Решение о понуждении исполнить обязательства в натуре



Гражданское дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


23 июня 2011 года г. Грязи

Суд в составе председательствующего судьи Грязинского городского суда Липецкой области Драганова С.В.,

с участием помощника Липецкого транспортного прокурора Герасимова П.В.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала Дирекции железнодорожных вокзалов Михеева О.В., действующего по доверенности от 21.12.2010 года ,

представителя Липецкой областной организации ООО «Всероссийского общества инвалидов» Грудынко Н.А., действующей на основании доверенности от 16.06.2011 года ,

при секретаре Михиревой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала – Дирекции железнодорожных вокзалов о понуждении исполнить обязательства в натуре,

У С Т А Н О В И Л:

Липецкий транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к ОАО «РЖД» в лице филиала - Дирекции железнодорожных вокзалов о понуждении исполнить обязательства в натуре, указывая, что 09.09.2010 года проведена проверка исполнения законодательства РФ, направленного на соблюдение прав инвалидов на железнодорожном вокзале Грязи - Воронежские, расположенного по адресу: <адрес> выявлено отсутствие на железнодорожном вокзале специальных приспособлений и устройств для инвалидов. В системе зрительной информации на железнодорожном вокзале отсутствуют пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников; в залах отдыха вокзала не оборудованы специальные места для отдыха маломобильных групп пассажиров; индивидуальные посадочные места не оборудованы средствами крепления сложенных кресел-колясок и индивидуальных средств вспоможения при передвижении; кассовые стойки, окна справочного бюро и дежурного по вокзалу расположены на высоте более 0,8 м.; на недоступной для инвалидов - колясочников высоте находятся телефоны-автоматы; железнодорожные платформы не оснащены передвижными подъемниками, пенниками, переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Отсутствие вышеуказанных специальных приспособлений и устройств в здании железнодорожного вокзала Грязи - Воронежские нарушает права потребителей - инвалидов, пассажиров железнодорожного транспорта на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры вокзала, предусмотренные ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также не гарантирует оказание маломобильным группам пассажиров безопасных услуг и услуг, соответствующих требованиям ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Прокурор просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» исполнить обязанности в натуре на железнодорожном вокзале Грязи-Воронежские, а именно: в системе зрительной информации установить визуальные тактильные указатели входов и выходов, туалетов, вестибюля, операционных залов, камеры хранения, пункта медицинской помощи, милиции, справочного бюро; оборудовать специальные места для отдыха с расчетом не менее 5% от общей вместимости, но не менее чем по одному месту для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для лиц с дефектами слуха, недостатками зрения, а также с сердечно - сосудистой и легочной недостаточностью, площадь таких зон определить исходя из 2,1 кв.м на одно место. Часть скамей для сидения в залах расположить у проходов шириной не менее 2,7м.; индивидуальные посадочные места оборудовать средствами крепления сложенных кресел-колясок и индивидуальных средств вспоможения при передвижении. Места для размещения инвалидов в креслах-колясках оборудовать горизонтальными поручнями на боковых стенах, расположенных на высоте 900 - 1200 мм от уровня поверхности пола; кассовые стойки, окна справочного бюро и дежурного по вокзалурасположить на высоте не более 0,8 м.; установить один телефон - автомат на высоте не более 0,8 м.; оснастить железнодорожные платформы передвижными подъемниками, пенниками, переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.

В судебном заседании помощник Липецкого транспортного прокурора Герасимов П.В., требования, изложенные в исковом заявлении в части: установления на железнодорожном вокзале в системе зрительной информации визуальных тактильных указателей входов и выходов, туалетов, вестибюля, операционных залов, камеры хранения, пункта медицинской помощи, милиции, справочного бюро; оборудования в залах отдыха железнодорожного вокзала специальных мест для отдыха маломобильных групп пассажиров; оборудования индивидуальных посадочных мест средствами крепления сложенных кресел – колясок и индивидуальных средств вспоможения при передвижении, а также оснащения железнодорожных платформ пенниками не поддержал, поскольку в ходе проведения проверки по состоянию на 21.06.2011 года вышеуказанные недостатки по оборудованию железнодорожного вокзала Грязи - Воронежские в настоящее время устранены. Помощник прокурора просил обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к зданию железнодорожного вокзала и станции «Грязи-Воронежские», расположенных по адресу: <адрес> путем: - реконструкции одной кассовой стойки, окна справочного бюро и окна дежурного по вокзалу не выше 0,8 метра от уровня пола; установки одного телефона-автомата на высоте не более 0,8 метра от уровня пола; оснащения платформы передвижным подъемником и переносной рампой для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала - Дирекции железнодорожных вокзалов Михеев О.В., действующий на основании доверенности, возражал относительно заявленных требований прокурора, просил в иске отказать, суду пояснил, что, выполнение исковых требований не может повлечь за собой восстановление прав и интересов инвалидов, наоборот будут нарушаться права и интересы других граждан – не инвалидов-колясочников. Нормативные акты, на которые ссылается истец не предусматривают способов защиты интересов неопределенного круга лиц, сформулированных истцом в своем исковом заявлении. Так, пункт 3.1.19 СП 2.5.1198-03 не определяет, на какой именно высоте должны быть установлены телефоны-автоматы для инвалидов – колясочников. Пункт 4.15 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не распространяется на высоту кассовых стоек, окна справочного бюро и дежурного по вокзалу, так как все перечисленное не является ни столом индивидуального пользования, ни прилавком, ни другим местом обслуживания, используемым посетителями на креслах-колясках. Так, согласно п. 3.1.17 СП 2.5.1198-03 для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать передвижные подъемники и пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Однако согласно 5.1.8. этих же Правил дверные проемы в свету в пассажирских вагонах должны обеспечивать свободное движение пассажиров с багажом и иметь размеры, не менее: наружные боковые двери 1900 х 780 мм для вагонов всех классов и 1790 х 760 мм для вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении; наружные торцевые двери 1800 х 700 мм для вагонов всех классов и 1800 х 630 мм для вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении; проходы 1900 х 520 мм для вагонов всех классов и вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении. В соответствии с п. 5.1.21. Правил размеры двери туалета должны иметь обязательные размеры для вагонов всех классов, в том числе и вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, не менее 1880 х 490 мм. Таким образом, даже при наличии указанных приспособлений, посадка в вагон инвалидов на коляске будет невозможной вследствие того, что ширина инвалидной коляски превышает ширину наружных дверей пассажирского вагона, и даже при осуществлении посадки инвалид на коляске не сможет перемещаться по вагону и пользоваться расположенными в вагонах туалетами. Приобретение мобильных подъемников с электромоторным оборудованием для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, не способно само по себе повлечь восстановление прав и интересов неопределенного круга лиц. Одним из необходимых условий обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры является финансирование соответствующих мероприятий государством, а также муниципальными образованиями. Однако в ОАО «РЖД» и непосредственно в Дирекцию железнодорожных вокзалов, или на вокзал Грязи - Воронежские, а также в Юго-Восточную региональную дирекцию железнодорожных вокзалов не поступали денежные средства бюджетов. Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. В соответствии с абзацем 2 ст. 15 вышеуказанного Закона разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Абзацем 5 установлено правило, согласно которому в тех случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В 2009 году принято дополнение к Технологическому процессу вокзала Грязи-Воронежские, которое обязательно для соблюдения всеми работниками вокзала Грязи-Воронежские и полностью обеспечивает удовлетворение минимальных потребностей инвалидов в беспрепятственном доступе к объектам транспортной инфраструктуры. Здание вокзала Грязи-Воронежские было построено в 1883 году. На момент начала проектирования здания, не существовали требования к строительству и проектированию, введенные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Вместе с тем, просил в случае удовлетворения иска установить срок для исполнения решения суда в течение 3 лет.

Представитель третьего лица ЛОО ООО «ВОИ» Грудынко Н.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании требования прокурора поддержала, указывая, что зашита прав и интересов граждан с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений в деятельности государственных и муниципальных органов, поэтому необходимо принять меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования Липецкого транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку Липецкий транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, и в данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, следует говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 22 Всеобщей Декларации прав человека, которая принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г., каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Согласно п. 2 «Декларации о правах инвалидов», утвержденной Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 09.12.1975 г., инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации.

В силу п. 3 вышеуказанного международного акта инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь, означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной. Согласно п. 5 указанной выше Декларации, инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

В соответствии с «Конвенцией о правах инвалидов», утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106 государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. Что касается экономических, социальных и культурных прав, то каждое государство-участник обязуется принимать, максимально задействуя имеющиеся у него ресурсы, а в случае необходимости - прибегая к международному сотрудничеству, меры к постепенному достижению полной реализации этих прав без ущерба для тех сформулированных в настоящей Конвенции обязательств, которые являются непосредственно применимыми в соответствии с международным правом. Не допускается никакое ограничение или умаление каких бы то ни было прав человека и основных свобод, признаваемых или существующих в каком-либо государстве - участнике настоящей Конвенции в силу закона, конвенций, правил или обычаев, под тем предлогом, что в настоящей Конвенции не признаются такие права или свободы или что в ней они признаются в меньшем объеме (Ст. 4). Государства-участники признают, что все лица равны перед законом и по нему и имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации. Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. Для поощрения равенства и устранения дискриминации государства-участники предпринимают все надлежащие шаги к обеспечению разумного приспособления. Конкретные меры, необходимые для ускорения или достижения фактического равенства инвалидов, не считаются дискриминацией по смыслу настоящей Конвенции (Ст.5).

Согласно ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26.05.2004 года и 25.04.2005 года.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 года №832. Соответствующая целевая программа утверждена в Липецкой области (Распоряжение главы администрации Липецкой области от 21.12.2000 года №1747-р «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры»), что определяет государственную политику в обозначенной сфере.

Как следует из материалов дела, Липецкой транспортной прокуратурой совместно с Липецкой областной организацией Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» 09.09.2010 года была проведена проверка исполнения законодательства РФ, направленного на соблюдение прав инвалидов на железнодорожном вокзале Грязи - Воронежские Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД». По результатам проверки было установлено отсутствие на железнодорожном вокзале Грязи–Воронежские специальных приспособлений и устройств для инвалидов, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов к услугам железнодорожного транспорта в здании железнодорожного вокзала Грязи – Воронежские, а именно: в нарушение п. 4.15 СНиП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и Свода правил по проектированию и строительству кассовые стойки, окна справочного бюро и окно дежурного по вокзалу расположены на высоте более 0,8 м., в нарушение п. 3.1.19 СП 2.5.1198-03 телефоны-автоматы находятся на недоступной для инвалидов-колясочников высоте; согласно п. 2.1.17. СП 2.5.1198-03 железнодорожные платформы должны оснащаться передвижными подъемниками, пенниками, переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. Нарушения не устранены на момент проверки 21.06.2011 года, что подтверждается актом.

Функционирование железнодорожного транспорта, согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2003г. N17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» осуществляется исходя из принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.

Согласно ст.2 вышеназванного Федерального закона инфраструктура железнодорожного транспорта - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2003г. N18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) пассажиры как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.15 утверждённых Постановлением Правительства РФ N703 от 20.11.2003г. Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, при оказании услуг по использованию инфраструктуры должны соблюдаться установленные требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья пассажиров, работников железнодорожного транспорта и третьих лиц, экологической и пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Статьей 80 «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» на перевозчика и владельца инфраструктур возложена обязанность по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественного обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах. Указано, что вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

В соответствии с частями 1, 3 статьи15 Федерального закона от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрена обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

С учетом проведенного анализа, суд приходит к выводу, что именно на ОАО «РЖД», как на собственнике транспортной инфраструктуры - здания вокзала на ст. Грязи - Воронежские лежит обязанность по обеспечению оборудования вокзала специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Неисполнение же ответчиком своих обязанностей по оборудованию вокзала специальными приспособлениями нарушает права инвалидов.

Таким образом, судом установлено, что в настоящее время железнодорожный вокзал Грязи – Воронежские не оборудован специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами транспортной организации, а именно: кассовые стойки, окна справочного бюро и окно дежурного по вокзалу расположены на высоте более 0,8 м.; телефоны-автоматы находятся на недоступной для инвалидов - колясочников высоте; железнодорожные платформы не оснащены передвижными подъемниками, переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.

Правительство РФ в постановлении от 7 декабря 1996 г. N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» обязывает Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Министерство связи Российской Федерации совместно с Министерством строительства Российской Федерации и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации утвердить в установленном порядке в 1997 году нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам связи и общественного пассажирского транспорта.

Согласно части второй статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений, новое строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Нормативной базой, регламентирующей мероприятия по адаптации среды жизнедеятельности в соответствии с потребностями инвалидов и других маломобильных групп населения, является комплекс 35 отраслевых нормативных документов в области проектирования и строительства. Основным документом федерального уровня для данного комплекса является СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённый постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001г. N73.

Согласно п.4.15 СНиП 35-01-2011 при проектировании интерьеров, подборе и расстановке приборов и устройств, технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в пределах: при расположении сбоку от посетителя - не выше 1,4м и не ниже 0,3м от пола; при фронтальном подходе - не выше 1,2м и не ниже 0,4м от пола. Поверхность столов индивидуального пользования, прилавков и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,8м над уровнем пола.

Для организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте постановлением от 04.03.2003г. N12 Главного санитарного врача Российской Федерации введены в действие «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03» (зарег. в Минюсте 01.04.2003г. N4348) (с изменениями от 16.06.2010 года), которые согласно п.2.1 являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок.

В соответствии с п. 3.1.17. СП 2.5.1198-03 для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см., а прочих дверей – 90 см.

В соответствии с п. 3.1.19. СП 2.5.1198-03 на вокзале для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы следует располагать на более низком уровне.

Таким образом, полноценное участие инвалидов в жизни общества возможно только при обеспечении ими беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Недоступность объектов социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения является значительным препятствием для реализации их гражданских прав и свобод.

Поскольку обстоятельства, обосновывающие иск Липецкого транспортного прокурора о неисполнении законодательства о социальной защите инвалидов нашли в ходе судебного разбирательства своё подтверждение, а требование о понуждении ответчика к осуществлению мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры основано на нормах действующего законодательства и подлежит удовлетворению.

Ссылка представителя ответчика, что спорное правоотношение в этой области экономической деятельности имеет не гражданско-правовую, а административную природу в связи с тем, что сам Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст.16 напрямую указывает, что за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры наступает административная ответственность, является несостоятельным в связи со следующим.

Из положений ст.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что социальная защита инвалидов– система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что причиной обращения прокурора в суд послужили результаты проведённой проверки исполнения законодательства регулирующего защиту социальных прав инвалидов. Исковое заявление прокурором подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в хозяйственную деятельность субъекта экономической деятельности.

Учитывая объем необходимых работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию железнодорожного вокзала, суд считает оптимальным срок для выполнения названных мероприятий - 1 полугодие 2012 года.

На основании статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку истцом, освобожденным в силу Закона от уплаты государственной пошлины, были заявлены требования нематериального характера, то с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию сумма в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к зданию железнодорожного вокзала и станции «Грязи-Воронежские», расположенных по адресу: <адрес> путем: - реконструкции одной кассовой стойки, окна справочного бюро и окна дежурного по вокзалу не выше 0,8 метра от уровня пола; установки одного телефона-автомата на высоте не более 0,8 метра от уровня пола; оснащения платформы передвижным подъемником и переносной рампой для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон – в срок 1 полугодие 2012 года.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в доход бюджета Грязинского муниципального района госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд Липецкой области в течение 10-ти дней после изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Драганов

Мотивированное решение

изготовлено 27 июня 2011 года.

Судья С.В. Драганов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200