Дело №г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Грязи 28 июля 2011 года Грязинский городской суд Липецкой области в составе: председательствующего Нагайцевой Л.А. при секретаре Игнаткиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амбурцева В.П. к администрации сельского поселения <адрес> сельсовет Грязинского района Липецкой области, Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству финансов Российской Федерации о признании недействительным постановления главы сельского поселения <адрес> сельсовет № 44 от 22 июня 2011года и восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945годов, Установил: Амбурцев В.П. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с п.3 ст.15, ст.23.3 ФЗ № 5 от 12.01.1995г. « О ветеранах» он является ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, имеет право на внеочередное получение жилой площади за счет средств федерального бюджета. 15.11.2010г. он обратился в администрацию сельского поселения <адрес> сельсовет с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ветерана Великой Отечественной войны. 22.11.2010г. главой сельского поселения было издано постановление № 57 о принятии его на учет. Однако 22 июня 2011г. постановлением № 44 глава сельского поселения снял его с регистрационного учета на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ. Из устных объяснений главы сельского поселения следует, что факт регистрации Прониной О.В., 1977г. рождения в его доме по адресу: <адрес> является фальсифицированным. На самом деле внучка Пронина О.В. осуществляет уход за ним и его супругой Амбурцевой А.П., 1925г. рождения, с.01.08.2008г. по настоящее время. До осени 2010г. Пронина О.В., проживая в г. Липецке, навещала их несколько раз в неделю. В связи с ухудшением их физического состояния Пронина О.В. вынуждена постоянно с ними проживать, поэтому возникла необходимость в регистрации ее в доме по месту жительства, что и было сделано 02.11.2010г. В соответствии с законом вместе с Прониной О.В. был зарегистрирован ее малолетний сын П.М.Н. 2005г. рождения. Оспариваемое постановление главы сельского поселения Петровский сельсовет противоречит закону, нарушают его права и законные интересы, поэтому просит признать постановление недействительным и обязать орган местного самоуправления восстановить его на учете в качестве ветерана Великой Отечественной войны, нуждающегося в жилом помещении. Определением суда от 04 июля 2011г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Липецкой области и Управление социальной защиты населения Липецкой области. В качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Пронина О.В. В судебном заседании истец Амбурцев В.П., его представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Зеленева Е.Ю. поддержали исковые требования и объяснили, что истец в собственности имеет жилой дом, расположенный в <адрес> общей площадью 37,6 кв.м., 1970г. постройки. Дом без удобств, фундамент разрушается, по дому пошли трещины, из-за чего зимой холодно. Истец с супругой являются людьми престарелыми, по состоянию здоровья не могут себя обслуживать, нуждаются в постоянном постороннем уходе и помощи. Уход за ними осуществляет внучка Пронина О.В., которая в связи с этим переселилась к ним из <адрес>. Вместе с ними живет и ее малолетний сын М.. Так как у Прониной О.В. семья в <адрес>: муж и ребенок, она несколько раз в неделю навещает их, но местом ее жительства является дом истца в <адрес>. Пронина О.В. является членом семьи истца, ведет с ним общее хозяйство. В связи с регистрацией в доме Прониной О.В. обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляет менее 14 кв.м. Считают, что дом непригоден для постоянного проживания, но в установленном порядке он таковым не признавался. Амбурцев В.П. снят с учета в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета незаконно. Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Пронина О.В. поддержала исковые требования Амбурцева В.П. и объяснила, что она постоянно проживает с дедушкой Амбурцевым В.П. и бабушкой Амбурцевой А.П. в с. Аннино, ведет с ними общее хозяйство и является членом их семьи. Вместе с ней живет ее малолетний сын Михаил. Она вынуждена была переехать в с. Аннино к Амбурцевым для осуществления за ними ухода. В <адрес> к мужу и сыну она ездит один раз в неделю, не оставаясь на ночлег, так как по состоянию здоровья Амбурцевы не могут обходиться самостоятельно. Наличие в собственности ее мужа жилых помещений в <адрес> не имеет правового значения для решения вопроса обеспечения жильем ветерана Великой Отечественной войны Амбурцева В.П., так как Пронин Н.В. никогда не являлся и не является в настоящее время членом семьи Амбурцева, они никогда не жили совместно и не вели общего хозяйства. Она считает своим долгом ухаживать за бабушкой и дедушкой, поэтому намерена жить с ними и дальше. Дом, в котором они живут, был построен более 40 лет назад, за период эксплуатации сильно обветшал. Зимой в нем холодно, а отсутствие туалета и ванной сильно осложняет пожилым людям жизнь. Полагает, что Амбурцев В.П. имеет право на обеспечение достойным жильем за счет средств федерального бюджета. Представитель ответчика - и.о. главы сельского поселения <адрес> сельсовет <адрес> Гордеева С.В. иск признала и объяснила, что Амбурцев В.П. обратился 15.11. 2010г. в администрацию сельского поселения с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны с составом семьи три человека: он, жена и внучка Пронина О.В. Главой сельского поселения были рассмотрены документы, и Амбурцев В.П. был поставлен на учет в качестве ветерана Великой Отечественной войны, имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляла менее учетной нормы 14 кв.м. общей площади жилья. Амбурцев В.П. проживает с супругой в доме старой постройки, оба являются престарелыми людьми. Без посторонней помощи им трудно обходиться, поэтому Амбурцев В.П. зарегистрировал на своей площади 15.11. 2010г. внучку Пронину О.В., которая осуществляет за ними уход. Сведениями о том, что Пронина О.В. в <адрес> обеспечена жильем, они не располагали. С заявлением о признании дома непригодным для проживания Амбурцев В.П. в администрацию сельского поселения не обращался. Он просил помочь ему установить в доме ванну, унитаз. Но в сельской администрации нет средств на эти цели. Через некоторое время в администрацию сельского поселения пришло письмо Управления социальной защиты населения с указанием проверить, на каком основании в доме зарегистрирована Пронина О.В. Проводилась проверка учетного дела Амбурцева В.П. и в ходе нее пришли к выводу, что Амбурцев В.П. преднамеренно ухудшил свои жилищные условия, зарегистрировав на своей жилой площади Пронину О.В. Поэтому главой сельского поселения издано постановление № 44 от 22.06. 2011г., которым Амбурцев В.П. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. По мнению сельской администрации, с учетом всех обстоятельств дела Амбурцев В.П. нуждается в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Представитель Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился. От представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Юшкова И.А. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на иск представитель УФК по <адрес> требования истца не признал., указав, что в соответствии с ч.1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях согласно ст. 14,16 и 21 настоящего Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в составе средств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития РФ согласно заявке, предоставляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ. Согласно п.4 ст.4 Закона Липецкой области от 18.08.2006г. № 318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» исполнительный орган государственной власти Липецкой области в сфере социальной защиты населения на основании заверенных сведений органов местного самоуправления формирует областной список и в пределах выделенных бюджетных ассигнований вносит предложения по перечислению субвенций органам местного самоуправления путем внесения изменений в закон области об областном бюджете на очередной финансовый год. Министерство финансов РФ не наделено правом принятия решения о принятии либо об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении выплат на приобретение жилья. Представитель Управления социальной защиты населения Липецкой области Усацких Т.Н. возражала против иска и указала, что Амбурцев В.П. относится к категории ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется по нормам жилищного законодательства ( ст. 51 ЖК РФ). В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Указанная норма закона не позволяет встать на учет гражданам, которые намеренно, сознательно ухудшили свои жилищные условия, действуя лишь с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Амбурцев В.П. был поставлен на учет на основании постановления главы сельского поселения <адрес> сельсовета Грязинского района № от 22.11. 2010г. Основанием для постановки на учет послужило то, что обеспеченность общей площадью жилья на одного члена семьи составляет менее учетной нормы (менее 14 кв.м.) Но при постановке на учет не были проверены все предоставленные документы. Амбурцев В.П. был зарегистрирован в доме вместе со своей женой. Но 02.11. 2010 г. он зарегистрировал внучку Пронину О.В., а в мае 2011г. - правнука П.М.Н. При вынесении постановления о снятии Амбурцева В.П. с учета было принято во внимание, что Пронина О.В. имела регистрацию по адресу: <адрес> где проживала вместе с мужем и двумя несовершеннолетними детьми. Квартира принадлежит ее мужу и ее матери. Брак между супругами Прониными не расторгнут. Также за мужем Прониной О.В. зарегистрировано еще два жилых помещения в <адрес>. С учетом общей жилой площади всех помещений Прониных, Амбурцев В.П. в улучшении жилищных условий не нуждается, если считать, что он является членом семьи Прониной О.В., а соответственно- и ее мужа. Пронина О.В. не отрицает, что зарегистрировалась в доме Амбурцева В.П. с целью осуществления за ним ухода, что не является основанием для признания ее членом семьи истца. Из объяснений Амбурцева В.П. следует, что Пронина О.В. три раза в неделю ездит к мужу, ночует там, готовит мужу еду, там проживает и ее старший сын. К Амбурцеву В.П. она приезжает только для ухода: постирать, убрать, помочь по хозяйству. Членом семьи Амбурцева В.П. признать ее нельзя. Регистрация Прониной О.В. и ее малолетнего ребенка в доме Амбурцева В.П. произведена исключительно с целью признания ветерана нуждающимся в улучшении жилищных условий. Проживание в частном доме без удобств не является основанием для постановки на учет.На основании подп.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Амбурцев В.П. с заявлением в администрацию сельского поселения о признании дома непригодным для проживания не обращался. Технического заключения о признании жилого дома истца непригодным для проживания нет. Выслушав объяснения сторон и их представителей, показания свидетеля Свиридовой Т.Н., исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Амбурцева В.П. удовлетворению не подлежат. В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ "О ветеранах" мерой социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов» признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.(п.1) Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.(п.6) Определение порядка предоставления жилых помещений указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.(п.11) Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи (п.12). Закон Липецкой области от 18 августа 2006 г. № 318-ОЗ «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов» определяет форму и порядок обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет в органах местного самоуправления. В силу ст. 2 вышеуказанного Закона обеспечение жильем граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, осуществляется путем выделения субвенций органам местного самоуправления для предоставления жилых помещений по договору социального найма либо перечисления в виде субсидий застройщику или продавцу для приобретения жилья в собственность очередником. Согласно п.4 ст. 4 Закона Липецкой области № 318-ОЗ исполнительный орган государственной власти области в сфере социальной защиты населения на основании заверенных сведений органов местного самоуправления формирует областной список и в пределах выделенных бюджетных ассигнований вносит предложения по перечислению субвенций органам местного самоуправления путем внесения изменений в закон области об областном бюджете на очередной финансовый год. В силу ст. 5 вышеуказанного Закона контроль за целевым использованием субвенций осуществляет исполнительный орган государственной власти Липецкой области в сфере защиты населения. Поскольку ни Указ Президента РФ, ни Федеральный закон «О ветеранах», ни Закон Липецкой области «Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов» не содержат специальных оснований признания участников Великой Отечественной войны 1941-145г.г. нуждающимися в жилых помещениях, нуждаемость определяется по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу чч.4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. На территории сельского поселения <адрес> сельсовет <адрес> учетная норма установлена в размере 14 кв.м. общей площади распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Как следует из представленного суду учетного дела участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г., Амбурцев В.П. 15.11. 2010г. обратился к главе администрации сельского поселения <адрес> сельсовет с заявлением об улучшении жилищных условий. В обоснование заявления Амбурцев В.П. указал, что проживает в небольшом теплом доме, имеется газ, но нет туалета и душевой кабины. В силу преклонного возраста он и супруга не в состоянии проживать одни в доме без удобств. Осенью 2010г. у них поселилась внучка Пронина О.В. для осуществления ухода за ними. В связи с вселением внучки не хватает жилой площади, поэтому просит улучшить жилищные условия, как участнику Великой Отечественной войны (л.д.21). Из приобщенных к заявлению документов следует, что Амбурцев В.П., 1924г. рождения, проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес> составом семьи: жена Амбурцева А.П., 1925г. рождения и внучка Пронина О.В., 1977г. рождения. (л.д.22) Согласно выписке из похозяйственной книги (л.д.23) Пронина О.В. зарегистрирована в доме Амбурцева В.П. 02.11.2010г., прибыла из <адрес>. Из регистрационного удостоверения, выданного Грязинским БТИ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» 19.11.1996г., следует, что целое домовладение № по <адрес> в <адрес> зарегистрировано по праву собственности за Амбурцевым В.П. По сведениям технического паспорта жилого <адрес> в <адрес> по состоянию на 13.11.1996г., общая площадь составляет 37,6 к.м., жилая площадь 23,3 кв.м., в <адрес> жилых комнаты, год постройки 1970г., из благоустройства имеется: электричество, водопровод, канализация (л.д.31). Из объяснений сторон в судебном заседании следует, что в настоящее время дом Амбурцева В.П. газифицирован. Согласно справкам Грязинского БТИ ОГУП «Липекоблтехинвентаризация» от 02.11.2010г., собственного и приватизированного жилья у Амбурцевой А.П. и Прониной О.В. в г.Грязи и Грязинском районе не значится. Уведомлениями Управления Росреестра по Липецкой области подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за предшествующие пять лет отсутствуют сведения о правах Амбурцева В.П., Амбурцевой А.П. и Прониной О.В. на объекты недвижимости. В собственности Амбурцева В.П. находится земельный участок площадью 0,28 га в <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается копией свидетельства на право собственности на землю, выданного 27.11.1992г. На основании вышеуказанных документов постановлением главы сельского поселения <адрес> сельсовет Грязинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Амбурцев В.П. с составом семьи 3 человека признан нуждающимся в жилом помещении, принят на учет и включен в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Постановлением главы сельского поселения Петровский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области от 22. 06.2011г. №, на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ отменено постановление № 57 от 22.11.2010г. и Амбурцев В.П. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. На основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По сообщению главы сельского поселения Петровский сельсовет от 01.07.2011г., основанием для снятия учета послужило поступление в администрацию сельского поселения письма Управления социальной защиты населения Липецкой области № 5-13 от 20.06.2011г., из которого следовало, что распоряжением главы администрации Липецкой области от 25.05.2011г. № 187-р создана комиссия по проверке правомерности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Комиссией осуществлена проверка учетного дела ветерана Амбурцева В.П. и выявлены нарушения- преднамеренное ухудшение жилищных условий. Указанные нарушения доведены до лиц, ответственных за данный участок работы. На основании материалов проверки в соответствии со ст. 56 ч.1 п.6 ЖК РФ Амбурцев В.П. снят с учета. Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что постановление о снятии Амбурцева В.П. с учета нуждающихся в жилых помещениях издано в пределах компетенции главы сельского поселения <адрес> сельсовет Грязинского муниципального района, принято в установленные ч.2 ст. 56 ЖК РФ сроки со дня выявления обстоятельств, явившихся основанием для этого решения. О принятом решении ФИО2 своевременно уведомлен, что подтвердил в судебном заседании его представитель. Решение о снятии с учета соответствует фактическим обстоятельствам дела. При принятии истца на учет нуждаемость Амбурцева В.П. в жилом помещении определялась исходя из состава семьи три человека, с учетом чего обеспеченность общей площадью жилья на одного члена семьи составлял менее 14 кв.м.(37,6:3=12,5 кв.м.). В настоящее время в доме Амбурцева В.П. зарегистрировано 4 человека: 16.05.2011г. вместе с матерью зарегистрирован малолетний сын Прониной О.В. -П.М.Н.., 17.05.2005г. рождения. Исследовав представленные документы, объяснения участников процесса, показания свидетеля Свиридовой Т.Н., суд приходит к выводу, что регистрация Прониной О.В. и ее ребенка в доме истца была совершена умышленно, с намерением приобретения Амбурцевым В.П. права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. При решении вопроса, являются ли Пронина О.В. и П.М.Н.. членами семьи Амбурцева В.П., суд исходит из положений части 1 ст. 31 ЖК РФ, согласно которым к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что для признания родственников(кроме супруга, детей, родителей) членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям. Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами. По делу установлено, что Пронина О.В. приходится внучкой Амбурцеву В.П. Согласно справкам № №655, 656, выданным врачебной комиссией МУЗ «Грязинская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ Амбурцев В.П., 1924г. рождения и Амбурцева А.П., 1925г. рождения, состоят на диспансерном учете, нуждаются в постоянном постороннем уходе. Из справок Управления Пенсионного фонда РФ в Грязинском районе от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,10) следует, что Пронина О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет уход за пенсионерами Амбурцевым В.П. и Амбурцевой А.П. Выплата компенсации по уходу составляет <данные изъяты> руб. ежемесячно на каждого пенсионера. В соответствии с подп.6 п.1 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы. Таким образом, осуществляя уход за двумя лицами старше 80 лет, Пронина О.В. занимается общественно-полезной деятельностью, которая включается в ее страховой стаж для назначения пенсии, за это государство выплачивает компенсацию в размере <данные изъяты> руб. Для выполнения указанной деятельности законом не предусмотрено ни наличие родственных отношений, ни совместное проживание с лицом, за которым осуществляется уход. Уход за дедушкой и бабушкой Пронина О.В. осуществляет с 01.08.2008г., но зарегистрировалась по месту жительства в доме истца лишь ДД.ММ.ГГГГ, а уже ДД.ММ.ГГГГ в сельскую администрацию поступило заявление Амбурцева В.П. о предоставлении жилья в связи с недостаточностью общей площади жилого помещения, что свидетельствует о взаимосвязи этих событий. Согласно копии свидетельства о заключении брака, Пронина О.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с Прониным Н.В. У них двое малолетних детей: яв., 2000г. рождения и М., 2005г. рождения. Справками МУП «РВЦ <адрес>» подтверждается, что Пронина О.В. и ее малолетний ребенок П.М. до регистрации в доме Амбурцева В.П. проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес>. Выписками из финансового счета подтверждается, что квартира трехкомнатная, общая площадь составляет 71,8 кв.м. 358/521 долей квартиры(2 комнаты) находятся в собственности Пронина Н.В. на основании договора передачи в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, 163/521 доли (1 комната) находятся в собственности Кононыхиной Л.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Кононыхина Л.В. является матерью Прониной О.В., соответственно, бабушкой ее детей. Кроме того, Кононыхина Л.В. является дочерью Амбурцева В.Н. Следовательно, Пронина О.В. и ее ребенок проживали в г. <адрес> в качестве членов семьи собственника жилого помещения. В настоящее время в квартире зарегистрированы по месту жительства Пронин Н.В., старший сын Прониных - В., 2000г. рождения, а также Кононыхина Л.В. По сведениям ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» в собственности Пронина Н.В., кроме вышеуказанного жилого помещения, находятся комната№ в <адрес> в <адрес> общ. площадью 19,3 кв.м., и <адрес> в <адрес> общ. площадью 34,6 кв.м., приобретенные по возмездным сделкам в период брака с Прониной О.В. В судебном заседании Пронина О.В. объяснила в судебном заседании, что брак между нею и Прониным Н.В. не расторгнут, семейные отношения не прекращены, они продолжают вести общее хозяйство, совместно воспитывают детей. Еженедельно она ездит в <адрес> к мужу и сыну, занимается там домашними делами: готовит, стирает, убирает, затем возвращается в <адрес> к дедушке и бабушке. 1-2 раза в неделю муж приезжает к ней в <адрес>. Средства на содержание ее и детей предоставляет муж. Дедушка Амбурцев В.П. выделяет ей средства для приобретения продуктов питания, хозяйственных принадлежностей, оказывает ей и ее младшему сыну материальную поддержку на приобретение продуктов, одежды, медикаментов. В <адрес> она переехала для осуществления ухода за бабушкой и дедушкой, которые не в состоянии себя обслуживать. Истец Амбурцев В.П. подтвердил в судебном заседании, что внучка переехала жить к нему, чтобы осуществлять уход за ним и его супругой. Три раза в неделю она ездит в <адрес> к мужу и сыну. В их дом она перевезла лишь необходимые вещи для себя и ребенка. Объяснения истца в судебном заседании согласуются с содержанием его заявления о постановке на учет, в котором Амбурцев В.П. указал, что внучка переехала жить к ним для осуществления ухода, так как они с супругой уже не могут проживать в доме без удобств. Свидетель Свиридова Т.Н. показала, что в доме Амбурцевых Пронина О.В. живет с лета 2010года, ухаживает за дедушкой и бабушкой, так как им требуется посторонняя помощь, она осуществляет за ними уход. С мужем у Прониной О.В. отношения хорошие, брак не расторгали Старший сын живет в течение учебного года с отцом в <адрес>, Пронина ездит к ним, контролирует ребенка. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Понятие места жительства конкретизировано в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Согласно статье 2 Закона N 5242-1 местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Пронина О.В. и несовершеннолетний П.М.В. до настоящего времени являются членами семьи Пронина Н.В., и в соответствии с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ сохраняют право пользования жилым помещением в <адрес> в <адрес>. В принадлежащем Амбурцеву В.Н. жилом помещении Пронина О.В. с ребенком пребывает не в качестве члена семьи, а в связи с осуществлением функций по уходу за ним и его супругой. Членом семьи Амбурцева В.П. она не является, регистрация произведена с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. Жилой <адрес> в <адрес> не признан непригодным для проживания в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на момент принятия на учет у Амбурцева В.П. отсутствовали основания для признания нуждающимся в жилом помещении, а в представленных для постановки на учет документах выявлены не соответствующие действительности сведения, поэтому истец снят с учета в соответствии с нормами действующего законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Амбурцеву В.П. отказать в иске к администрации сельского поселения <адрес> сельсовет <адрес>, Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Министерству финансов Российской Федерации о признании недействительным постановления главы сельского поселения <адрес> сельсовет № 44 от 22 июня 2011года и восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945годов. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Дата изготовления мотивированного решения 03 августа 2011года. Судья _______________