Дело №г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Город Грязи 25 ноября 2011 года Грязинский городской суд Липецкой области в составе: председательствующего Нагайцевой Л.А. при секретаре Игнаткиной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Линькова О.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на двойное снижение возраста в связи с работой в тяжелых условиях, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, установил: Линьков О.П. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ-УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с наличием необходимого стажа работы в тяжелых условиях по Списку № 2. Однако комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ отказала ему в назначении пенсии, указав, что он не достиг пенсионного возраста, а применить двойное снижение возраста в связи с работой в РКС и приравненных к ним местностях не представляется возможным в связи с отсутствием у него 20-летнего стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Решение комиссии нарушает его конституционное право на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 Конституции РФ, а также гарантированное ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина. В силу пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 мес. В случае, если они проработали не менее половины установленного срока, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года и шесть месяцев такой работы. Статьей 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии стаж, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на 5 лет. На день обращения в УПФ в <адрес> его специальный стаж по Списку № 2 составил 26 лет 02 месяца 18 дней, из них стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера-15 лет 06 месяцев 11 дней. В связи с тем, что законодательством установлено дополнительное снижение пенсионного возраста лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 лет в местностях, приравненных к ним, имеющим стаж, необходимый для назначения пенсии, возраст для досрочного назначения пенсии уменьшается еще на 5 лет. Так как он проработал неполные 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, возраст выхода на пенсию подлежит снижению пропорционально отработанному времени, еще на 3 года 9 месяцев (15лет 6 мес. х 5лет: 20 лет). Ввиду того, что он проживает в зоне с льготным социально экономическим статусом ( <адрес>) в течение 12 лет, возраст, с которого он приобретает право на пенсию, подлежит дополнительному снижению. Таким образом, УПФР в <адрес> обязано было назначить ему пенсию не позднее ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании истец Линьков О.П. и его представитель адвокат Вознесенская М.В. поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно истец объяснил, что его служба в Советской Армии по призыву проходила также в Районах Крайнего Севера, однако не была включена в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера. Представитель ГУ-УПФР в <адрес> Балмочных С.В. иск не признал и объяснил, что ДД.ММ.ГГГГ Линьков О.П. обратился за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в особых условиях (Список № 2), за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом. На день обращения стаж истца по Списку № 2 составил 26 лет 02 мес. 18 дней; стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера- 15 лет 06 мес. 11 дней; проживание в зоне № 4 с льготным социально-экономическим статусом- 12лет. У истца имеется стаж работы по Списку № 2, необходимый для назначения пенсии по старости по достижении возраста 55 лет в соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Оснований для снижения возраста дополнительно на 5 лет в соответствии с п. 2 ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не имеется, поскольку из представленных истцом документов следует, что его стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 15 лет 06 месяцев 11 дней вместо требуемых 20 лет. Период службы в армии по призыву включен Линькову О.П. в страховой стаж, но в соответствии с действующим законодательством и судебной практикой, не включается в специальный стаж работы в районах Крайнего Севераи приравненных к ним местностях. Учитывая возможность снижения возраста назначения пенсии по старости на 3 года на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-I( в редакции от 11.07.2011г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на назначение досрочной пенсии возникнет у Линькова О.П. не ранее ДД.ММ.ГГГГ, по достижении возраста 52 лет. Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Из представленных суду документов следует, что Линьков О.П. родился ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в ГУ-УПФР в <адрес> Линьков О.П. ДД.ММ.ГГГГ., то есть в возрасте 48 лет 02 месяца. Согласно расчету, произведенному ГУ-УПФР в <адрес>, на дату обращения страховой стаж Линькова О.П. составил 29 лет 07 мес. 06 дней, специальный стаж по Списку № 2 - 26 лет 02 мес. 18 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 15 лет 06 мес. 11 дней. Время проживания в зоне № 4 составил 12 лет. В страховой стаж включен период службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( 2 года 01мес. 08 дней). Указанный расчет истец не оспаривал. В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В силу п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. При этом согласно п. 1 ст. 4 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В силу п. 2 ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. По смыслу указанной нормы может быть уменьшен возраст, установленный для досрочного назначения пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона. То есть уменьшению подлежит не возраст, с которого назначается пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а возраст, с которого назначается, в том числе, пенсия в связи с тяжёлыми условиями труда, на которую может претендовать Линьков О.П. Таким образом, в случае, если мужчина, претендующий на назначение пенсии в связи с тяжёлыми условиями труда, имеет помимо стажа работы с тяжёлыми условиями труда также стаж работы не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, возраст, с которого ему будет назначена пенсия по п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" будет снижен до 50 лет. Поскольку стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, меньше требуемого в соответствии с п. 2 ст. 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 20-летнего стажа, возраст для назначения Линькову О.П. пенсии по п.п. 2 п. 1 ст. 27 приведённого закона составляет 55 лет. Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> при определении стажа работы Линькова О.П. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обоснованно не включило в указанный стаж военную службу по призыву. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 475). При этом федеральный законодатель, устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст.ст. 14,88 и90 Закона РФ от 20 ноября 1990года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10 марта 2005г. № 14-О указал, что такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, за граждан, пенсия которым назначается досрочно (на 5-10 лет раньше общеустановленного возраста), страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время уплачиваются на общих основаниях, т.е. по одинаковым тарифам всеми застрахованными, и возможность включения периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочную трудовую пенсию, приводила бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным. Аналогичная позиция неоднократно высказывалась Конституционным Судом РФ, в том числе изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011г. № 1174-О-О, в котором указано, что в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Вопросы, связанные с исчислением стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, как на общих основаниях, так и в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, назначением, выплатой, перерасчетом трудовых пенсий, в настоящее время регулируются вступившим в силу с 1 января 2002 года Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Такое правовое регулирование направлено на реализацию пенсионных прав лиц, занятых на соответствующих видах работ, а также в определенных местностях, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. В соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-I (в редакции от 11.07.2011г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Поскольку Линьков О.П. в течение 12 лет проживает в зоне льготным социально-экономическим статусом, он имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста дополнительно на 3 года, то есть право на назначение пенсии возникнет по достижении возраста 52 лет. Так как на дату обращения в ГУ-УПФР в <адрес> Линьков О.П. этого возраста не достиг, в назначении трудовой пенсии по старости ему отказано обоснованно. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Линькову О.П. отказать в иске к Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на двойное снижение возраста в связи с работой в тяжелых условиях, работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Дата изготовления мотивированного решения 30 ноября 2011года. Судья ____________________