Гражданское дело № г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 апреля 2012 г. г. Грязи Грязинский городской суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Шегида Е.А., при секретаре Кукушкиной Н.П., с участием Грязинского межрайонного прокурора Пиляева С.Н., помощника Грязинского межрайонного прокурора Капырина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковым заявлениям Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения город Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Большесамовецкий сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Двуреченский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Казинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Карамышевский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Княжебайгорский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Коробовский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Кузовский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Петровский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Сошкинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Телелюйский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Фащевский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, администрации сельского поселения Ярлуковский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению требований законодательства о противодействии коррупции, обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Грязинский межрайонный прокурор Липецкой области обратился в суд с вышеуказанными исками. В обоснование заявленных требований указал, что исходя из положений действующего законодательства администрация городского поселения г. Грязи и администрации указанных выше сельских поселений обязаны разработать и утвердить нормативные правовые акты, регламентирующие порядок организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, назначить ответственных должностных лиц за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, определить их права и обязанности, утвердить перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей размещению в сети «Интернет», создать официальный сайт и размещать на нем информацию о своей деятельности. Прокурорской проверкой установлено, что администрациями сельских поселений Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский, Кузовский, Петровский, Сошкинский, Телелюйскийсельсовет не исполняются требования Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", то есть допускается незаконное бездействие, поскольку: не открыты официальные сайты администраций сельских поселений в сети «Интернет» при наличии реальной возможности подключения к сети, в связи с чем не размещается информация о деятельности администраций сельских поселений; информация о деятельности администраций сельских поселений не размещается на официальном сайте Грязинского муниципального района. Администрацией городского поселения г. Грязи и администрациями сельских поселенийБольшесамовецкий, Бутырский, Грязинский, Двуреченский, Коробовский, Плехановский, Фащевский, Ярлуковский сельсовет допущено незаконное бездействие, которое выразилось в том, что: не утверждены перечни информации, подлежащей размещению в сети «Интеренет»; не открыты официальные сайты администраций в сети «Интернет» при наличии реальной возможности подключения к сети, в связи с чем не размещается информация о деятельности администраций; информация о деятельности администраций поселений не размещается на официальном сайте Грязинского муниципального района; не определены должностные лица, ответвленные за предоставление информации о деятельности органов местного самоуправления, их права и обязанности. Указанные нарушения не только являются игнорированием положений действующего законодательства, но и существенно ограничивают конституционные права неопределенного круга граждан на обеспечение доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В исковых заявлениях прокурор просил: признать бездействие администраций сельских поселений Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский, Кузовский, Петровский, Сошкинский, Телелюйскийсельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, выразившееся: в не создании официального сайта администраций поселений Грязинского муниципального района в сети «Интернет», при наличии реальной возможности подключения к сети; неразмещении информации о деятельности администраций поселения Грязинского муниципального района на сайте Грязинского муниципального района, незаконным. Обязать администрации сельских поселений Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский, Кузовский, Петровский, Сошкинский, Телелюйскийсельсовет Грязинского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу: создать официальный сайт администраций поселения Грязинского муниципального района в сети «Интернет»; размещать информацию о деятельности администраций поселений Грязинского муниципального района на своем официальном сайте, либо размещать информацию о своей деятельности на официальном сайте администрации Грязинского муниципального района. Признать бездействие администрации городского поселения г. Грязи и администраций сельских поселений Большесамовецкий, Бутырский, Грязинский, Двуреченский, Коробовский, Плехановский, Фащевский, Ярлуковский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, выразившееся: в не утверждении перечней информации, подлежащей размещению в сети «Интеренет»; не создании официального сайта администраций поселений Грязинского муниципального района в сети «Интернет», при наличии реальной возможности подключения к сети; неразмещении информации о деятельности администраций поселения Грязинского муниципального района на сайте Грязинского муниципального района; не определении должностных лиц, ответвленных за предоставление информации о деятельности органов местного самоуправления, их прав и обязанностей, незаконным. Обязать администрации городского поселения г. Грязи и администраций сельских поселений Большесамовецкий, Бутырский, Грязинский, Двуреченский, Коробовский, Плехановский, Фащевский, Ярлуковский сельсовет Грязинского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу: утвердить перечни информации, подлежащей размещению в сети «Интеренет»; создать официальный сайт администраций поселения Грязинского муниципального района в сети «Интернет»; размещать информацию о деятельности администраций поселений Грязинского муниципального района на своем официальном сайте, либо размещать информацию о своей деятельности на официальном сайте администрации Грязинского муниципального района; определить должностных лиц, ответвленных за предоставление информации о деятельности органов местного самоуправления, их прав и обязанностей. В последующем прокурор уточнил заявленные требования и просил суд: признать бездействие администрации городского поселения г. Грязи и администраций сельских поселений Большесамовецкий, Бутырский, Грязинский,Двуреченский,Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский,Коробовский,Кузовский,Плехановский, Петровский, Сошкинский, Телелюйский, Фащевский, Ярлуковский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, выразившееся: в неразмещении информации о деятельности органов местного самоуправления указанных поселений в сети «Интернет» незаконным; обязать администрации указанных поселений разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и обновлять информацию о деятельности органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном п.п. 7, 8 ст. 14 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В судебном заседании Грязинский межрайонный прокурор Пиляев С.Н. указанные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в январе 2011 г. Грязинской межрайонной прокуратурой в адрес сельских поселений Большесамовецкий, Бутырский, Грязинский, Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский, Коробовский, Кузовский, Петровский, Плехановский, Сошкинский, Телелюйский, Фащевский, Ярлуковский сельсовет были внесены представления «Об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, об организации предоставления муниципальных услуг» в которых, среди прочего, было указано на необходимость создания в целях размещения информации о деятельности органов местного самоуправления сельских поселений официальных сайтов сельских поселений. Во исполнение требований, содержащихся в данных представлениях, в сельских поселениях Бутырский, Грязинский, Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский, Коробовский, Кузовский, Петровский, Плехановский, Сошкинский, Телелюйский, Фащевский сельсовет были приняты муниципальные нормативные правовые акты «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения …», утвержденные решениями сессий местных советов депутатов. В данных актах утверждены перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей размещению на официальном сайте сельского поселения в сети «Интернет», назначены должностные лица, ответственные за обеспечение доступа к информации. В марте 2012 г. в порядке контроля проведена проверка, в ходе которой выявлено, что фактически сайты не созданы и информация не них не размещается, не смотря на наличие технической возможности для доступа в «Интернет» (за исключением администраций сельских поселений Двуреченский и Карамышевский сельсовет). Создание официального сайта администрации сельского поселения не требует значительных финансовых затрат и может быть реализовано за счет средств резервного фонда: после внесения представления прокурора сайт открыт только администрацией сельского поселения Верхнетелелюйский сельсовет, на что затрачено 15 000 руб., и обслуживание сайта составляет 1 000 руб. в год. В ходе мониторинга официального сайта администрации Грязинского муниципального района установлено, что на нем также отсутствует информация о деятельности городского и сельских поселений района. Кроме того, не были приняты нормативные правовые акты, устанавливающие перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей размещению на официальном сайте в сети «Интернет», не определены должностные лица, ответственные за размещение указанной информации. В связи с этим в адрес администрации городского поселения г. Грязи и администраций сельских поселений Большесамовецкий, Бутырский, Грязинский,Двуреченский,Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский,Коробовский,Кузовский,Плехановский, Петровский,Сошкинский, Телелюйский, Фащевский, Ярлуковский сельсовет Грязинского муниципального района вновь внесены представления об устранении нарушений закона, а также в суд предъявлены иски. В ходе рассмотрения в суде настоящего дела стало известно, что 02-04 апреля 2012 г. администрациями указанных сельских поселений приняты постановления «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации сельского поселения … в сети «Интернет», которыми также утверждены перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей размещению на официальном сайте сельского поселения в сети «Интернет». Администрацией городского поселения г. Грязи проект соответствующего нормативного правового акта представлен в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы. Администрациями сельских поселений Казинский и Кузовский сельсовет уже после обращения прокурора с иском в суд открыты собственные официальные сайты. Кроме того, администрациями всех сельских указанных поселений с администрацией Грязинского муниципального района 23.04.2012 г. заключены соглашения, в которых достигнута договоренность о размещении информации о деятельности органов местного самоуправления поселений на официальном сайте администрации района. Частично такая информация уже размещена на данном сайте, но полного перечня сведений, указанных в ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" до настоящего времени на сайте района не имеется. Прокурор полагал, что выбор способа размещения информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» (на собственном официальном сайте поселения или на официально сайте муниципального района), в соответствии с требованиями Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ, должен осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно. Просил суд, с учетом уточнений, заявленные требования удовлетворить. Представитель ответчика администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель администрации городского поселения г. Грязи Петров И.П., действующий на основании доверенности от 10.01.2012 г., иск не признал и пояснил, что проект постановления «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации городского поселения г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области в сети «Интернет» представлен в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы данного нормативного правового акта. После получения результатов антикоррупционной экспертизы это постановление, с учетом замечаний, будет принято. В настоящее время доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления городского поселения г. Грязи обеспечивается иными способами, предусмотренными законом. На официальном сайте Грязинского муниципального района опубликован Устав городского поселения г. Грязи, информация о финансово-экономической деятельности, о муниципальных закупках, о бюджете поселения. Администрация городского поселения г. Грязи не уклоняется от размещения информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» и намерено выполнять это в добровольном порядке. В связи с этим полагают, что со стороны администрации городского поселения г. Грязи отсутствует незаконное бездействие и просят в удовлетворении иска отказать. Представитель ответчика администрации сельского поселения Плехановский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика администрации сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области - глава администрации Горбунова М.И. требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации, выразившееся в не размещении информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» не признала, мотивировав это тем, что бездействия со стороны администрации не имелось. 02.04.2012 г. администрацией принято постановление об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации сельского поселения в сети «Интернет», в соответствии с которой утвержден перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей размещению на официальном сайте сельского поселения в сети «Интернет». До принятия этого нормативного правового акта на официальном сайте администрации Грязинского муниципального района был размещен Устав сельского поселения, регулярно размещалась информация о финансово-экономической деятельности органов местного самоуправления сельского поселения, о муниципальных закупках, ежегодно публиковались решения сессии о бюджете сельского поселения. В настоящее время опубликована часть иных нормативных правовых актов сельского поселения и проводится подготовка к опубликованию всех действующих актов данного сельсовета. Эту работу планируется завершить в ближайшее время. Кроме того, доступ населения к информации о деятельности органов местного обеспечивался ранее и обеспечивается в настоящее время путем опубликования информации в районной газете «Грязинские известия», размещения информации о своей деятельности в помещении администрации сельского поселения, в библиотеке, на специальном стенде, обеспечения присутствия граждан на сессиях депутатов сельского поселения, предоставления информации по запросу и др. Размещение информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения на официальном сайте администрации района не влечет для сельского поселения каких-либо финансовых затрат. 23.04.2012 г. администрацией сельского поселения с администрацией Грязинского муниципального района заключено соглашение, в силу которого администрация района на безвозмездной основе согласна размещать информацию о деятельности администрации сельского поселения на своем официальном сайте. Это соглашение действительно до создания собственного официального сайта поселения, что также планируется сделать. В будущем администрация сельского поселения намерена регулярно обновлять информацию о своей деятельности в сети «Интернет». Представители ответчиков администрации сельского поселения Большесамовецкий сельсовет - глава администрации Сучков Н.А., администрации сельского поселения Грязинский сельсовет - глава администрации Тепловодская В.В., администрации сельского поселения Двуреченский сельсовет - глава администрации Чеботарева Е.Н., администрации сельского поселения Казинский сельсовет - глава администрации Ульянич Л.И., администрации сельского поселения Карамышевский сельсовет - глава администрации Ермилов В.Б., администрации сельского поселения Княжебайгорский сельсовет - глава администрации Клещина Т.И., администрации сельского поселения Коробовский сельсовет - глава администрации Бобровских А.В., администрации сельского поселения Кузовский сельсовет - глава администрации Коршунов П.А., администрации сельского поселения Петровский сельсовет - глава администрации Суворов А.В., администрации сельского поселения Сошкинский сельсовет - глава администрации Шабунина В.В., администрации сельского поселения Телелюйский сельсовет - глава администрации Сенчищев М.М., администрации сельского поселения Фащевский сельсовет - глава администрации Ульшин В.Н., администрации сельского поселения Ярлуковский сельсовет - глава администрации Лапин А.Ф. дали объяснения, аналогичные объяснениям главы администрации сельского поселения Бутырский сельсовет Горбуновой М.И. Глава администрации сельского поселения Казинский сельсовет Ульянич Л.И. дополнительно пояснила, что администрацией сельского поселения Казинский сельсовет с 10.04.2012 г. создан собственный официальный сайт, на котором размещена вся информация, предусмотренная в перечне информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей размещению на официальном сайте сельского поселения в сети «Интернет», утвержденном постановлением администрации сельского поселения от 04.04.2012 №. Глава администрации сельского поселения Кузовский сельсовет Коршунов П.А. дополнительно пояснил, что администрацией сельского поселения Кузовский сельсовет с 20.04.2012 г. создан собственный официальный сайт и начата работа по размещению на нем информации, предусмотренной в перечне информации о деятельности органов местного самоуправления, подлежащей размещению на официальном сайте сельского поселения в сети «Интернет», утвержденном постановлением администрации сельского поселения от 03.04.2012 №. Глава администрации сельского поселения Двуреченский сельсовет Чеботарева Е.Н. и глава администрации сельского поселения Карамышевский сельсовет Ермилов В.Б. дополнительно пояснили, что в их сельских поселениях отсутствует техническая возможность подключения к сети «Интернет». Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Грязинского муниципального района. Представитель третьего лица - администрации Грязинского муниципального района Хвощина Ю.В., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что размещение информации о деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте поселения или на официальном сайте муниципального района - это один из способов обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных в ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Обязанности размещать данную информацию на официальном сайте закон не содержит. Бездействия со стороны органов местного самоуправления поселений не имелось, поскольку ими обеспечивался доступ к данной информации иными способами, в частности, посредством опубликования нормативных правовых актов в районной газете «Грязинские известия», размещения информации в помещениях администраций сельских поселений, в библиотеке, на специальном стенде, обеспечения присутствия граждан на сессиях депутатов, предоставления информации по запросу, а также иными способами, в том числе путем размещения нормативных правовых актов в сети «Интернет» на других сайтах. В апреле 2012 г. администрация района открыла на своем официальном сайте странички администраций сельских поселений, обеспечив возможность размещения на них информации о деятельности поселений и в отсутствие соглашений, заключенных 23.04.2012 г. Полагала необоснованным требование о завершении работы по размещению информации на официальном сайте в какой-либо определенный срок, поскольку, в силу закона, перечень информации и сроки ее размещения на официальном сайте устанавливаются муниципальными правовыми актами, а такие акты приняты сельскими поселениями 02-04 апреля 2012 г. Выслушав Грязинского межрайонного прокурора Пиляева С.П., представителей ответчиков - глав администраций сельских поселений Горбунову М.И., Сучкова Н.А., Тепловодскую В.В., Чеботареву Е.Н., Ульянич Л.И., Ермилова В.Б., Клещину Т.И., Бобровских А.В., Коршунова П.А., Суворова А.В., Шабунину В.В., Сенчищева М.М., Ульшина В.Н., Лапина А.Ф, представителя третьего лица Хвощину Ю.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. На основании п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, среди прочего, на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно п. 7 ст. 7 данного закона к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями от 27 июля 2010 г., 6 апреля, 21 июля 2011 г.) государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (ч. 5). Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд (ч. 6). Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с последующими изменениями) информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - это информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Статья 6 указного закона устанавливает, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет"; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами. В силу ч. 1 ст. 10 того же закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Таким образом, по смыслу Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение данными органами информации о своей деятельности в сети "Интернет". При этом указанные законы не рассматривают размещение информации в сети «Интернет» в качестве приоритетного либо исключительного способа обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Из содержания ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ следует, что организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий. Исходя из содержания ч. 1 ст. 3 данного закона правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, осуществляется, в том числе, муниципальными правовыми актами. В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч. 2 ст. 47). В ч. 1 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ определено, какие сведения должна отражать информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети "Интернет". Согласно ч. 3 данной статьи состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети "Интернет", определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 14 того же закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет", утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления (п. 7). При утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, указанных в частях 1 - 3, 5 - 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации (ч. 8). Судом установлено и подтверждено материала дела, что 19 и 20 января 2011 г. Грязинским межрайонным прокурором в адрес глав сельских поселений Большесамовецкий, Бутырский, Грязинский, Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский, Коробовский, Кузовский, Петровский, Плехановский, Сошкинский, Телелюйский, Фащевский, Ярлуковский сельсовет Грязинского муниципального района были внесены представления «Об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, об организации предоставления муниципальных услуг», в которых со ссылками на нормы законодательства указывалось на необходимость обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления путем создания официальных сайтов в сети «Интернет». Советами депутатов сельских поселений Бутырский, Грязинский, Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский, Коробовский, Кузовский, Петровский, Плехановский, Сошкинский, Телелюйский, Фащевскийсельсовет Грязинского муниципального района были приняты нормативные правовые акты - «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения …», утвержденные решениями сессий Бутырского совета депутатов от 07.02.2011 г. №,Грязинского совета депутатов от 16.02.2011 г. №,Казинского совета депутатов от 09.03.2011 г. №,Карамышевского совета депутатов от 26.04.2011 г. №,Княжебайгорского совета депутатов от 17.05.2011 г. №,Коробовского совета депутатов от 28.02.2011 г. №, Кузовского совета депутатов от 11.04.2011 №, Плехановского совета депутатов от 24.02.2011 г. №,Петровского совета депутатов от 18.02.2011 г. №,Сошкинского совета депутатов от 12.05.2011 г №, Телелюйского совета депутатов от 02.02.2011 г. №,Фащевского совета депутатов от 21.02.2011 г. №. В п. 4.1 указанных нормативных правовых актов определены способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного сельских поселений, аналогичные по своему содержанию способам, содержащимся в ст. 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ. 02.04.2012 г. Грязинским межрайонным прокурором в администрации городского поселения г. Грязи и администрации сельских поселений Большесамовецкий, Бутырский, Грязинский,Двуреченский,Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский,Коробовский,Кузовский,Плехановский, Петровский, Сошкинский, Телелюйский, Фащевский, Ярлуковский сельсовет Грязинского муниципального района внесены представления «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления». 02.04.2012 г. администрациями сельских поселенийБутырский, Сошкинский,Грязинский, Коробовский сельсовет приняты постановления «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации сельского поселения … в сети «Интернет», которыми утверждены Положения о пользовании официальным сайтом муниципального образования сельского поселения (приложение № 1) и Перечень сведений о деятельности администрации сельского поселения для опубликования на официальном сайте (Приложение № 2). 03.04.2012 г. аналогичные нормативные правые акты принятыадминистрациями сельских поселений администрациями сельских поселенийБольшесамовецкий, Двуреченский, Казинский, Княжебайгорский, Кузовский, Плехановский, Петровский, Телелюйский, Фащевский, Ярлуковскийсельсовет, 04.04.2012 г. - администрацией сельского поселенияКарамышевскийсельсовет. Проект того же акта городского поселения г. Грязи представлен в Грязинскую межрайонную прокуратуру 05.04.2012 г. для проведения антикоррупционной экспертизы, что подтверждается сопроводительным письмом с отметкой о получении. Суду не представлено доказательств того, что органами местного самоуправления сельских поселений Грязинского муниципального района не обеспечен доступ к информации о своей деятельности ни одним из способов, указанных в законе и муниципальном нормативном правовом акте. Напротив, из справок, представленных администрацией Грязинского муниципального района, следует, что органами местного самоуправления всех сельских поселений на протяжении 2011 г. муниципальные нормативные правовые акты обнародовались путем вывешивания в зданиях администраций сельских поселений, школ, амбулаторий, библиотек, почты. Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что, поскольку закон не обязывает использовать одновременно все способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность размещать указанную информацию в сети "Интернет" возникает после вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок размещения этой информации в сети "Интернет". Как указано выше, таковые акты приняты в сельских поселениях 02-04.04.2012 г., сведения о дате опубликования (обнародования) этих актов, с которой связан момент вступления муниципального нормативного правового акта в силу, суду не представлены. В городском поселении г. Грязи аналогичный акт разработан и представлен для проведения антикоррупционной экспертизы. 23.04.2012 г. администрацией сельских поселений с администрацией Грязинского муниципального района заключены соглашения, в силу которых администрация района на безвозмездной основе согласна размещать информацию о деятельности администрации сельского поселения на своем официальном сайте. Судом установлено, что по состоянию на 23.04.2012 г., то есть в период рассмотрения судом настоящего гражданского дела, органами местного самоуправления городского поселения г. Грязи и сельских поселений Большесамовецкий, Бутырский, Грязинский, Двуреченский, Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский, Коробовский, Кузовский, Плехановский, Петровский, Сошкинский, Телелюйский, Фащевский, Ярлуковский сельсовет на официальном сайте администрацией Грязинского муниципального района в отношении всех поселений района размещена общая информация об органах местного самоуправления, информация о нормотворческой деятельности, об участии в целевых и иных программах, о кадровом обеспечении, иная информация, что подтверждается представленными суду снимками экрана с официального сайта администрации Грязинского муниципального района. Из объяснений представителей администраций сельских поселений следует, что органы местного самоуправления данных поселений намерены в дальнейшем размещать и обновлять информацию на официальном сайте администрации района. Размещение информации на сайте администрации района не влечет для поселений, входящих в состав Грязинского муниципального района, финансовых затрат. Администрации сельских поселений Казинский и Кузовский сельсовет после возбуждения в суде настоящего гражданского дела создали собственные официальные сайты и разместили на них соответствующую информацию. Ввиду этого оснований для вывода о наличии обязанности, невыполнение которой образует незаконное бездействие со стороны администрации городского поселения г. Грязи и администраций сельских поселений района, не имеется.При таких обстоятельствах требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации городского поселения г. Грязи и администраций сельских поселений, выразившегося в не размещении информации о деятельности органов местного самоуправления указанных поселений в сети «Интернет», удовлетворено быть не может. Вместе с тем, судом не установлено препятствий для реализации указанных выше законов и принятых на основании них муниципальных правовых актов, которыми определены Перечни сведений о деятельности администрации сельского поселения для опубликования на официальном сайте в сети «Интернет» (Приложение № 2 к вышеуказанным постановлениям «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации сельского поселения … в сети «Интернет»). Суд находит необходимым обязать администрацию городского поселения г. Грязи и администраций сельских поселений Грязинского муниципального района Липецкой области разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и обновлять ее в порядке, предусмотренном п.п. 7, 8 ст. 14 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Поскольку после подачи прокурором исковых заявлений в суд администрации поселений, входящих в состав Грязинского муниципального района, добровольно разместили информацию о деятельности соответствующих поселений на официальном сайте администрации Грязинского муниципального района, решение суда принудительномуисполнению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении требований Грязинского межрайонного прокурора Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации городского поселения г. Грязи и администраций сельских поселений Большесамовецкий, Бутырский, Телелюйский,Грязинский,Двуреченский,Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский,Коробовский,Кузовский,Плехановский, ПетровскийФащевский, Сошкинский, Ярлуковский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, выразившееся: в не размещении информации о деятельности органов местного самоуправления указанных поселений в сети «Интернет» незаконным отказать. Обязать администрацию городского поселения г. Грязи и администрации сельских поселений Большесамовецкий, Бутырский, Телелюйский,Грязинский,Двуреченский,Казинский, Карамышевский, Княжебайгорский,Коробовский,Кузовский,Плехановский, ПетровскийФащевский, Сошкинский, Ярлуковский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области разместить в сети «Интернет» информацию о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с п.п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и обновлять информацию о деятельности органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном п.п. 7, 8 ст. 14 Федерального закона от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В связи с фактическим исполнениемрешениев указанной части к принудительномуисполнениюнеобращать. Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Грязинский городской суд Липецкой области. Судья Е.А. Шегида Мотивированное решение изготовлено 28.04.2012 года Судья Е.А. Шегида