Решение о понуждении оборудовать железнодорожные переезды



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2011 года                                                                                       г. Грязи

     Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Нагайцевой Л.А.

с участием помощника Липецкого транспортного прокурора Кириллова А.В.,

при секретаре Шальневой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении оборудовать железнодорожные переезды «<данные изъяты> «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», расположенные на пересечении с автомобильной дорогой по <адрес> в <адрес>, светофорной сигнализацией для транспортных средств и светофором для железнодорожного транспорта,

установил:

Липецкий транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги», в котором просил обязать Юго-Восточную железную дорогу - филиал ОАО «РЖД» оборудовать железнодорожные переезды «<данные изъяты> «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», расположенные в границах 0 км 1 ПК на пересечении с автомобильной дорогой по <адрес> в <адрес> светофорной сигнализацией с бело-лунным мигающим сигналом (огнем) для транспортных средств и светофором с красным и лунно-белым сигнальными огнями для железнодорожного транспорта.

В обоснование заявленного требования прокурор указал, что на балансе Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» находятся железнодорожные пути не общего пользования, обслуживаемые Грязинской дистанцией пути <адрес> региона ЮВЖД, на которых в границах 0 км 1 ПК на пересечении с автомобильной дорогой по <адрес> в <адрес> расположены три железнодорожных переезда. Все вышеуказанные переезды является нерегулируемыми, не оборудованы переездной сигнализацией. Через них осуществляются регулярные автобусные перевозки пассажиров по маршрутам: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>»

Статьей 21 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» установлено, что владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов в соответствии с техническими регламентами, устанавливающими обязательные требования к эксплуатации железнодорожных переездов. Владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев железнодорожных путей установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России (утв. Министром путей сообщения РФ 29.06.1998 г. №ЦП-566) ОАО «РЖД» обязано осуществлять оборудование действующих переездов устройствами переездной сигнализации в соответствии с годовыми и перспективными планами (п.2.2.1). В первую очередь устройствами сигнализации должны оборудоваться переезды с автобусным движением (п.3.17).

Отсутствие устройств переездной сигнализации на переездах, принадлежащих ОАО «РЖД», через которые осуществляются регулярные автобусные перевозки пассажиров, увеличивает риск дорожно-транспортных происшествий и угрожает жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании помощник Липецкого транспортного прокурора Кириллов А.В. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просил иск удовлетворить, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. ст. 20, 41 Конституции России граждане Российской Федерации имеют право на охрану их жизни и здоровья. Общественным транспортом, следующим через железнодорожные переезды, пользуется неопределенный круг лиц, защита жизни и здоровья которых в социальном государстве ставится выше экономических интересов хозяйствующего субъекта - ОАО «РЖД».

Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности Аксенов О.А. иск не признал и объяснил, что существующее оборудование переездов соответствует требованиям "Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России", утвержденной Министром путей сообщения России 29 июня 1998 года, с учетом особенностей местных условий. Согласно карточкам на спорные железнодорожные переезды, все они отнесены к 4 категории, количество проходящих через них в сутки поездов не превышает двух, скорость движения - не белее 5-15 км/ч. В соответствии с ведомственными инструкциями о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, на которых расположены переезды, перед проследованием поезда через переезд обязательна полная его остановка. Затем составитель поездов останавливает движение автомобильного транспорта, следующего через переезд. Только после этого поезд въезжает на переезд, останавливается. Составитель поезда садится на подножку последнего вагона, после чего возобновляется движение через переезд. Исходя из этого, спорные переезды не могут считаться нерегулируемым, поскольку движение по ним при прохождении поезда регулируется составителем поездов в соответствии с его служебной инструкцией. Устройство и эксплуатация переездов полностью отвечает требованиям безопасности, при этом соблюдаются требования ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», имеющего большую юридическую силу, чем инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, на которую ссылается прокурор. Необходимости в оборудовании указанных железнодорожных переездов устройствами переездной сигнализации нет. По сведениям Управления ГИБДД Липецкой области за последние три года на указанных переездах не было ни одного ДТП. Кроме того, при организации движения автобусных маршрутов через железнодорожные переезды согласие владельца железнодорожных подъездных путей получено не было. Такое согласие может дать должностное лицо не ниже начальника ЮВжд. Согласно предварительным сметам, расходы ОАО «РЖД» по оборудованию трех переездов сигнализацией составят не менее <данные изъяты> Соглашение с владельцем автомобильной дороги и организатором автобусных маршрутов относительно порядка и условий финансирования оборудования переездов средствами переездной сигнализации нет заключалось. Годовыми и перспективными планами ОАО «РЖД» оборудование указанных переездов сигнализацией не предусмотрено.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Добринского муниципального района Липецкой области Сафонов А.В. поддержал иск прокурора и объяснил, что через нерегулируемые железнодорожные переезды путей необщего пользования «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», и «<данные изъяты>» станции <адрес>, пересекающиеся с автомобильной дорогой по <адрес>, проходят 6 автобусных маршрутов, в том числе междугородный маршрут«<данные изъяты>». На переездах до сих пор не было дорожно-транспортных происшествий, но опасность для жизни и здоровья людей имеется. Проложить автобусные маршруты, минуя эти переезды, весьма затруднительно, так как придется направить весь транспортный поток через центральную улицу <адрес> к другому переезду, оборудованному переездной сигнализацией, что создаст угрозу жизни и здоровью людей в результате интенсивного движения автомобильного транспорта. Ранее переезды были оборудованы переездной сигнализацией, которая в 1998году была демонтирована без согласования с администрацией <адрес>. Автобусные маршруты с начальником ЮВЖД согласованы не были, вопросы финансирования оборудования переездов сигнализацией между администрацией Добринского муниципального района и ОАО «РЖД» не обсуждались. Интенсивность движения поездов по вышеуказанным подъездным путям небольшая.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.21 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

Применительно к рассматриваемым правоотношениям таковыми являются: "Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России", утвержденная Министром путей сообщения России 29 июня 1998 года, СНиП 32-01-95 "Железные дороги колеи 1520 мм" (приняты постановлением Минстроя РФ от 18 октября 1995 года), "Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", утвержденные приказом Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 года, "Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденные МПС РФ 26 мая 2000 года, ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения".

Согласно ст.2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные пути подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для совместных нужд.

По сведениям, представленным службой пути филиала ОАО «РЖД» Юго-Восточная железная дорога (л.д. 9-11) на станции <данные изъяты> имеются нерегулируемые железнодорожные переезды:

подъездной путь «Элеватор», балансодержатель - Грязинская дистанция пути филиала «ЮВЖД» Мичуринского отделения ОАО «РЖД», введен в эксплуатацию 10.06.1930года, максимальная скорость движения поездов 5 км/ч;

подъездной путь «Вторчермет» (грузовой двор), балансодержатель - Грязинская дистанция пути филиала «ЮВЖД» <адрес> отделения ОАО «РЖД», введен в эксплуатацию 10.10.1970г., максимальная скорость движения поездов 5 км/ч;

подъездной путь «<данные изъяты>»(<данные изъяты>), балансодержатель - Грязинская дистанция пути филиала «ЮВЖД» Мичуринского отделения ОАО «РЖД», введен в эксплуатацию 10.10.1970г., максимальная скорость движения поездов 15 км/ч.

Из сообщения администрации сельского поселения Добринский сельсовет следует, что автодорога по <адрес>, на которой располагаются железнодорожные переезды, находится в черте населенного пункта <адрес> и относится к автомобильным дорогам местного значения.

Согласно карточкам на железнодорожные переезды <данные изъяты>", "<данные изъяты>", "<данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, все перечисленные переезды расположены в границах 0 км. 1 ПК на пересечении с автомобильной дорогой по <адрес> в <адрес>, являются нерегулируемыми, без сигнализации и относятся к 4-й категории. Количество поездов в сутки (суммарно в двух направлениях) по каждому переезду- 2. Видимость середины переезда машинисту локомотива - от 800 до 1000 метров. Видимость поезда водителю с правой и левой стороны - от 300 до 500 метров (л.д. 12-20).

        Согласно этим же карточкам, а также паспортам автобусных маршрутов №№ 308, 309, 600, 314, 312, через указанные железнодорожные переезды осуществляются регулярные автобусные пассажирские перевозки по пригородным внутримуниципальным маршрутам: "<данные изъяты>" (308), "<данные изъяты>" (309), "<данные изъяты>" (314), "<данные изъяты>" (312), междугороднему межмуниципальному маршруту "<данные изъяты>" (600), (л.д.21-51).

Схемы названных автобусных маршрутов (составные части паспортов) были утверждены в период 2006 - 2007 годов главой администрации <адрес>, междугородный маршрут утвержден начальником управления транспорта администрации <адрес> 14.08.2006г., с указанием о пересечении нерегулируемых железнодорожных переездов, и согласованы с должностным лицом Грязинской дистанции пути Пожога B.C.

В соответствии с п.4.12 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 года, открытие маршрутов регулярных автобусных перевозок, проходящих через нерегулируемые железнодорожные переезды, запрещается.

Согласно п.46 "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 года (действовавших в период согласования вышеназванных автобусных маршрутов) при установлении автобусных маршрутов должны изыскиваться решения, исключающие их прохождение через железнодорожные переезды.

В исключительных случаях, когда такого решения найти не представляется возможным, открытие автобусного движения (постоянное или временное) на действующих охраняемых и неохраняемых переездах допускается в каждом отдельном случае с разрешения начальника железной дороги или другой организации, в ведении которой находятся переезды. При этом ввод автобусного движения на неохраняемых переездах разрешается только после дооборудования их автоматической светофорной сигнализацией.

Согласно п.2.4 "Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России" № ЦП-566 от 29 июня 1998 года, открытие вновь автобусного движения на переездах допускается с разрешения начальника железной дороги при условии оборудования переезда переездной сигнализацией и заключения комиссии, состав которой определен в п. 1.3 Инструкции.

         В данном случае открытие всех автобусных маршрутов через железнодорожные переезды было согласовано с должностным лицом Грязинской дистанции пути Пожога В.С., не имеющим соответствующих полномочий, при отсутствии на переездах сигнализации.

         Согласно Положению о Юго-Восточной железной дороге, утвержденному Президентом ОАО РЖД, Юго-Восточная железная дорога является филиалом ОАО «РЖД». Грязинская дистанция пути является структурным подразделением Ю-ВОСТ ж.д. В соответствии с п. 31 Положения начальник железной дороги руководит ею на принципах единоначалия, издает приказы, распоряжения, дает поручения, утверждает в пределах своей компетенции технические, технологические и нормативные документы, регулирующие вопросы организации перевозочного процесса, безопасности движения поездов.

         Липецкий транспортный прокурор и представитель администрации Добринского муниципального района не предоставили суду доказательств согласования автобусных маршрутов с начальником Юго-Восточной железной дороги или уполномоченным им должностным лицом.

Специальное соглашение между ОАО «РЖД», владельцем автомобильной дороги и организаторами автобусных маршрутов относительно порядка и условий финансирования оборудования средствами переездной сигнализации мест пересечения автобусных маршрутов железнодорожными путями не заключалось.

Оборудование железнодорожных переездов на рассматриваемых участках в годовые или перспективные планы деятельности ОАО "РЖД" в соответствии п.2.2.1 Инструкции МПС РФ ЦП-566 от 29 июня 1998 года не включалось.

Факт согласования схем автобусных маршрутов с мастером Грязинской дистанции пути не порождает обязанности ОАО "РЖД", как владельца железнодорожных путей необщего пользования, оборудовать переезды средствами переездной сигнализации за свой счет.

Статьей 21 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. предусматривается обязанность владельцев железнодорожных путей оборудовать железнодорожные переезды устройствами для безопасности движения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

Речь идет об оборудования переездов соответствующими устройствами, необходимыми в конкретных условиях, а не исключительно средствами светофорной переездной сигнализации.

Согласно ст. 19 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" регулирование отношений, возникающих при взаимодействии железнодорожного транспорта и других видов транспорта, осуществляется на основании Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также договоров и соглашений, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области железнодорожного транспорта.

На основании п.2.1 "Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России" № ЦП-566 от 29 июня 1998 года, порядок содержания и обслуживания переездов общего и необщего пользования устанавливается начальником железной дороги.

Как следует из Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования Добринской базы «Вторчермет» на станции Добринка Юго-Восточной железной дороги, утвержденной начальником Мичуринского отделения ЮВжд 29.12.2006г.,(л.д.184-194) указанный путь находится на балансе железной дороги, при обслуживании пути используется тепловоз серии ЧМЭ-3, обслуживаемый машинистом и составителем поездов. Составитель поездов сопровождает состав, находясь на специальной подножке по ходу движения вагона. Скорость движения - не более 15 км/час.

Согласно п.2.6 Инструкции при подъезде к переезду составитель поездов обязан:

-остановить движение поезда, не доезжая 20 метров до переезда;

-пройти к переезду и остановить движение автотранспорта с поднятым над головой в дневное время красным флажком, в ночное время - красным фонарем;

-проверить состояние колеи на проезжей части, убедиться, что желоба контррельсов очищены и нет никаких препятствий для проследования переезда.

Только после выполнения этих операций составитель поездов может дать машинисту сигнал проследовать через переезд. Составитель поездов должен находиться у переезда не ближе 2-х метров от крайнего рельса. После занятия проезжей части переезда подвижным составом составитель поездов должен остановить движение, подсесть на вагон и продолжить движение.

Аналогичные требования к организации движения на переезде содержатся в п. 5.2 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО «<данные изъяты>», примыкающем к станции <данные изъяты>, утвержденной директором ООО «<данные изъяты>» и согласованной с начальником <адрес> отделения Юго-Восточной железной дороги 20 ноября 2008года (л.д. 195-207), а также п. 5.2 Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ООО «<данные изъяты>», утвержденной начальником <адрес> отделения Юго-Восточной железной дороги 08 февраля 2008года(л.д.208-222).

В соответствии с инструкционно- технологической картой составителя поездов станции <данные изъяты> ЮВжд, утвержденной начальником станции, составитель поездов организовывает маневровую работу на станции <данные изъяты>, обеспечивая безопасность движения.

Таким образом, на трех железнодорожных переездах необщего пользования на станции <данные изъяты> в соответствии с нормативно-технической документацией ОАО «РЖД» регулирование движения поездов (подвижного состава) и транспортных средств осуществляет составитель поездов.

В соответствии с ГОСТ 23457-86 "Технические средства организации        дорожного движения. Правила применения" необходимость установки транспортных светофоров (типа 6) на переездах определяется соответствующей нормативно-технической документацией, утвержденной МПС России.

К нерегулируемым относятся переезды, не оборудованные устройствами переездной сигнализации и не обслуживаемые дежурными по переезду и другими работниками, которым поручено осуществлять регулирование движения поездов (подвижного состава) и транспортных средств на переезде.

Учитывая вышеизложенное, заслуживает внимания довод представителя ОАО «РЖД», что спорные переезды фактически являются регулируемыми.

           В соответствии с пунктом 10.2.10 "Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах", утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 24 июня 2002 г., техническое оснащение железнодорожных переездов всех категорий должно обеспечивать безопасный поочередный пропуск автомобилей и поездов через переезд, с предоставлением преимущества в движении подвижному составу железных дорог.

Из справки ОГИБДД ОВД по <адрес> от 04 июня 2011г. следует, что на ж/д переездах подъездных путей «<данные изъяты> <данные изъяты>», «<данные изъяты> <данные изъяты>» по <адрес> в период с 2008года по настоящее время дорожно-транспортных происшествий не зарегистрировано.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что утвержденный ОАО «РЖД» на железнодорожных переездах путей необщего пользования станции Добринка способ регулирования движения поездов и транспортных средств обеспечивает безопасный проезд автомобилей и поездов, а также своевременное предупреждение водителей о закрытии переезда.

Для водителей транспортных средств и пешеходов возможность безопасного проезда и прохода через переезды определяется в соответствии с Правилами дорожного движения РФ, которые они обязаны знать и выполнять.

Из карточек переездов, объяснений представителя администрации <адрес> следует, что видимость поездов водителям механических транспортных средств в обоих направлениях достаточная и составляет от 300 до 500 метров.

Поскольку Липецкий транспортный прокурор не доказал объективной необходимости незамедлительного оборудования переездов средствами переездной сигнализации в связи с наличием реальной угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Липецкому транспортному прокурору отказать в иске в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении оборудовать железнодорожные переезды «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», расположенные на пересечении с автомобильной дорогой по <адрес> в <адрес>, светофорной сигнализацией для транспортных средств и светофором для железнодорожного транспорта

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Грязинский городской суд.

Судья                                           

Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2011 года.