Дело №г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Грязи Липецкой области 02 сентября 2011 года Грязинский городской суд Липецкой области в составе: судьи Нагайцевой Л.А. с участием ст. помощника Грязинского межрайонного прокурора Мамонова А.В. при секретаре Игнаткиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Грязинского межрайонного прокурора о признании недействующим решения Совета депутатов городского поселения г. Грязи I созыва от 25.12.2008г. №270 "О среднегодовых нормах накопления твердых бытовых отходов (ТБО) для населения г. Грязи", УСТАНОВИЛ: Грязинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления. В обоснование заявления прокурор указал, что 12.05.2011г. в порядке надзора за законностью нормативных правовых актов Совета депутатов городского поселения г. Грязи был принесен протест на решение Совета депутатов городского поселения г. Грязи 1 созыва от 25.12.2008г. № 270 "О среднегодовых нормах накопления твердых бытовых отходов (ТБО) для населения г. Грязи", которым утверждены среднегодовые нормы накопления ТБО (куб. м. на человека в год) для населения г. Грязи, проживающего в многоквартирных и индивидуальных жилых домах. Основанием явилось несоответствие решения действующему законодательству Российской Федерации, регулирующему правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления. Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Иных полномочий для органов местного самоуправления в области обращения с отходами Законы РФ не устанавливают. Нормирование в рассматриваемой сфере должно осуществляться органом государственной власти, а именно Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор); в Липецкой области - Управлением Росприроднадзора по Липецкой области, поскольку в соответствии со ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Частью 4 статьи 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчётности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Согласно пункту 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России №50 от 25.02.2010 г., нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчётов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Решением 16 очередной сессии Совета депутатов городского поселения г. Грязи II созыва №96 от 14.07.2011 г. протест прокурора отклонён со ссылкой на то, что нормы Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не распространяются на деятельность, связанную с обращением с отходами, образуемыми населением. Считая, что оспариваемое решение Совета депутатов г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области противоречит федеральным законам, прокурор просит признать его недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании ст. помощник Грязинского межрайонного прокурора Мамонов А.В. поддержал заявление, ссылаясь на изложенные в нем доводы. Представитель Совета депутатов городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Козлова Т.А., действующая на основании доверенности № 83 от 31.08.2011г., требования прокурора не признала, полагая, что решение Совета депутатов городского поселения г. Грязи от 25.12.2008 г. № 270 принято в пределах полномочий городского Совета, не противоречит действующему законодательству. В соответствии с п. 6.2, 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1988 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. 05.08.1988 № 4690-88) нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год, организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов (органами местного самоуправления). В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ч. 1 ст. 14). Ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на которую ссылается прокурор, не распространяется на население, проживающее в многоквартирных жилых домах и индивидуальных домовладениях, для которых и установлены нормы накопления твердых бытовых отходов Решением Совета депутатов городского поселения г. Грязи от 25.12.2008 г. № 270. На запрос Совета депутатов Управление Росприроднадзора по Липецкой области письмом от 09.06.2011 г. № 2121 сообщило, что полномочия Управления в части утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение распространяются на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. У тверждение нормативов накопления твердых бытовых отходов для населения не входит в полномочия Управления. Разработчиком нормативного акта выступила администрация г. Грязи. Необходимость принятия решения была связна с критическим положением на территории г. Грязи с вывозом ТБО ввиду значительного превышения их количества ранее установленным нормам. Представитель администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области Петров И.П., действующий на основании доверенности № 3 от 11.01.2011г., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления прокурора, считая что решение Советом депутатов городского поселения г.Грязи 1 созыва от 25.12.2008г №270 принято в пределах его полномочий. В нормативных правовых актах, на которые ссылается Грязинский межрайонный прокурор, не содержится запрета на утверждение норм накопления твёрдых бытовых отходов (ТБО) органами местного самоуправления городских поселений. Такого запрета не содержится и в иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Федеральным законом от 30.12.2008г. N 309-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которыми из понятия "обращение с отходами" исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы. Решение Совета депутатов городского поселения г.Грязи принято до введения в действие Федерального закона N 309-ФЗ, то есть на момент принятия решения городской Совет действовал в рамках своих полномочий. Нормы накопления ТБО служат инструментом, позволяющим прогнозировать объемы образования ТБО на подведомственных территориях, формировать бюджет исходя из потребностей экологически безопасного обращения с отходами, вовлекать ценные вторичные материальные ресурсы в хозяйственный оборот. Отсутствие утвержденных норм накопления ТБО для населения на территории муниципального образования ведет к потере управления отходами, не позволяя, в частности, специализированной организации-лицензиату на законном основании заключать договоры с физическими лицами на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО. Очевидно, что право утверждения норм накопления ТБО естественным образом принадлежит органам власти муниципальных образований, осуществляющих непосредственное управление ТБО на подведомственных территориях. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области Коваль С.А., действующий на основании доверенности № 3477 от 01.09.2011г. объяснил, что к полномочиям Управления относится утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Устанавливать нормы накопления отходов (в том числе и твердых бытовых отходов) для населения в компетенцию Управления не входит. При разработке проектов и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов(далее ПНООЛР) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по сбору и вывозу ТБО от населения, используются методические рекомендации, утвержденные Министерством природных ресурсов РФ, другими федеральными структурами. Используется Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержденный заместителем председателя Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 03 марта 1999г. Для каждого поселения разрабатываются паспорта. Для ООО «Чистый город», которое в настоящее время занимается сбором и вывозов отходов населения г. Грязи, при утверждении нормативов и лимитов учитывается: от кого, в каком количестве поступают отходы, проверяются фактические данные, учитывается численность населения города, федеральные нормативы, указанные в Сборнике. Дополнительные нормативы для населения утверждать нет необходимости, так как основные показатели учтены при разработке и утверждении ПНООЛР. Правоотношения между организацией, оказывающей услуги и потребителями, регулируется нормами гражданского законодательства и утвержденными Правилами. Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно подпунктами 18,19 п.1ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения. Согласно п. 2 ст. 14.1., п. 2 ст. 15.1, п. 2 ст. 16.1 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ). В силу 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Решением XXXI сессии Совета депутатов городского поселения г. Грязи I созыва от 25.12.2008г. №270 "О среднегодовых нормах накопления твердых бытовых отходов (ТБО) для населения г. Грязи" приняты среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов (ТБО) для населения городского поселения г.Грязи Липецкой области. Согласно приложению № 1 среднегодовые нормы накопления БТО установлены в расчете на 1 человека для многоквартирных жилы домов- 1,7 куб.м., в том числе крупногабаритные отходы 0,3 куб.м., для индивидуальных домовладений-2,0 куб.м., в том числе крупногабаритные отходы 0,3 куб.м. В соответствии с Примечанием, размер платы для одного жителя за услуги по вывозу ТБО определяется как произведение соответствующей нормы накопления и действующего тарифа на оплату услуг по вывозу 1 куб.м. ТБО. Решение подписано главой администрации г. Грязи и опубликовано в официальном отделе районной общественно-политической газеты «Грязинские известия» 27 декабря 2008г. № 148-1. В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дано определение основных понятий, используемых в законе, согласно которым: норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 89-ФЗ в редакции, действовавшей как на момент принятия оспариваемого решения, так и в настоящее время, к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами. Согласно ст. 8 вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.п. 5, 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России №50 от 25.02.2010 г. нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка. Как следует из Преамбулы решения Совета депутатов г. Грязи от 25.12.2008г. и пояснительной записки начальника отдела имущественных отношений, тарифов и жилищных вопросов администрации городского поселения г. Грязи (разработчика проекта) необходимость принятия решения об утверждении предложенных норм связана с критическим положением на территории г. Грязи с вывозом ТБО ввиду значительного превышения ранее установленных норм. Основанием принятия решения является Федеральный закон от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. № 155, СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов», фактические данные по вывозу ТБО за период октябрь 2007г-сентябрь 2008г. Утвержденные нормы накопления ТБО на одного жителя Грязинского района в размере 294(1,4куб.м.) для многоквартирных домов и 357 кг(1,7 куб.м) в частном секторе, согласно которым ведется расчет с населением, по данным МУП «Водоканал» значительно меньше фактического объема вывоза и утилизации. В связи с этим доходы, собираемые с населения за вывоз ТБО, не покрывают расходов предприятий, производящих вывоз и утилизацию ТБО. Суд не может согласиться с правовым обоснованием принятия оспариваемого прокурором решения. В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.). Исполнитель услуг -организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору. Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 N 210-ФЗ потребителями услуг по утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО) являются лица, приобретающие по договору тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) ТБО для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) ТБО являются. .. в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (часть 17 статьи 2 настоящего Федерального закона). Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; - плату за коммунальные услуги. В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Анализ указанных норм показывает, что в перечень коммунальных услуг не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов, и они не могут быть оплачены в составе коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации. Согласно разъяснению Министерства регионального развития Российской Федерации, выраженному в письме от 03.10.2008 N 25080-СК/14 "О разъяснениях по вопросу деятельности, связанной с утилизацией твердых бытовых отходов" Федеральный закон от 30.12.2004г. № 210-ФЗ не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности. Федеральный закон от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3), определяет виды негативного воздействия на нее( ст.16). В соответствии с п.п. 2,3 ст. 19 указанного Федерального закона нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относятся, в числе других, и нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, а также нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. По смыслу статей 16, 22 и 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор и вывоз отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения, обязаны разрабатывать нормативы образования таких отходов и лимиты на их размещение. Проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов разрабатываются на основании методических рекомендаций Министерства природных ресурсов РФ. В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007г. № 703 были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов по их размещению. Согласно пп.11 раздела II Методических указаний норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, т.е представляет собой удельный показатель образования отходов на расчетную единицу, за которую в зависимости от источника образования могут быть приняты: единица площади -для отходов при уборке территории; человек- для отходов жилищ. Согласно п.16 Методических указаний метод расчета нормативов по фактическим объемам образования отходов(статистический метод) применяется для определения нормативов образования отходов на основе статистической обработки информации по обращению с отходами за базовый (не менее 3 лет) период по приведенной формуле. Аналогичным образом рассчитывается норматив по любой расчетной единице (расстояние, площадь, человек). Таким образом, нормы накопления твердых бытовых отходов для населения, которые утвердил городской Совет депутатов г. Грязи, согласно законодательству Российской Федерации утверждаются Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области при утверждении годовых нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для организации, осуществляющей эту деятельность на территории г. Грязи, в конкретном случае, для ООО «Чистый город». Согласно ст. 28Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" иные нормативы в области охраны окружающей среды могут устанавливаться в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Совет депутатов городского поселения г. Грязи, установив среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов (ТБО) для населения городского поселения г. Грязи Липецкой области, вышел за пределы своей компетенции. Кроме того, ссылаясь на фактические данные по вывозу ТБО, то есть используя статистический метод для расчета норматива, разработчик использовал информацию по вывозу ТБО за период с октября 2007г. по сентябрь 2008г., в то время как в соответствии с Методическими указаниями базовый период должен быть не менее трех лет. Оспариваемое Грязинским межрайонным прокурором решение органа местного самоуправления городского поселения г.Грязи противоречит Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другим вышеприведенным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому в соответствии с ч.2 ст. 253 ГПК РФ суд признает его недействующим полностью и не подлежащим применению. Поскольку нормативный акт применялся в течение длительного времени, на основании этого акта были реализованы права и обязанности как населения г. Грязи, так и организаций, оказывающих услуги по вывозу твердых бытовых отходов, с учетом положений п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»( с изменениями от 10 июня 2010г.), суд полагает необходимым признать решение Совета депутатов г. Грязи от 25.12.2008г. № 270 недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу На основании ч.3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решение суда после вступления его в законную силу подлежит публикации в печатном издании, в котором публикуются нормативные акты Совета депутатов г. Грязи - районной общественно-политической газете «Грязинские известия» Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение Совета депутатов городского поселения г. Грязи I созыва от 25.12.2008г. №270 "О среднегодовых нормах накопления твердых бытовых отходов (ТБО) для населения г. Грязи" с Приложением. Сообщение о решении подлежит публикации в районной общественно-политической газете "Грязинские известия". Решение может быть обжаловано в Липецкий облсуд через Грязинский горсуд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Дата изготовления мотивированного решения 07 сентября 2011 года. Судья ____________________________