Решение о предоставлении жилья сиротам



Дело г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Грязи                                                                                                   01 ноября 2011 года

        Грязинский городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.

с участием помощника Грязинского межрайпрокурора Аникеева Р.С.,

при секретаре Игнаткиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грязинского межрайонного прокурора в интересах Чуносова И.И. к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о предоставлении во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, площадью от 32 до 40 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям,

установил:

Грязинский межрайпрокурор в интересах Чуносова И.И. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что Чуносов И.И. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать Чуносова В.И. на основании решения Грязинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Чуносов И.И. обучался в школе-интернате <адрес> <адрес>, при этом находился на полном государственном обеспечении. При окончании вышеназванного учебного заведения жилое помещение за Чуносовым И.И. не закреплялось. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Грязинского района принято решение о постановке Чуносова И.И. на льготную очередь. ДД.ММ.ГГГГ Чуносовым И.И. по договору купли-продажи приобретено жилье, а именно однокомнатная квартира общей полезной площадью 28,4 кв.м., в том числе жилой площадью 17,0 кв.м., расположенная на пятом этаже кирпичного дома по адресу: <адрес>.

Обязательство предоставить истцу вне очереди жилое помещение не исполнено до настоящего времени, чем грубо нарушены его жилищные права.

Прокурор просит обязать администрацию Грязинского муниципального района предоставить Чуносову И.И. во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не от 32до 40 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник Грязинского межрайпрокурора Аникиев Р.С. иск поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.Дополнительно объяснил, что, несмотря на приобретение в собственность квартиры, Чуносов И.И. остается нуждающимся в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 члена его семьи составляет менее 14 кв.м.

Истец Чуносов И.И.поддержал заявленный прокурором в его интересах иск.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Дорофеева Л.В. поддержала иск прокурора и объяснила, что она является супругой Чуносова И.И. и проживает вместе с ним и несовершеннолетним ребенком в квартире площадью 28,2 кв.м., в том числе жилой площадью 17 кв.м., в связи чем они нуждаются в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика администрации Грязинского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Департамента образования и науки Липецкой области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

            Согласно ст. 10.4 Закона Липецкой области от 30 декабря 2004г. № 166-ОЗ ( с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Законом Липецкой области "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».

В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 3 марта 2010г. № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой(попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений.(п.1)

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 квадратных метров на основании акта органа местного самоуправления(п.2,4).

Исходя из положений ст.62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В п.2 ст.15 ЖК РФ указано, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)

Закон Липецкой области от 03.03.20101г. №353-ОЗ наделил государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, органы местного самоуправления муниципальных районов области.

В силу п.1, 4 ст.5 вышеуказанного закона Липецкой области финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенции.

        Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации."

        Материалами дела установлено, что истец Чуносов И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать которого Чуносова В.И. решением Грязинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, место нахождения отца Чуносова И.И. неизвестно, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ.

Согласно справке Г(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат <адрес> <адрес>, Чуносов В.И. обучался в интернате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в интернате и находилась на полном государственном обеспечении.

Согласно справке администрации Грязинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, Чуносов И.И.. 1979 года рождения, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Порядковый номер его очереди - 3.

Согласно справке, выданной отделом образования администрации Грязинского муниципального района, Чуносов И.И., 1979 года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья на территории Грязинского муниципального района и жилое помещение муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договору социального найма, не выделялось.

Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чуносову И.И. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Согласно справке МУП «Регистрационно-вычислительный центр г. Липецка» от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают истец Чуносов И.И., Дорофеева Л.В.- супруга истца, Чуносов А.И. - сын истца.

Из справок ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» от 26.10.2011г. следует, что, кроме вышеуказанного жилого помещения, в собственности Чуносова И.И. и членов его семьи на территории Липецкой области частных домов и квартир не значится.

Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на 1 одного члена семьи Чуносова И.И. составляет 9, 4 кв.м., что менее учетной нормы, установленной в г. Липецке (13,5 кв.м.) и в г. Грязи (14 кв.м.). Следовательно, несмотря на приобретение жилья в собственность, Чуносов И.И. остается нуждающимся в жилом помещении, а обязательство государства по обеспечению его жильем не выполнено с 1996года.

         Исходя из буквального толкования положений ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разрешение требования прокурора о предоставлении истцу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

      При таких обстоятельствах требование прокурора о предоставлении Чуносову И.И. жилого помещения во внеочередном порядке подлежит удовлетворению, независимо от даты принятия его на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее истца.

         В силу ст.135 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются одной из форм межбюджетных трансфертов.

          На основании ст.136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ превышала 30% собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления (п.3).

        Согласно ст.140 Бюджетного кодекса РФ распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.(п.5)

     Поскольку администрация Грязинского муниципального района обязана обеспечить Чуносова И.И. жилым помещением, выполняя государственные полномочия субъекта Российской Федерации, переданные ей в установленном порядке, в бюджете Грязинского муниципального района доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов превышает 70% собственных доходов, источником финансового обеспечения этих расходных обязательств является субвенция из бюджета Липецкой области в соответствии со ст.5 Закона Липецкой области от 03.03.20101г. № 353-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями".

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 235-237 ГПК РФ, суд

решил:

       Обязать администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области предоставить Чуносову И.И. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение площадью от 32 до 40 кв.м. по договору социального найма за счет финансовых средств, переданных в виде субвенции из бюджета Липецкой области.

        Ответчик вправе подать в Грязинский горсуд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

        Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление будет подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

      

         Судья ___________________________

Мотивированное решение изготовлено 07.11.2011 года.