Определение о предоставлении вне очереди жилого помещения



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Город Грязи                                                                                            12 октября 2011 года

       Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Дудникова С.А.

при секретаре Нижегородовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Грязинского межрайонного прокурора в интересах Белюшиной К.В. к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о предоставлении во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Грязинской межрайонной прокуратуры в интересах Белюшиной К.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой на основании обращения Белюшиной К.В. была проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части соблюдения их жилищных прав.

В ходе проверки установлено, что Белюшина (Сурскова) К.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать, Габриелова (Сурскова) Е.А. решением Лебедянского районного суда Липецкой области от 18.12.2001 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Кристины, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением Грязинского городского суда Липецкой области от 06.05.2002 года Сурсков В.Б. (отец истца) признан безвестно отсутствующим.

При направлении в школу-интернат жилое помещение за Белюшиной К.В. не закреплялось.

В 2004 году Белюшина К.В. постановлена на льготную очередь.

Обязанность предоставить Белюшиной К.В. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации жилое помещение площадью не ниже размера, установленного ч. 2 ст. 6 Закона Липецкой области № 354-03, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, лежит на администрации Грязинского муниципального района.

Однако до настоящего времени обязательство о предоставлении Белюшиной К.В. вне очереди жилого помещения не исполнено, чем грубо нарушены ее жилищные права. Прокурор просит обязать администрацию Грязинского муниципального района предоставить Белюшиной К.В. во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью от 32 до 40 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Истец Белюшина К.В. иск поддержала и объяснила, что в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей (мать лишена родительских прав в 2001 году, отец признан безвестно отсутствующим в 2002 году). В период с 25.02.1998 года по 01.09.2004 года Белюшина (Сурскова К.В.) обучалась в Грязинском детском доме-школе. В период обучения в указанном образовательном учреждении находилась на полном государственном обеспечении. По окончании обучения жильем не была обеспечена. В 2004 году принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с постановкой на льготную очередь.

Представитель ответчика администрации Грязинского муниципального района Хвощина Ю. В. иск не признала и объяснила, что на приобретение жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году из регионального бюджета было выделено 750 000 рублей, из федерального - 239 000 рублей, всего 989 000 рублей. На эту сумму в 2010г. была куплена и предоставлена 1 однокомнатная квартира. В 2011г. на вышеуказанные цели из регионального бюджета выделено 750 000 руб. В списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Грязинском районе по состоянию на 01.08.2011г. состоит 101 человек. Истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении 12.07.2004 года, исходя из даты подачи заявления, в списке значится под № 30. Сведения о ней направлены в Управление образования и науки Липецкой области. Грязинский муниципальный район Липецкой области является дотационным, более 70% его бюджета составляют межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поэтому на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть использованы только средства, переданные в виде субвенций из бюджета Липецкой области. Администрация Грязинского района считает себя обязанной обеспечить Белюшину К.В. жилым помещением за счет субвенции из бюджета Липецкой области, но в силу отсутствия денежных средств, сделать это в настоящее время не в состоянии. Поскольку никаких незаконных действий в отношении истца администрация Грязинского муниципального района не совершала и прав ее не нарушала, в иске должно быть отказано.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, департамент образования и науки Липецкой области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства своевременно уведомлен.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

            Согласно ст. 10.4 Закона Липецкой области от 30 декабря 2004г. № 166-ОЗ ( с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Законом Липецкой области "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».

В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 3 марта 2010г. № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений (п.1).

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 квадратных метров на основании акта органа местного самоуправления (п.2,4).

Исходя из положений ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В п. 2 ст. 15 ЖК РФ указано, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)

Закон Липецкой области от 03.03.20101г. № 353-ОЗ наделил государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, органы местного самоуправления муниципальных районов области.

В силу пунктов 1, 4 ст. 5 вышеуказанного закона Липецкой области финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенции.

       Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации."

По делу установлено, что истец Белюшина К.В. (до заключения брака Сурскова) К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители: мать, Габриелова (Сурскова) Е.А., решением Лебедянского районного суда Липецкой области от 18.12.2001 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Кристины, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а отец, Сурсков В.Б., решением Грязинского городского суда Липецкой области от 06.05.2002 года признан безвестно отсутствующим.

ДД.ММ.ГГГГ между Белюшиным Д.В. и Сурсковой К.В. был заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака серия от ДД.ММ.ГГГГ года. После регистрации брака Сурсковой К.В. присвоена фамилия Белюшина.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ Белюшина (Сурскова) К.В. имеет право на дополнительные меры социальной поддержки.

В период с 25.02.1998 по 01.09.2004 года Белюшина (Сурскова) К.В. обучалась в ГБ (О) ОУ детском доме № 7, что подтверждается справкой выданной ГБ (О) ОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом № 7 от 29.08.2011 года № 139.

Согласно справке от 29.08.2011 года № 18, выданной отделом образования администрации Грязинского муниципального района Липецкой области за Белюшиной К.В. на территории Грязинского муниципального района жилое помещение не закреплялось, жилое помещение муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договору социального найма, ей не предоставлялось.

Согласно справке от 11.10.2010 года № 203-С, выданной администрацией городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, Белюшина К.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, по городскому поселению г. Грязи. В указанном списке Белюшина К.В. числится за порядковым номером 17.

Администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области Белюшина К.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, исходя из даты постановки на учет 12.07.2004 года, под № 30, что подтверждается сведениями, представленными в управление образования и науки Липецкой области от 28.01.2011 года № 51. Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании и представителем ответчика, администрации Грязинского района.

        Исходя из буквального содержания положений ст. 57 ЖК РФ и статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разрешение требования прокурора о предоставлении истцу, относящемуся к категории детей-сирот, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

      При таких обстоятельствах требование прокурора о предоставлении Белюшиной К.В. жилого помещения во внеочередном порядке подлежит удовлетворению, независимо от даты принятия ее на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее истца.

         В силу статьи 135 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются одной из форм межбюджетных трансфертов.

          На основании ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ превышает 30% собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления (п.3).

       Согласно ст. 140 Бюджетного кодекса РФ распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции (п.5).

Администрация Грязинского муниципального района обязана обеспечить Белюшину К.В. жилым помещением, выполняя переданные ей (администрации) государственные полномочия субъекта Российской Федерации. Поскольку в бюджете муниципального района доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов превышает 70% собственных доходов местного бюджета, то источником финансового обеспечения этих расходных обязательств является субвенция из бюджета Липецкой области в соответствии со ст. 5 Закона Липецкой области от 03.03.20101г. № 353-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями". Следовательно, администрацией Грязинского муниципального района липецкой области обязанность по предоставлению истцу во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, должна быть исполнена за счет финансовых средств, переданных в виде субвенции из бюджета Липецкой области.

      На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      Обязать администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области предоставить Белюшиной К.В. во внеочередном порядке жилое помещение площадью от 32 до 40 кв.м. по договору социального найма за счет финансовых средств, переданных в виде субвенции из бюджета Липецкой области.

       Решение может быть обжаловано в Липецкий облсуд через Грязинский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

      

        Судья ___________________________

Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2011 г.