Дело № г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 декабря 2011 года г. Грязи Грязинский городской суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Дудникова С.А. при секретаре Будюкиной Л. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грязинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, МАОУ ДОД Детская школа искусств Грязинского района о понуждении к обеспечению беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, УСТАНОВИЛ: Грязинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указал следующее. Здание МАОУ ДОД ДШИ Грязинского района, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности Грязинского муниципального района. Учредителем данного учреждения является администрация Грязинского муниципального района. Вход в здание осуществляется через имеющийся лестничный марш, состоящий из десяти ступеней. На момент проведенной прокуратурой проверки вход в здание не был оборудован пандусом и специальными приспособлениями для осуществления беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, что является нарушением пунктов 1.1, 3.13, 3.14 СНиП (Строительных норм и правил) 35-01-2011, согласно которым общественные, жилые и промышленные здания должны предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Ссылаясь на нормы права, прокурор приходит к выводу, что неисполнение администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области, руководством МАОУ ДОД ДШИ Грязинского муниципального района установленных требований, связанных с необходимостью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, выразившееся в непринятии мер по оборудованию входа в здание МАОУ ДОД ДШИ Грязинского района пандусом и поручными повлекло за собой грубое нарушение их прав. Поскольку в данном случает невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых нарушены, привлечь их в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, следует говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц. Грязинский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области, МАОУ ДОД ДШИ Грязинского района оборудовать вход в здание МАОУ ДОД ДШИ Грязинского района, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом шириной не менее 0,05 м и двойным поручнем, имеющим круглое сечение радиусом 0,03-0,05 м., установленным на высоте 0,7 и 0,9 м. В судебном заседании помощник Грязинского межрайонного прокурора, Аникеев Р.С., заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика администрации Грязинского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела администрация Грязинского муниципального района извещена надлежащим образом. Представитель МАОУ ДОД Детская школа искусств Грязинского района - директор Тарасова Л.Н., действующая на основании Устава, исковые требования признала и пояснила, что МАОУ ДОД Детская школа искусств Грязинского района подготовлен локальный сметный расчет на устройство пандуса входа на сумму 176 624 руб. 11.11.2011 г. обратилось с письмом к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, в котором выражена просьба выделить указанные денежные средства для установки пандуса в здание ДШИ для посещения школы искусств детьми с ограниченными возможностями. Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит требования Грязинского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку Грязинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, и в данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, следует говорить о нарушении прав неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 22 Всеобщей Декларации прав человека, которая принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г., каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Согласно пункту 2 «Декларации о правах инвалидов», утвержденной Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 09.12.1975 г., инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. В силу пункта 3 вышеуказанного международного акта инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь, означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной. Согласно п. 5 указанной выше Декларации, инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 года № 832. Соответствующая целевая программа утверждена в Липецкой области (Распоряжение главы администрации Липецкой области от 21.12.2000 года № 1747-р «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры»), что определяет государственную политику в обозначенной сфере. В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрена обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Судом установлено, что, согласно Уставу, Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств Грязинского муниципального района Липецкой области создано для осуществления целенаправленного обучения детей и подростков в сфере начального музыкального, хореографического и художественного образования. (п. 1.1). Место расположения: <адрес> (п. 1.3). Учредителем является администрация Грязинского муниципального района (п. 1.6). Как следует из инвентаризационного дела, сформированного ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», а также подтверждается представленными Грязинским межрайонным прокурором фотографиями вход в здание МАОУ ДОД ДШИ Грязинского муниципального района не оборудован пандусом и поручнями. Ответчики администрация Грязинского муниципального района Липецкой области и МАОУ ДОД Детская школа искусств Грязинского района отсутствие пандуса и поручней при входе в здание МАОУ ДОД ДШИ Грязинского муниципального района не отрицают. Таким образом, судом установлено, что здание МАОУ ДОД ДШИ Грязинского муниципального района является объектом социально инфраструктуры. В настоящее время вход в него не оборудован специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться его услугами, а именно: пандусом и поручнями. Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского Кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В силу части 1 статьи 3 Федерального закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Согласно Уставу МАОУ ДОД ДШИ Грязинского муниципального района имущество Автономного образовательного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в порядке, установленном законодательством (п. 5.1). Автономное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями своей деятельности и решениями собственника в рамках, установленных законодательством Российской Федерации (п. 5.3). С учетом проведенного анализа, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению оборудования здания МАОУ ДОД ДШИ Грязинского муниципального района специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться его услугами, лежит на МАОУ ДОД ДШИ Грязинского муниципального района, как на организации, владеющей заданием ДШИ, и администрации Грязинского муниципального района, как на учредителе данного автономного образовательного учреждения, а также собственнике здания ДШИ. Неисполнение же ответчиками своих обязанностей по оборудованию здания ДШИ специальными приспособлениями нарушает права инвалидов. Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений, новое строительство и реконструкция зданий, сооружений и их комплексов без приспособления объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Согласно Рекомендациям по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 1 "Общие положения" (Минстрой РФ, Минсоцзащиты РФ, 1996 г.) все здания и сооружения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости, должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание (лифтового холла или первого этажа). Нормативной базой, регламентирующей мероприятия по адаптации среды жизнедеятельности в соответствии с потребностями инвалидов и других маломобильных групп населения, является комплекс 35 отраслевых нормативных документов в области проектирования и строительства. Основным документом федерального уровня для данного комплекса является СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73. В соответствии с пунктами 3.29, 3.30, 3.31 СНиП 35-01-2011 максимальная высота одного подъема (марша пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. По продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м. Согласно пункту 3.32 СНиП 35-01-2011 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быль длиннее марша или наклонной пандуса на 0,3 м. Таким образом, недоступность объектов социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения является значительным препятствием для реализации их гражданских прав и свобод. Полноценное участие инвалидов в жизни общества возможно только при наличии для них беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, которое может быть обеспечено посредством соблюдения требований, установленных действующим законодательством, в соответствии с которыми обеспечение доступа инвалидов в здание МАОУ ДОД ДШИ Грязинского муниципального района, расположенное по адресу: <адрес>, возможно путем оборудования входа в указанное здание пандусом шириной не менее 0,05 м и двойным поручнем, имеющим круглое сечение радиусом 0,03-0,05 м., установленным на высоте 0,7 и 0,9 м. Обстоятельства, обосновывающие иск Грязинского межрайонного прокурора, нашли в ходе судебного разбирательства свое подтверждение, требование о понуждении ответчиков к осуществлению мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры основано на нормах действующего законодательства. В связи с этим иск Грязинского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению. Учитывая объем необходимых работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию ДШИ, климатические условия данного региона, оказывающие влияние на качество выполняемых строительных работ, суд считает оптимальным сроком для выполнения названных мероприятий - 1 полугодие 2012 г. На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию Грязинского муниципального района Липецкой области, Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств Грязинского муниципального района Липецкой области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к зданию Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детская школа искусств Грязинского муниципального района Липецкой области, расположенному по адресу: <адрес>, путем оборудования входа в здание пандусом шириной не менее 0,05 м и двойным поручнем, имеющим круглое сечение радиусом 0,03-0,05 м., установленным на высоте 0,7 и 0,9 м - в срок до 01.06.2012 года. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Грязинский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья С.А. Дудников Мотивированное решение изготовлено 10 января 2012 года.