Решение о признании постановления недействительным отказано



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Грязи                                                                                     17 июня 2011 года

Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.

при секретаре Некрасове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кругловой А.Ф. к администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству финансов Российской Федерации о признании недействительным постановления администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области № 53 от 24 февраля 2011года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, понуждении к принятию на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

Установил:

    Круглова А.Ф. обратилась в суд с иском, просила обязать администрацию городского поселения г. Грязи предоставить ей жилое помещение. В обоснование своих требований указала, что проживает по договору социального найма в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Кроме нее, в квартире живут ее дочь и внучка с несовершеннолетним ребенком. Она занимает комнату площадью 6,1 кв.м. Являясь ветераном Великой Отечественной войны, она имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ФЗ «О ветеранах».

      Впоследствии истица уточнила исковые требования, просила признать незаконным отказ администрации г. Грязи Липецкой области в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать недействительным соответствующее постановление администрации г. Грязи от 24.02.2011г. № 53, признать за ней право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию городского поселения г. Грязи принять ее на учет. Как участник Великой Отечественной войны, она имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.01.1995г. « О ветеранах» и Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов» за счет средств федерального бюджета, независимо от имущественного положения. Нормы жилищного законодательства (ст. 51 ЖК РФ), определяющие критерии нуждаемости в жилом помещении, на которые ссылается администрация г. Грязи, к ней неприменимы, поскольку распространяются на иных граждан, не являющихся ветеранами Великой Отечественной войны.

К участию в деле в качестве соответчиков судом привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Липецкой области и Управление социальной защиты населения Липецкой области. В качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом к участию в деле привлечены Круглова С.Г. и Круглова А.В.

В судебном заседании истец Круглова А.Ф. и ее представитель по доверенности Воронин Д.В. поддержали иск, ссылаясь на прежние доводы. Полагают, что нуждаемость ветерана Великой Отечественной войны в улучшении жилищных условий должна определяться исходя из обеспеченности общей площадью жилого помещения 36 кв.м., поскольку других норм ни Федеральный закон «О ветеранах», ни Указ Президента РФ от 7 мая 2008г. не содержат. Она живет в трехкомнатной квартире общей площадью 72 кв.м., в которой живут четыре поколения ее семьи: дочь, внучка, правнук. Вынужденно занимает комнату площадью 6,2 кв.м. и чувствует себя стесненной в жилищных условиях. Поскольку жилое помещение ей, как участнику Великой Отечественной войны, никогда не предоставлялось, полагает, что имеет право на отдельное жилье площадью 36 кв.м. в порядке улучшения жилищных условий.

Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Круглова С.Г. поддержала исковые требования Кругловой А.Ф.

Представитель ответчика- администрации городского поселения г. Грязи по доверенности Петров И.П. иск не признал, сославшись на то, что постановлением администрации г. Грязи от 24.02.2011г. Кругловой А.Ф. - участнице Великой Отечественной войны 1941-1945годов, отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма по основаниям, предусмотренным п.п.2 п.1 ст. 51 ЖК РФ. Из представленных Кругловой А.Ф. документов следует, что семья истца, состоящая из четырех человек, проживает по договору социального найма в квартире общей площадью 72,2 кв.м. В расчете на каждого члена семьи обеспеченность общей площадью жилья составляет более 18 кв.м., что превышает учетную норму, которая в г. Грязи составляет 14 кв.м. общей площади жилого помещения на человека. Утверждения Кругловой А.Ф., что фактически она занимает комнату размером 6 кв.м., ничем не подтверждены и не основаны на законе. Сложившийся между членами семьи истицы порядок пользования жилым помещением не имеет юридического значения при определении нуждаемости Кругловой А.Ф. в жилье.

Представитель Управления социальной защиты населения Липецкой области Усацких Т.Н. возражала против удовлетворения иска и указала, что в соответствии с ч.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В Липецкой области форму и порядок обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны определяет закон Липецкой области от 18.08.2006г. № 318-ФЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Истица предоставила удостоверение установленного образца, подтверждающее, что она относится к вышеуказанной категории ветеранов.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 ЖК РФ. По городскому поселению г. Грязи учетная норма общей площади жилья составляет 14 кв.м. Исходя из материалов дела, Круглова А.Ф. является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма общей площадью 72 кв.м. В квартире проживают 4 человека. На каждого приходится юолее 18 кв.м. общей площади жилья. Поскольку обеспеченность общей площадью жилья на каждого члена семьи Кругловой А.Ф. превышает учетную норму, администрация г. Грязи правомерно отказала в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. То обстоятельство, что истица, ее дочь, внучка и правнук являются членами одной семьи, подтверждается как объяснениями истицы, так и справкой отдела СЗН Грязинского района, из которой следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» предоставляются Кругловой А.Ф. на состав семьи 4 человека.

         Представитель соответчика Управления федерального казначейства по Липецкой области и третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Круглова А.В. в судебное заседание не явились.          

          Выслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Кругловой А.Ф. удовлетворению не подлежат.

            Из материалов дела усматривается, что Круглова А.Ф. является участником Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

           Кругловой А.Ф. выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, подтверждающее право на льготы и преимущества, предусмотренные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

           Круглова А.Ф. обратилась в администрацию городского поселения г. Грязи с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Круглова А.Ф. указала состав ее семьи- 4 человека.Согласно представленной ею выписке из лицевого счета, выданной городской управляющей компанией «Центр», Круглова А.Ф. зарегистрирована и проживает по договору социального найма в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Квартира трехкомнатная, общая площадь жилого помещения составляет 72,2 кв.м., жилая площадь 48,8 кв.м. В квартире проживают и зарегистрированы 4 человека: наниматель Круглова С.Г., мать нанимателя Круглова А.Ф., дочь нанимателя Круглова А.В., внук нанимателя ФИО11.

           Пунктом 1.1. постановления администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области от 24.02.2011г. № 53 Кругловой А.Ф. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.п.2 п.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

            В уведомлении об отказе в принятии на учет, направленном Кругловой А.Ф. 02.03.2011 г. № 200, администрация г. Грязи сообщила заявительнице, что обеспеченность общей площадью жилья, занимаемого по договору социального найма, на одного члена семьи составляет 18,05 кв.м., что превышает учетную норму, установленную на территории г. Грязи в размере 14 кв.м.

Суд находит оспариваемое постановление органа местного самоуправления законным и обоснованным.

Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов» признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».       

В соответствии с подпунктом 4 п.1 ст.14 и подпунктом 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ "О ветеранах" с изменениями и дополнениями от 21.12.2009г., мерой социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.(п.1)

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.(п.6)

Определение порядка предоставления жилых помещений указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.(п.11)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи (п.12).

Закон Липецкой области от 18 августа 2006 г. № 318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов» определяет форму и порядок обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет в органах местного самоуправления.

Поскольку ни Указ Президента РФ, ни Федеральный закон «О ветеранах», ни Закон Липецкой области «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов» не содержат специальных критериев признания граждан нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, нуждаемость в жилом помещении для инвалидов и участников Великой Отечественной войны определяется по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, на нормы которого обоснованно и ссылалась администрация городского поселения г. Грязи.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу чч.4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Положением о порядке использования муниципального жилищного фонда на территории г. Грязи, утвержденным решением Совета депутатов г. Грязи от 27 июля 2006г. № 53, учетная норма в г. Грязи установлена в размере 14 кв.м. общей площади на человека.

Иная учетная норма для ветеранов Великой Отечественной войны не установлена на день подачи заявления ни Указами Президента РФ, ни Федеральными законами, ни законами Липецкой области, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан.

Для решения вопроса о составе семьи Кругловой А.Ф. суд исходит из положений п.1 ст. 69 ЖК РФ, согласно которым к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Как следует из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией городского поселения г. Грязи в лице ООО ГУК «Центр» и Кругловой С.Г., трехкомнатная <адрес> общей площадью 72,2 кв.м. передана в бессрочное владение и пользование нанимателю Кругловой С.Г. и членам ее семьи: Кругловой А.Ф.- матери, Кругловой А.В.- дочери, ФИО8 -внуку.

Квартира была предоставлена дочери истицы Кругловой С.Г. по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 3 человека, в том числе и Круглову А.Ф.

Из объяснений Кругловой А.Ф., третьего лица на стороне истца Кругловой С.Г. следует, что они, проживая в одной квартире, поддерживают между собой близкие родственные отношения, оказывают друг другу взаимную поддержку, совместно оплачивают коммунальные услуги по одному лицевому счету.

Согласно справке отдела социальной защиты населения администрации Грязинского муниципального района Липецкой области от 17.06.2011г. Круглова А.Ф. пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как участник Великой Отечественной войны с группой инвалидности по ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» на всех членов семьи ( 4 человека).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что все граждане, проживающие в <адрес>, являются членами одной семьи, никто из них( в том числе и истица Круглова А.Ф.) не перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения, договор социального найма не изменялся.

Учитывая изложенное, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истицы составляет 18,5 кв.м.(72,2 кв.м. : 4), что выше учетной нормы на территории г. Грязи Липецкой области.

При таких обстоятельствах администрация городского поселения обоснованно пришла к выводу, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Кругловой А.Ф. превышает учетную норму в городе Грязи Липецкой области.

Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> не признан аварийным и подлежащим сносу в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.

Доказательств того, что в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, истица не предоставляла в орган местного самоуправления и не ссылалась на это обстоятельство в суде.

       Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Кругловой А.Ф. в постановке на учет отказано на законном основании, поскольку нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма она не является.

      Доводы истицы, что нуждаемость в улучшении жилищных условий для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г. должна определяться по норме 36 кв.м. общей площади жилья, основаны на неправильном толковании положений Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008г., Федерального закона «О ветеранах» и Жилищного кодекса РФ, смешивании понятий учетной нормы, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и нормы предоставления жилого помещения по договорам социального найма для отдельных категорий граждан (ч.3 ст. 49, ч.3 ст. 50 ЖК РФ).

     На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Кругловой А.Ф. отказать в иске к администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству финансов Российской Федерации о признании недействительным постановления администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области № 53 от 24 февраля 2011года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, понуждении к принятию на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий

     Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

      Дата изготовления мотивированного решения 22 июня 2011года.

Судья _______________

-32300: transport error - HTTP status code was not 200