Дело №г. З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Город Грязи 14 ноября 2011 года Грязинский городской суд Липецкой области в составе: председательствующего Дудникова С.А. при секретаре Будюкиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Грязинского межрайонного прокурора в интересах Югай О.А. к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о предоставлении во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Грязинской межрайонной прокуратуры в интересах Югай О.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой на основании обращения Югай О.А. была проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части соблюдения их жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Югай (Голева) О.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать, Голева С.В. решением Грязинского городского суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Олеси, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением Грязинского городского суда Липецкой области от 04.06.2001 года Голев А.В. (отец истца) лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Олеси. При направлении в школу-интернат жилое помещение за Югай О.А. не закреплялось. В 2004 году Югай О.А. постановлена на льготную очередь. Обязанность предоставить Югай О.А. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации жилое помещение площадью не ниже размера, установленного ч. 2 ст. 6 Закона Липецкой области № 354-03, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, лежит на администрации Грязинского муниципального района. Однако до настоящего времени обязательство о предоставлении Югай О.А. вне очереди жилого помещения не исполнено, чем грубо нарушены ее жилищные права. Прокурор просит обязать администрацию Грязинского муниципального района предоставить Югай О.А. во внеочередном порядке за счет средств бюджета Липецкой области по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью от 32 до 40 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Истец Югай О.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает. Представитель ответчика администрации Грязинского муниципального района, представитель третьего лица на стороне ответчика, администрации Липецкой области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства своевременно уведомлены. На основании статьи 233-236 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся истца и представителя ответчика в порядке заочного производства. Изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 10.4 Закона Липецкой области от 30 декабря 2004г. № 166-ОЗ ( с последующими изменениями и дополнениями) «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма в порядке, установленном Законом Липецкой области "О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма». В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 3 марта 2010г. № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений (п.1). Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 квадратных метров на основании акта органа местного самоуправления (п.2,4). Исходя из положений ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). В п. 2 ст. 15 ЖК РФ указано, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) Закон Липецкой области от 03.03.20101г. № 353-ОЗ наделил государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, органы местного самоуправления муниципальных районов области. В силу пунктов 1, 4 ст. 5 вышеуказанного закона Липецкой области финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных полномочий, передаются органам местного самоуправления в виде субвенции. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации." По делу установлено, что истец Югай (до заключения брака Голева) О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители: мать, Голева С.В., решением Грязинского городского суда Липецкой области от 19.11.1998 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Олеси, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец, Голев А.В., решением Грязинского городского суда Липецкой области от 04.06.2001 года также лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Олеси, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ между Югай А.О. и Голевой О.А. был заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака серия № от ДД.ММ.ГГГГ. После регистрации брака Голевой О.А. присвоена фамилия - Югай. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ Югай (Голева) О.А. имеет право на дополнительные меры социальной поддержки. В период с 01.09.2001 года по 30.06.2004 года Югай (Голева) О.А. обучалась в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище №14 (ГОУНПО ПУ №14), что подтверждается справкой выданной ГОУНПО ПУ №14 от 01.09.2011 года № 634. Согласно справке от 02.09.2011 года № 24, выданной отделом образования администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, за Югай О.А. на территории Грязинского муниципального района жилое помещение не закреплялось, жилое помещение муниципального жилищного фонда, предоставляемое по договору социального найма, ей не предоставлялось. Согласно справке от 11.10.2010 года № 203-С, выданной администрацией городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, Югай О.А. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, по городскому поселению г. Грязи. В указанном списке Югай О.А. числится за порядковым номером 16. Администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области Югай О.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, исходя из даты постановки на учет 11.07.2001 года под № 16, что подтверждается сведениями, представленными в управление образования и науки Липецкой области от 29.06.2011 года № 352. Исходя из буквального содержания положений ст. 57 ЖК РФ и статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разрешение требования прокурора о предоставлении истцу, относящемуся к категории детей-сирот, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. При таких обстоятельствах требование прокурора о предоставлении Югай О.А. жилого помещения во внеочередном порядке подлежит удовлетворению, независимо от даты принятия ее на учет и наличия других лиц, поставленных на учет ранее истца. В силу статьи 135 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются одной из форм межбюджетных трансфертов. На основании ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ превышает 30% собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления (п.3). Согласно ст. 140 Бюджетного кодекса РФ распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции (п.5). На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-236 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области предоставить Югай О.А. во внеочередном порядке жилое помещение площадью от 32 до 40 кв.м. по договору социального найма за счет финансовых средств, переданных в виде субвенции из бюджета Липецкой области. Ответчик вправе подать заявление об отмене решения в Грязинский городской суд Липецкой области в течение семи дней со дня вручения ему копии данного решения. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья С.А.Дудников Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2011 г.