Дело №г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Город Грязи 02 сентября 2011 года Грязинский городской суд Липецкой области в составе: судьи Нагайцевой Л.А. при секретаре Игнаткиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в Грязинском, Добринском, Усманском районах к ООО «Городская управляющая компания «Центр» о признании бездействия ответчика противоправным в отношении неопределенного круга потребителей, обязать прекратить бездействие путем размещения в тексте договора, а также на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирных домов или в пределах земельных участков, на которых расположены дома, информации для потребителей об исполнителе : наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя, отчество руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, установил: ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Грязинском, Добринском, Усманском районах обратился в суд с вышеуказанным иском к ООО «ГУК «ЦЕНТР» о восстановлении прав неопределенного круга потребителей. В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «ГУК «ЦЕНТР», являясь управляющей жилищным фондом города Грязи организацией, оказывает населению услуги по содержанию общего имущества в многоквартирных домах и предоставлению коммунальных услуг. Осуществляя эти функции, ООО «ГУК «ЦЕНТР» действует на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006г. Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности. Согласно п.4 данных правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг. В силу п. 5 указанных Правил, обязательство по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. На основании поступившего от Кузнецова Е.Н заявления, свидетельствующего о наличии признаков нарушений законодательства о защите прав потребителей со стороны ООО "ГУК "Центр", было назначено и проведено административное расследование в отношении ответчика. В результате административного расследования установлено, что управляющая компания ООО ГУК "Центр" заключает с собственниками жилых помещений договоры на управление многоквартирным домом, а так же фактически оказывает эти услуги без заключения договоров и берет на себя обязательства по организации обслуживания общего имущества жилого дома, в том числе по обеспечению аварийно-диспетчерского обслуживания (п.4.1.8 Договора на управление многоквартирным домом ), а так же, в соответствии с п.4.1.15 договора ООО ГУК "Центр" обязуется обеспечить собственников и владельцев помещений информацией о телефонах аварийных служб. Какая-либо информация для потребителей непосредственно на жилых домах, на специально оборудованных стендах или досках объявлений в пределах земельных участков многоквартирных жилых домов об организации, оказывающей коммунальные услуги жителям (потребителям коммунальных услуг), в том числе по аварийно-техническому обслуживанию, а также в тексте договора, отсутствует. Согласно п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя, отчество руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской аварийной или аварийно-диспетчерской служб. Перечисленная информация указывается в договоре, а так же размещается на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен дом так же на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов. Отсутствие информации об исполнителе коммунальных услуг противоречит действующему законодательству и ущемляет права потребителей, предусмотренные ст.ст.9п.1, 10п.2 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Поскольку в данном случае невозможно определить круг лиц, права которых нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, нарушены законные права неопределенного круга лиц. Просит признать бездействие ООО "ГУК "Центр" по непредставлению потребителям коммунальных услуг информации об исполнителе, ущемляющим права потребителей, обязать ответчика прекратить бездействие, нарушающие права неопределенного круга потребителей, а именно: обеспечить путем размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного домов или в пределах земельного участка, на которых расположены дома, а так же на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов информации для потребителей об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя, отчество руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской аварийной или аварийно-диспетчерской служб и довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации - в газете " Грязинские известия". В судебном заседании представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области Леонов Р.А. уточнил исковые требования, просил признать бездействие ответчика противоправным в отношении неопределенного круга потребителей, обязать ООО «ГУК «Центр» прекратить бездействие путем размещения в тексте договора управления многоквартирным домом, а также на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирных домов или в пределах земельных участков, на которых расположены дома, информации для потребителей об исполнителе : наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя, отчество руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб. Дополнительно объяснил, что до настоящего времени как в договоре, так и на досках объявлений такая информация отсутствует. Представитель ответчика ООО «Городская управляющая компания «Центр» Гуманюк В.Н. иск признал частично, указав. Что доводы, изложенные в исковом заявлении, являются обоснованными, но ООО «ГУК «Центр» не бездействует. С мая 2011г. с периодичностью 1 раз в месяц на бумажном носителе на досках объявлений расклеивалась информация для потребителей об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя, отчество руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб. Эта работа поручена подрядной организации ООО «Золушка», которая занимается уборкой подъездов, придомовой территории. Однако эти объявления регулярно срывают, они висят не более 2-3 дней. В настоящее время они заказали трафареты, и будут наносить информацию краской на стены домов. Кроме того, вся необходимая информация размещена на сайте ООО «ГУК «Центр» в Интернете. В тексте договора эта информация отсутствует, но вносить изменения в договор-очень сложная, дорогостоящая работа. Выслушав объяснения представителей сторон, показания свидетелей Банниковой Л.В., Исаевой Н.Т., изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 9 п.1 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 « О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место нахождения (адрес), режим работы. Информация о товарах (работах, услуг) в обязательном порядке должна содержать указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу) и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги)( п.2 ст. 10 Закона). Материалами дела установлено, что ООО «Городская управляющая компания «Центр» постановлением главы администрации городского поселения г. Грязи от 15 января 2010г. № 2 назначена в качестве управляющей организации по управлению многоквартирными домами города Грязи согласно списку (приложение № 1) с 1 февраля 2010г. ООО «ГУК «Центр» предписано заключить договоры управления многоквартирным домом с собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах в соответствии с проектом, подписанным по результатам конкурса. Нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в данной сфере, являются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006г. В соответствии с главой 1V Правил предоставления коммунальных услуг гражданам( п. 49), исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя, отчество руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской аварийной или аварийно-диспетчерской служб. Перечисленная информация указывается договоре, а так же размещается на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен дом так же на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов. Согласно п.3.1типового договора управления многоквартирным домом, заключаемого ООО «ГУК «Центр» с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, принятых на обслуживание, предметом договора управления многоквартирным домом является организация за плату технического обслуживания многоквартирного жилого дома, регистрация проживающих, организация обслуживания общего имущества жилого дома и его текущий ремонт, организация обслуживания придомовой территории в соответствии с действующим законодательством, аварийно-диспетчерское обслуживание и осуществление иной направленной на достижение целей управления жилым домом, в том числе посреднической, деятельности, направленной на привлечение исполнителей жилищных и коммунальных услуг. Согласно п.4.1.15 Договора управляющая компания обязуется обеспечить собственников и владельцев помещений информацией о телефонах аварийных служб. Как следует из материалов дела, в ходе проведения административного расследования в отношении ООО «ГУК «Центр», назначенного на основании поступившей от потребителя информации от 18 апреля 2011г., по результатам проверки требований законодательства, определяющего содержание общего имущества в многоквартирных домах, внеплановой документарной проверки в отношении ООО «ГУК «Центр» 18.04.2011г. ведущим специалистом-экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в Грязинском, Добринском и Усманском районах Леоновым Р.А. было вынесено определение об истребовании договора на обслуживание между ООО «ГУК»Центр» и жильцами дома № по ул. <адрес> (заверенные копии), перечень домов, находящихся на обслуживании ООО «ГУК»Центр». Из протокола об административном правонарушении от 26.04.2011 года следует, что по состоянию на 26.04.2011 года в подъездах многоквартирных жилых домов, а также в пределах земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома (<адрес>, дома № №; <адрес> дома № №,№; <адрес> дома № №; <адрес> дома № №) отсутствовала информация для потребителей об исполнителе коммунальных услуг (управляющей компании) и содержанию общего имущества, адреса и номера телефонов диспетчерской аварийной службы. Представитель ООО ГУК «Центр» Гуманюк В.Н., как следует из протокола об административном правонарушении от 26.04.2011г, нарушения не оспаривал, в объяснениях указал, что работы по установке информационных щитов проводятся в настоящее время. Постановлением № 173 об административном правонарушении от 28 апреля 2011 года, вынесенным главным государственным санитарным врачом по Липецкой области в Грязинском, Добринском, Усманском районах Тарасовым Н.В. ООО «ГУК «Центр» признано виновным по ст. 14.8 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 5000 рублей. У суда не имеется оснований не доверять вышеуказанным документам, ответчиком они не оспорены. Как следует из представленных суду договоров управления многоквартирным домом, заключенных между ООО «ГУК «Центр» и собственниками жилых помещений: договор от ДД.ММ.ГГГГ с Ахметдиновой А.М. на обслуживание квартиры № дома № по ул. <адрес> в <адрес>; договор от ДД.ММ.ГГГГ с Дроздовой Т.Н. на обслуживание квартиры № дома № по ул. <адрес> <адрес>; договор от ДД.ММ.ГГГГ с Гахович В.В. на обслуживание квартиры № дома № по ул. <адрес> в <адрес>, в п. 4.1.8. содержится обязательство управляющей компании ООО «ГУК «Центр» обеспечивать аварийно-диспетчерское обслуживание принятого в управление многоквартирного дома, однако информация об исполнителе аварийно-диспетчерского обслуживания: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилию, имя, отчество руководителя, адреса и номера телефонов, диспетчерской аварийной или аварийно-диспетчерской служб в договоре отсутствует. Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, что до настоящего времени в договоры не внесены изменения, содержащие вышеуказанную информацию. Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Банникова Л.В. и Исаева Н.Т. - сотрудники ООО «Золушка», выполняющей по договору с ООО «ГУК «Центр» работы по санитарному содержанию жилых домов, уборке придомовой территории, показали, что с мая 2011года каждый месяц им выдают в ООО «ГУК «Центр» объявления на стандартных бумажных листах, содержащие информацию об аварийно-диспетчерских службах, наименовании, адресах и номерах телефонов, которые они развешивают на досках объявлений на стандартных бумажных листах. Эти объявления висят в течение одного- максимум двух дней, после чего их срывают. Хотя ни закон, ни подзаконные нормативные акты не содержат прямых указаний о форме размещения информации, учитывая показания свидетелей, суд не может признать избранный управляющей компанией способ надлежащим, обеспечивающим права потребителей, поскольку информация сохраняется в течение короткого времени, чего представитель ответчика не оспаривал, в остальное же время потребители услуг этой информации лишены. Информация должна размещаться способом, обеспечивающим ее сохранность до ее следующего обновления. Способ размещения, периодичность обновления исполнитель услуги может определить самостоятельно. Таким образом, имеющиеся в деле доказательства подтверждают, что права потребителей в части обеспечения собственников жилых домов, принятых в управление ответчиком, и владельцев помещений в них, в части предоставления информации об исполнителе услуг аварийно-диспетчерского обслуживания нарушены в результате противоправного бездействия со стороны управляющей организации ООО «ГУК «Центр». В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Коль скоро суд признал бездействие ООО «ГУК «Центр» противоправным в отношении неопределенного круга потребителей, резолютивная часть решения подлежит опубликованию в газете «Грязинские известия». На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать противоправным в отношении неопределенного круга потребителей бездействие ООО «Городская управляющая компания «Центр» по непредоставлению потребителям информации об исполнителе услуг в части аварийно-диспетчерского обслуживания. Обязать ООО «Городская управляющая компания «Центр» разместить в тексте договора управления многоквартирным домом, а также на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирных домов и/ или в пределах земельного участка, на котором расположены дома, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов, информацию для потребителей об исполнителе услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилию, имя, отчество руководителя, адреса и номера телефонов, диспетчерской аварийной или аварийно-диспетчерской служб способом, обеспечивающим сохранность информации с учетом периодичности обновления, определяемой управляющей компанией. Обязать ООО «Городская управляющая компания «Центр» опубликовать резолютивную часть настоящего решения суда в районной газете «Грязинские известия» в 15-дневный срок со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Липецкий облсуд через Грязинский горсуд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Дата изготовления мотивированного решения 07 сентября 2011года. Судья ________________________