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, о понуждении к исполнению законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения; к Управлению финансов Липецкой области, администрации Грязинского района Липецкой области, администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области о понуждении произвести финансирование по осуществлению управлением дорог Липецкой области мероприятий по исполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения, в части признания незаконным бездействия администрации Грязинского района Липецкой области, администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, выразившегося в не исполнении законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, о понуждении к исполнению законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения; о понуждении произвести финансирование по осуществлению управлением дорог Липецкой области мероприятий по исполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения, в связи с отказом истца от иска.

Представители ответчика, Управления дорог Липецкой области, Царик А.А., действующий на основании доверенности от 25.08.2010 года, Журавлева С.В., действующая на основании доверенности от 15.12.2010 года, исковые требования не признали, пояснив следующее. Автомобильная дорога «Липецк-Грязи-Песковатка», действительно, является автодорогой регионального значения. Право собственности на указанное имущество зарегистрировано за Липецкой областью. К компетенции Управления дорог Липецкой области отнесено, в том числе, обслуживание и содержание указанного объекта. С этой целью Управлением дорог Липецкой области от имени Липецкой области заключен государственный контракт от 22.12.2009 года № 2-СОД с ОГУП «Грязидорстройремонт». Вместе с тем, строительство автомобильной дороги «Липецк-Грязи-Песковатка» осуществлялось в 1960-е годы. В период строительства дороги, указанный участок не входил в городскую черту, соответственно, проектом строительства не было предусмотрено обустройство наружного искусственного освещения. В 2007 году была разработана «Программа работ по устройству линий наружного освещения на опорной сети автомобильных дорог Липецкой области», согласованная с УГИБДД УВД по Липецкой области. В соответствии с указанной Программой мероприятия по строительству линии освещения в г. Грязи были запланированы на 2008 год. Однако в связи с недостаточностью финансирования данные работы не были выполнены. Основные направления деятельности управления, исходя из объемов бюджетного финансирования, определены Программой дорожной деятельности Липецкой области на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 08.10.2008 года № 268. В соответствии с указанной Программой мероприятия по строительству линии электроосвещения и обустройство пешеходных дорожек в 2010-2012 годах в г. Грязи на данном участке автодороги не предусмотрены. 31.12.2010 года Управлением дорог Липецкой области в адрес главы администрации Липецкой области направлено письмо об изыскании возможности предоставления в 2011 году денежных средств для финансирования разработки проектной документации по обустройсву линии электроосвещения на данном участке автодороги «Липецк-Грязи-Песковатка», протяженностью 2,7 км. В настоящее время данный вопрос находится на рассмотрении в администрации Липецкой области.

В части обустройства пешеходных дорожек, полагают заявленные требования необоснованными, поскольку ширина полосы отвода предоставленного под строительство автодороги земельного участка, не позволяет осуществить их строительство. Более того, с учетом удаленности жилой застройки, целесообразнее обустроить такие дорожки вдоль жилой застройки, предусмотрев асфальтированные дорожки от тротуаров к автобусным остановкам. Расстановка дорожных знаков и дорожная разметка на данном участке автодороги выполнена в соответствии с Проектом организации дорожного движения, разработанным в 2008 году ОГУП «Липецкдорпроект» и согласованным с ГИБДД УВД по Липецкой области. Необходимость установки дополнительных дорожных знаков Управлением дорог будет рассмотрена совместно с ГИБДД УВД по Липецкой области в мае текущего года. Просили в иске отказать.

Представитель ответчика, Управления финансов Липецкой области, Немцов А.Е., действующий на основании доверенности от 02.11.2010 года, исковые требования не признал, представил суду письменный отзыв по существу иска. Суду дополнительно пояснил следующее. Управление дорог по Липецкой области, являясь главным распорядителем средств областного бюджета, самостоятельно планирует, распределяет бюджетные ассигнования по направлениям своей деятельности. Управление финансов Липецкой области не может являться субъектом указанных правоотношений и, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по данному иску. Ссылка представителя истца на абзац 31 главы 2 Положения об управлении финансов Липецкой области в данном случае является необоснованной, поскольку предусмотрена в рамках главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ и носит сугубо технический характер.

    Представитель ответчика, администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, Хвощина Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что, поскольку указанная автодорога является региональной, то вопросы ее (автодороги) содержания, ремонта и реконструкции не относятся к компетенции органа местного самоуправления.

Представитель ответчика, администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения по иску.

    Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

    В силу статьи 3 Гражданского процессуального Кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.      

    Согласно статье 45 Гражданского процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

    В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

    Грязинский межрайонный прокурор обратился в суд, оспаривая бездействие органа исполнительной власти Липецкой области, Управления Дорог Липецкой области, Управления финансов Липецкой области, в порядке искового производства.

    Суд полагает возможным рассмотреть дело в том порядке, в котором последовало обращение прокурора.

    Как следует из части 2 статьи 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, право выбора способа защиты своего права принадлежит заявителю.

    Учитывая, что выбранный истцом способ защиты прав никоим образом не влияет на права органа исполнительной власти субъекта Федерации при рассмотрении дела по существу, суд рассматривает требования в том порядке, в котором они заявлены.

    Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Закона).

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено по делу, автомобильная дорога № Р.1.18 «Липецк-Грязи-Песковатка» км: 0,000 - 40,609 относится к дорогам регионального значения 2,3,4 технических категорий. На участке с км 24+197 по км 33+160 автодорога проходит по г. Грязи: по улицам 2-я Чапаева, 30 лет Победы, Песковатская. Пуск в эксплуатацию был осуществлен в 1973 году. Участок автодорогип. Казинка - г. Грязи был реконструирован в 2000 - 2002 годах. Данные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом автомобильной дороги (пункты 2.6, 3.1 - л.д. 36).

Собственником земельного участка, предоставленного под полосу отвода автомобильной дороги «Липецк-Грязи-Песковатка» является Липецкая область, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.04.2008 года серия 48-АВ № 365715 (л.д. 33).

Распоряжением администрации Липецкой области от 20.07.2010 года № 264-р в соответствии с постановлением главы администрации области «О структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области» от 28.06.2010 года № 198 утверждено Положение об управлении дорог Липецкой области (л.д. 38).

В разделе 2 Положения определены функции управления дорог Липецкой области. В частности, согласно пункту 2.1 Управление осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (л.д. 38).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, в пунктах 10, 12 статьи 3 указанного закона даны понятия капитального ремонта и содержания автомобильных дорог.

Так, под капитальным ремонтом автомобильной дороги понимают комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 10 статьи 3 Закона); под содержанием автомобильной дороги понимают комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 статьи 3 Закона).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что обязанность по организации и осуществлению дорожной деятельности, в том числе, на участке автомобильной дороги регионального значения «Липецк-Грязи-Песковатка», собственником которой является Липецкая область, относится к компетенции исполнительного органа государственной власти Липецкой области, управлению дорог Липецкой области.

Пунктом 2.5 строительных норм и правил СНиП 2.05.02-85
"Автомобильные дороги", действие которых распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать, в том числе, на участках в пределах населенных пунктов.

Кроме того, Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", действие которого распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, установлены основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Так, согласно пункту 4.6.1.1 Стандарта стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м. в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

Приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Пунктом «б» подпункта 4 пункта 10 к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода относятся, в том числе, работы по обустройству ремонтируемых участков автомобильных дорог недостающим электроосвещением.

Из представленных документов следует, что автомобильная дорога регионального значения «Липецк-Грязи-Песковатка» с км 24+197 м до км 33+160 м проходит по г. Грязи. Отсутствие на участке автодороги с км 24+197 м до км 27+150 м стационарного электрического освещения подтверждается Актом межведомственной комиссии по обследованию на соответствие законодательству РФ о безопасности дорожного движения автодороги «Липецк-Грязи-Песковатка» в черте г. Грязи от 22.11.2010 года (л.д. 11). Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании и представителями ответчика, управления дорог Липецкой области.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что участок автодороги регионального значения «Липецк-Грязи-Песковатка» с км 24+197 м до км 27+150 м не отвечает требованиям стандартов и нормативов в части обеспечения безопасности дорожного движения, которое выразилось в отсутствии на указанном участке стационарного электрического освещения. При этом обязанность по осуществлению дорожной деятельности на данном участке автодороги отнесена к компетенции исполнительного органа государственной власти Липецкой области, управление дорог Липецкой области.

Возражая против предъявленных исковых требований, представитель ответчика Царик А.А., указал, что управление дорог Липецкой области не имеет права осуществлять хозяйственную деятельность, а реализует указанную функцию посредством другой - государственного заказчика. Размещение управлением дорог Липецкой области соответствующих государственных заказов на осуществление дорожной деятельности (по капитальному ремонту и реконструкции автодороги) возможно в случае закрепления денежных средств по соответствующей строке, предусмотренной областной целевой отраслевой Программой дорожной деятельности Липецкой области на 2009-2012 годы и внесения изменений в областной бюджет, направленных на обеспечение реализации данной целевой программы. В связи с изложенным, считает, что Управление не имеет полномочий по непосредственной реализации возложенных на него функций без соответствующих нормативно-правовых предписаний и, следовательно, заявленные требования являются необоснованными.

Данный довод представителя ответчика, по мнению суда, является необоснованным.

В соответствии с пунктами 2.2, 2.4, 2.5 Положения об управлении дорог Липецкой области, Управление осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета; государственного заказчика; разрабатывает и в соответствии с действующим законодательством вносит в установленном порядке проекты законодательных и других нормативных актов.

В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дано определение понятия главного распорядителя бюджетных средств. В частности, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;

9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;

10) обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;

11) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;

13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 9 декабря 2004 г. N 678-пс утверждена "Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог на 2005-2010 годы", разработчиком и исполнителем которой является Управление дорог и транспорта Липецкой области. Разделом 4.4. Программы предусмотрена подпрограмма "Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них". В соответствии с пунктом 15 приложения 12 указанной подпрограммы предусмотрено в 2008 году осуществить работы по обустройству освещения в населенных пунктах протяженностью 13,3 км.

Кроме того, в 2007 году заместителем главы администрации Липецкой области утверждена Программа работ по устройству линий наружного освещения на опорной сети автомобильных дорог Липецкой области на период 2008-2010 годы. В соответствии с пунктом 1 Приложения к указанной программе, на 2008 год было также предусмотрено устройство наружного освещения на автодороге Липецк-Грязи протяженностью 11,0 км, в том числе: г. Грязи (район Таволжанки) - 2,9 км.; п. Матырский - 8,1 км. Устройство освещения на автодороге в п. Матырский протяженностью 8,1 км. фактически выполнено в полном объеме. В части устройства освещения в г. Грязи (район Таволжанки) работы не выполнены.

В соответствии с пунктом 39 Приложения № 29 к Закону Липецкой области от 20.11.2007 года № 101-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" «Перечень областных целевых программ, финансируемых из областного бюджета в 2008 году» на финансирование областной "Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Липецкой области на 2005-2010 годы" было предусмотрено 1 102771 тыс. руб. Согласно приложению № 3 «Расходы бюджета по ведомственной структуре расходов областного бюджета за 2008 год» к Закону Липецкой области от 20.05.2009 года № 265-ОЗ «Об исполнении областного бюджета за 2008 год» расходы по целевой статье 5228900 (финансирование целевой областной Программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог Липецкой области на 2005-2010 годы) исполнены в объеме 1 102 770,9 тыс. руб. Следовательно, финансирование целевой областной «Программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог Липецкой области на 2005-2010 годы» осуществлено в полном объеме.

В целях развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры, повышения технического уровня автомобильных дорог, их пропускной способности, уровня безопасности дорожного движения и в соответствии с Уставом Липецкой области, постановлением Администрации Липецкой области от 8 октября 2008 г. N 268 утверждена областная целевая отраслевая «Программа дорожной деятельности Липецкой области на 2009 - 2012 годы".

Согласно пункту 1.4 раздела 3 указанной Программы на 2009 год предусмотрены мероприятия по устройству линий наружного освещения. Объем финансирования для осуществления указанных мероприятий определен в размере 1 734,3 тыс. руб. В качестве исполнителя данных мероприятий указано Управление дорог Липецкой области. Конкретные объекты (участки опорной сети автодорог Липецкой области), на которых предусмотрено обустроить в 2009 году линии наружного освещения, не указаны.

Из представленных документов следует, что мероприятия по устройству линий наружного освещения на опорной сети автомобильных дорог Липецкой области были предусмотрены в соответствующих целевых областных программах на 2008 и 2009 годы. Для реализации мероприятий были предусмотрены денежные средства в размере 1 102 771 тыс.руб. в 2008 году и 1 734,3 тыс. руб. в 2009 году. Однако до настоящего времени проектная документация не разработана, работы по устройству линии наружного освещения на автодороге в г. Грязи не выполнены, соответствующий государственный заказ не размещен. Сведений о том, что предусмотренная сумма бюджетных средств в 2009 году была освоена по целевому назначению, ответчиком не представлено.

Более того, как следует из ответа управления дорог Липецкой области от 29.04.2010 года № 936 (л.д. 69) по результатам рассмотрения представления прокурора Грязинской межрайонной прокуратуры Липецкой области об устранении нарушений требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения от 01.04.2010 года № 6д, вынесенного в адрес Управления дорог и транспорта администрации Липецкой области, работы по обустройству региональных дорог линиями освещения в 2010 -2012 годах не предусмотрены.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к следующему. Обязанность по осуществлению дорожной деятельности на опорной сети автомобильных дорог Липецкой области отнесена к компетенции ответчика, управления дорог Липецкой области, и предусмотрена Положением об управлении дорог Липецкой области. Мероприятия по обустройству линий наружного освещения на участке автодороги регионального значения «Липецк-Грязи-Песковатка» расположенного в г. Грязи (с км 24+097м по км 27+150) предусматривались целевой областной программой "Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Липецкой области на 2005-2010 годы", Программой работ по устройству линий наружного освещения на опорной сети автомобильных дорог Липецкой области на период 2008-2010 годы, срок выполнения 2008 год. В 2008 году финансирование областной программы осуществлено в полном объеме. Постановлением Администрации Липецкой области от 8 октября 2008 г. N 268 утверждена областная целевая отраслевая «Программа дорожной деятельности Липецкой области на 2009 - 2012 годы", которой также предусматривалось осуществление в 2009 году мероприятий по устройству линий наружного освещения, с определением объема финансирования для их выполнения в размере 1 734,3 тыс. руб. До настоящего времени указанные работы не выполнены. Не предусмотрено их выполнение и в 2010-2012 годах. Проведение мероприятий по оборудованию недостающего электроосвещения на указанном участке не требует изменения полосы отвода автомобильной дороги и может быть выполнено в рамках капитального ремонта данного участка.

Довод представителя ответчика на отсутствие в необходимом объеме денежных средств, представляемых из областного бюджета, на осуществление мероприятий по обустройству линии электроосвещения на участке автодороги опровергается представленными доказательствами (предусмотренное на 2008 год финансирование программы исполнено в полном объеме).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования в части признания незаконным бездействия исполнительного органа государственной власти Липецкой области, управление дорог Липецкой области, выразившееся в невыполнении требований действующего законодательства по обустройству участка автомобильной дороги «Липецк-Грязи-Песковатка» с км 24+097 м по км 27+150, проходящей по г. Грязи, стационарным электроосвещением и понуждении ответчика устранить указанные нарушения, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» приведены основные понятия, используемые в целях указанного Федерального закона. В частности:

автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 Закона);

элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт 5 статьи 3 Закона);

полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Закона).

Из приведенных определений следует, что тротуары, как сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог. В свою очередь, элементы обустройства автомобильных дорог (как составляющая часть автомобильной дороги - пункт 1 статьи 3 Закона) подлежат размещению в пределах полосы отвода автомобильной дороги.

Из объяснений представителей ответчика, управления дорог Липецкой области следует, что проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию автомобильной дороги «Липецк-Грязи-Песковатка» был осуществлен в 1973 году, что подтверждается представленным техническим паспортом на автодорогу (п. 2.6 паспорта - л.д. 36). На момент ввода в эксплуатацию, участок автодороги с км 24+197 м по км 27+150 м находился вне территории города Грязи. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами, а также подтверждается сведениями, содержащимися в пункте 2.7 технического паспорта автодороги (участок с км 27+117 м по км 30+398 м находится на обслуживании МУП «Водоканал» администрации города Грязи - л.д. 36).

Постановлением главы администрации Грязинского района от 14.12.2005 года № 2493 Управлению автомобильных дорог администрации Липецкой области в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок под полосу отвода автомобильной дороги «Липецк-Грязи-Песковатка» на территории города Грязи, общей площадью 11,0516 га из земель поселений. В отношении указанного земельного участка сформировано землеустроительное дело, в котором имеются сведения об описании местоположения границ земельного участка, предоставленного ответчику под полосу отвода.

Как следует из представленной представителем управления дорог Липецкой области справки, составленной на основании координат земельного участка, занятого автодорогой (полоса отвода), ширина полосы отвода на участке автомобильной дороги с км 24+124 м по км 27+150 м, без учета уширений дорожного полотна перед мостовыми сооружениями, составляет от 19 до 26,6 метров.

Согласно заключению по организации дорожного движения на участке автодороги в г. Грязи по ул. Грязинская: от АЗС «Роснефть» ул. 2-я Чапаева до границы г. Грязи в сторону г. Липецка, выполненного ОАО «Облремстройпроект» следует, что ширина дорожной насыпи составляет 24 метра (л.д. 57).

В соответствии с требованиями пункта 4.39 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» утвержденного постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 г. N 233, на участках дорог в пределах населенных пунктов следует предусматривать тротуары, размещая их, как правило, за пределами земляного полотна. Тротуары надлежит проектировать в соответствии с требованиями СНиП II-60-75 (взамен утратившего силу СНиП II-60-75, постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78 с 1 января 1990 г. введен в действие СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Указанные нормы и правила (СНиП 2.07.01-89) распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке).

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям.

В силу статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» реконструкцией автомобильной дороги является комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Пунктом «е» подпункта 5 пункта 10 допускается при проведении мероприятий по капитальному ремонту автодороги устройство недостающих пешеходных и велосипедных дорожек без дополнительного землеотвода.

Из приведенных норм, следует, что устройство недостающих пешеходных дорожек возможно при реконструкции существующей автодороги либо при проведении ее капитального ремонта, если это не требует дополнительного землеотвода.

В судебном заседании представитель ответчика, возражая против удовлетворения требования в части понуждения управления дорог Липецкой области обустроить участок автодороги недостающими пешеходными дорожками, сослался на то обстоятельство, что ширина полосы отвода автомобильной дороги не позволяет с соблюдением требований строительных норм и правил, а также стандартов, разметить вдоль нее недостающие пешеходные дорожки.

Суд считает данный довод представителя ответчика обоснованным, поскольку без увеличения полосы отвода существующей автомобильной дороги, обустроить пешеходные дорожки не представляется возможным.

При этом суд учитывает и положения подпункта «а» пункта 11.1.1 Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 24 июня 2002 г. N ОС-557-р, согласно которому основными мероприятиями, направленными на повышение безопасности движения в населенных пунктах, повышение допустимых скоростей движения и улучшение экологической обстановки населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются разделение путей движения автомобилей и пешеходов, устройство тротуаров вдоль линии застройки.

Пунктом 11.2.3. указанных рекомендаций также предусмотрено, что в населенных пунктах городского типа тротуары следует устраивать в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.

Из представленной в материалы дела схемы расположения участка автомобильной дороги «Липецк-Грзи-Песковатка», следует, что вдоль спорного участка автодороги на значительном удалении от нее расположена жилая застройка (ул. Грязинская). Обустройство тротуаров вдоль линии жилой застройки по ул. Грязинская г. Грязи в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений, обеспечит необходимый уровень безопасности движения на спорном участке автодороги в населенном пункте, г. Грязи.

На основании изложенного суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований в части понуждения ответчика, Управления дорог Липецкой области, обустроить участок автодороги с 24 км + 24 м до 27 км +150 м тротуарами для движения вдоль указанного участка пешеходов.

Суд считает, что требования истца о признании незаконным бездействия управления дорог Липецкой области в части не обеспечения мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на участке автодороги, выразившееся в отсутствии дополнительных информационных дорожных знаков и понуждении ответчика обязать установить на указанном участке автодороги (с км 24+24 м по км 27+150 м) необходимые информационные и запрещающие дорожные знаки, а также обустроить пешеходные переходы, необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Данный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

В соответствии с пунктом 4.4 Стандарта предусмотрено, что на участках дорог, где разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть своевременно восстановлена, устанавливают соответствующие по значению знаки.

Как следует из представленного проекта организации дорожного движения, утвержденного начальником управления дорог и транспорта Липецкой области (согласованного начальником управления ГИБДД УВД по Липецкой области), на участке автодороги «Липецк-Грязи-Песковатка» с км 24+0 м по км 27+0 м имеется горизонтальная дорожная разметка 1.1 («сплошная линия», запрещающая выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения). На указанном участке установлены запрещающие дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен», соответствующие по значению горизонтальной дорожной разметке (км 25+320 м; км 25+830 м; км 26+020 м; км 26+195 м; км 26+640 м; км 26+740 м). Данное обстоятельство свидетельствует о выполнении ответчиком требований пункта 4.4 Стандарта.

Согласно пункту 5.2.1 Стандарта предупреждающие знаки применяют для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Проектом организации дорожного движения на участке автодороги «Липецк-Грязи-Песковатка» с км 24+0 м по км 27+0 м предусмотрена установка предупреждающего знака 1.23 «Дети» (км 25+050 м). Кроме того, на указанном участке автодороги установлены информационно-указательные знаки, информирующие водителей о местах расположения автобусных остановок и пешеходных переходов.

Согласно пункту 5.4.22 Стандарта знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости" применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.

Из представленного проекта организации дорожного движения следует, что начало населенного пункта (участок автодороги «Липецк-Грязи-Песковатка» с км 24+0 м по км 27+0 м) обозначено установкой дорожного знака 5.23.1 «Начало населенного пункта».

Согласно пункту 10.2 «Правил дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч., а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч. В соответствии с примечанием к указанному пункту, установлено, что по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.

Следовательно, дорожным знаком 5.23.1, установленным в начале населенного пункта, предписывается ограничение максимальной скорости движения транспортных средств до 60 км/ч. Данное обстоятельство свидетельствует о выполнении ответчиком требований пункта 5.4.22.

Проект организации дорожного движения согласован с ГИБДД УВД по Липецкой области. Оснований для установки дорожного знака, ограничивающего величину разрешенной скорости движения, выявлено не было. Установление ограничения в 60 км/ч было признано обоснованным и достаточным для обеспечения необходимого уровня безопасности движения.

В соответствии с Положением об управлении финансов Липецкой области, утвержденном распоряжением Администрации Липецкой области от 24 августа 2006 г. N 645-р управление финансов Липецкой области (далее - Управление) является исполнительным органом государственной власти Липецкой области, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов Липецкой области.

В пункте 2 Положения закреплены функции, осуществляемые Управлением. В частности Управление: составляет проект областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период; осуществляет методическое руководство по составлению областного бюджета; устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета и кассового плана исполнения областного бюджета; осуществляет составление и ведение сводной бюджетной росписи областного бюджета; осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения областного бюджета; составляет предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств областного бюджета; доводит до главных распорядителей средств областного бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств; утверждает и доводит до главных распорядителей и получателей средств областного бюджета, органов местного самоуправления области предельные объемы финансирования; осуществляет иные функции.

Управление дорог Липецкой области, являясь главным распорядителем бюджетных средств, в части организации и осуществления дорожной деятельности в отношении дорог регионального значения самостоятельно реализует предоставленные ему бюджетные полномочия. В том числе, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований (часть 1 статьи 158 БК РФ).

В свою очередь, на ответчика, управление финансов Липецкой области, полномочий на осуществление дорожной деятельности не возложено. Не относится к полномочиям управления финансов Липецкой области и финансирование управления дорог Липецкой области в части осуществления последним дорожной деятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленное истцом требование о понуждении управления финансов Липецкой области произвести финансирование по осуществлению управлением дорог Липецкой области мероприятий по исполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения на автомобильной дороге регионального значения «Липецк-Грязи-Песковатка» (участок с км 24+097 м по км 27+150 м), в части установки стационарного электрического освещения, оборудования участка дороги тротуарами, установке необходимых информационных знаков и запрещающих знаков, а также обустройству пешеходных переходов, является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд

                                                               Р Е Ш И Л :

    Признать незаконным бездействие управления дорог Липецкой области, выразившееся в невыполнении требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении участка автомобильной дороги регионального значения «Липецк-Грязи-Песковатка» с км 24+097 м по км 27+150 м в части не обустройства электрического освещения указанного участка автодороги.

    Обязать управление дорог Липецкой области выполнить обустройство электрического освещения участка автомобильной дороги регионального значения «Липецк-Грязи-Песковатка» с км 24+097 м по км 27+150 м, расположенного на территории городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области.

В остальной части исковых требований, заявленных к управлению дорог Липецкой области, отказать.

В удовлетворении исковых требований Грязинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению финансов Липецкой области о понуждении произвести финансирование по осуществлению управлением дорог Липецкой области мероприятий по исполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения на автомобильной дороге регионального значения «Липецк-Грязи-Песковатка» (участок с км 24+097 м по км 27+150 м), в части установки стационарного электрического освещения, оборудования участка дороги тротуарами, установке необходимых информационных знаков и запрещающих знаков, а также обустройству пешеходных переходов, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд в течение 10 дней.

Судья                                                 С.А. Дудников

Мотивированное решение изготовлено 15.04.2011 года.