Дело № 2- 373 /2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пгт. Грибановский 10 августа 2010 г. Грибановский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Асташова А.Н., с участием помощника прокурора Грибановского района Воронежской области Василенко М.М., представителя ответчика - администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Щекотовой О.В., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица-администрации Грибановского городского поселения Горлова О.В., действующего на основании доверенности; представителя третьего лица - директора ГМУП «Коммунальщик» Ефимова Ю.Н., представителя третьего лица- территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском Грибановском, Поворинском, Терновском районе Воронежской области Шабунова В.А., действующего на основании доверенности при секретаре Алехиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Грибановского района Воронежской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Грибановского района Воронежской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц по иску к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий, в котором просит суд, обязать администрацию Грибановского муниципального района документально оформить в установленном законом порядке полигон для твердых бытовых отходов, расположенный на 3 км юго-западней дороги Воронеж-Саратов на территории Грибановского городского поселения, привести полигон в соответствие с требованиями п.п. 2.2, 2.3, 3.5, 4.1, 4.3, 4.26, 5.4, 6.2-6.6 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г., в срок до 01.10.2010 г. л.д.4-9). В ходе судебного разбирательства прокурором изменены исковые требования и представлено в суд исковое заявление от Дата обезличенаг. с измененными исковыми требованиями л.д.117-119), которое определением суда от Дата обезличенаг. принято к производству суда и приобщено к материалам настоящего гражданского дела л.д.120). В исковом заявлении с измененными исковыми требованиями, прокурор указывает, что Дата обезличена года прокуратурой района в Грибановский районный суд Воронежской области предъявлено исковое заявление к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий. Согласно данному заявлению, прокуратурой района предъявлены исковые требования об обязывании администрации Грибановского муниципального района документально оформить в установленном законом порядке полигон для твердых бытовых отходов, расположенный на 3 км юго-западней дороги Воронеж-Саратов на территории Грибановского городского поселения, а также привести полигон в соответствие с требованиями Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года, в срок до Дата обезличена года. Согласно статьи 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска. В соответствии с требованиями п. 14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами РФ. В результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления, установлено, что администрацией Грибановского муниципального района ненадлежащим образом исполняются полномочия в сфере утилизации твердых бытовых отходов. Дата обезличена года на основании постановления поссовета администрации п.г.т. Грибановский Грибановского района Воронежской области Номер обезличен земельный участок общей площадью 5.0 га из земель поселений, расположенный в северной части поселка, предоставлен ГМУП «Комхоз» для строительства полигона бытовых отходов и подъездной дороги к нему. Постановлением администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от Дата обезличена года Номер обезличен ГМУП «Комхоз» предписывалось размежевать ранее предоставленный земельный участок для строительства полигона ТБО площадью 10,3 га, из них 5 га отводилось для строительства полигона и 5,3 га - в качестве резервной площади для перспективного развития. Дата обезличена года руководителем Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Воронежской области утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту строительства полигона твердых бытовых отходов (ТБО) п.г.т. Грибановский Воронежской области. Согласно указанному заключению для строительства полигона ТБО была выбрана площадка Номер обезличен - в вершине оврага Катасониха в 3 км к юго-западу от жилой зоны, в 3,5 км к западу от ближайшего водозабора Грибановского машиностроительного завода. Размер отведенной площади составляет- 11,1 га, из них 10,3 га - территория, отведенная под размещение отходов, 0,8 га - подъездная дорога. Участок, планируемый под строительство полигона, составляет 5,0 га, площадь резервной площадки - 5, 3 га. Согласно названному заключению на территории резервной площадки расположена несанкционированная свалка бытовых отходов п.г.т. Грибановский. Эксплуатация свалки начата в 1993 году и по состоянию на ноябрь 2007 года на ней накоплено 123,5 тыс. куб. метров отходов. На протяжении 2008 года была выполнена часть работ по строительству полигона ТБО. Вместе с тем, согласно предоставленным администрацией Грибановского муниципального района документам, на протяжении 2009 года, а также истекшего периода 2010 года какие-либо работы по строительству полигона ТБО не проводились. Дата обезличена года прокуратурой района с участием главного специалиста-эксперта управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, Терновском районах и специалиста администрации Грибановского городского поселения проведена дополнительная проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что твердые бытовые отходы вывозятся гражданами, проживающими на территории Грибановского муниципального района, на несанкционированную свалку, расположенную на территории указанной выше резервной площадки. Проверкой зафиксировано возгорание мусора, расположенного на территории резервной площадки с выбросом в атмосферу продуктов горения. Кроме того, потоками ветра мусор разносится по всей прилегающей территории. Указанные выше обстоятельства стали возможны в результате непринятия администрацией Грибановского муниципального района должных мер к организации утилизации бытовых отходов, расположенных на территории резервной площадки. В исковом заявлении с измененными исковыми требованиями, прокурор просит суд, обязать администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области в срок до Дата обезличена года организовать утилизацию твердых бытовых отходов, расположенных на территории резервной площадки л.д.117-119). В судебном заседании помощник прокурора Грибановского района Василенко М.М. поддержала измененные исковые требования и пояснила, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Грибановского муниципального района работа по организации утилизации ТБО надлежащим образом не ведется. В 2008 году проводились работы по строительству полигона ТБО, однако, в 2009 и 2010 года работа по строительства данного полигона прекратилась. Считает, что иск прокурором заявлен обоснованно, исковые требования необходимо удовлетворить в полном объеме и обязать, администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области в срок до Дата обезличена года организовать утилизацию твердых бытовых отходов, которые находятся на территории резервной площадки земельного участка, предназначенного для сбора твердых бытовых отходов на территории строящегося полигона ТБО. Представитель ответчика - администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Щекотова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила в судебном заседании, что администрация Грибановского муниципального района принимает надлежащие меры по организации утилизации ТБО в районе. Началось строительство полигона ТБО, которое рассчитано до 2013 года. Как только будут выделены денежные средства на строительство полигона ТБО, то работы по его строительству будут возобновлены. Земельный участок, где ведется строительство полигона, документально передан Грибановской городской администрации и находится в её ведении. Утилизация ТБО возможно только тогда, когда будет построен полигон. Считает, что иск к администрации Грибановского муниципального района заявлен необоснованно, в иске следует отказать. Представитель третьего лица -администрации Грибановского городского поселения Горлов О.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что согласно действующего законодательства, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, к ведению городского поселения не относится. Территория, на которой началось строительство полигона ТБО, в собственность администрации городского поселения передана ошибочно. Решается вопрос о передаче данного объекта в ведение администрации Грибановского муниципального района. Считает, иск прокурором заявлен обоснованно, подлежит удовлетворению. Представитель третьего лица- директор ГМУП «Коммунальщик» Ефимов Ю.Н. пояснил в судебном заседании, что в настоящее время на территории района полигона ТБО не существует, а имеется санкционированная свалка, расположенная на земельном участке в «Катасонихе». Данный земельный участок находится в ведении городской администрации. Считает, иск заявлен обоснованно, подлежит удовлетворению. Представитель третьего лица- территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, Терновском районе Воронежской области Шабунов В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что органы местного самоуправления обязаны организовать утилизацию и переработку ТБО. Считает, что требования прокурора законные и обоснованные и подлежат удовлетворению Заслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав представленные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к вопросам местного поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что в настоящее время начато строительство полигона ТБО в пгт. Грибановский. Как следует из представленных суду доказательств, Дата обезличена года на основании постановления поссовета администрации п.г.т. Грибановский Грибановского района Воронежской области Номер обезличен земельный участок общей площадью 5.0 га из земель поселений, расположенный в северной части поселка, предоставлен ГМУП «Комхоз» для строительства полигона бытовых отходов и подъездной дороги к нему л.д.66). Постановлением администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от Дата обезличена года Номер обезличен ГМУП «Комхоз» предписывалось размежевать ранее предоставленный земельный участок для строительства полигона ТБО площадью 10,3 га, из них 5 га отводилось для строительства полигона и 5,3 га - в качестве резервной площади для перспективного развития л.д.73). Дата обезличена года руководителем Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Воронежской области утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту строительства полигона твердых бытовых отходов (ТБО) п.г.т. Грибановский Воронежской области. Согласно указанному заключению для строительства полигона ТБО была выбрана площадка Номер обезличен - в вершине оврага Катасониха в 3 км к юго-западу от жилой зоны, в 3,5 км к западу от ближайшего водозабора Грибановского машиностроительного завода. Размер отведенной площади составляет- 11,1 га, из них 10,3 га - территория, отведенная под размещение отходов, 0,8 га - подъездная дорога. Участок, планируемый под строительство полигона, составляет 5,0 га, площадь резервной площадки - 5, 3 га.л.д.102-106). Согласно названному заключению на территории резервной площадки расположена несанкционированная свалка бытовых отходов пгт. Грибановский. Эксплуатация свалки начата в 1993 году и по состоянию на ноябрь 2007 года на ней накоплено 123,5 тыс. куб. метров отходов. На протяжении 2008 года была выполнена часть работ по строительству полигона ТБО. Однако, как установлено в судебном заседании, на протяжении 2009 года, а также истекшего периода 2010 года какие-либо работы по строительству полигона ТБО не проводились, что подтвердил в судебном заседании представитель ответчика, указав, что как только будут выделены денежные средства на строительство полигона ТБО, то работы по его строительству будут возобновлены. В судебном заседании установлено, что администрацией Грибановского муниципального района полномочия в сфере утилизации твердых бытовых отходов, исполняются ненадлежащим образом, что подтверждается также результатами проведенной прокуратурой Грибановского района проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления, актами проверок территории строящегося полигона и несанкционарованной свалки «Катасониха» от Дата обезличенаг. л.д.12-14) и от Дата обезличенаг. л.д.115-116). Согласно данных актов проверки, твердые бытовые отходы вывозятся гражданами, проживающими на территории Грибановского муниципального района, на несанкционированную свалку, расположенную на территории указанной выше резервной площадки. Проверкой зафиксировано возгорание мусора, расположенного на территории резервной площадки с выбросом в атмосферу продуктов горения. Кроме того, потоками ветра мусор разносится по всей прилегающей территории. Данные обстоятельства свидетельствуют о непринятии администрацией Грибановского муниципального района должных мер к организации утилизации бытовых отходов, расположенных на территории резервной площадки строящегося полигона ТБО в пгт. Грибановский. Доводы представителя ответчика о том, что иск необоснован, со ссылкой на то, что администрация Грибановского муниципального района принимает надлежащие меры по организации утилизации ТБО в районе, и утилизация ТБО возможна только в условиях построенного полигона ТБО, суд находит несостоятельной. Так, право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а в данном случае ненадлежащее исполнение законодательства по организации утилизации ТБО в районе нарушает их права. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Грибановского муниципального района на благоприятную окружающую среду. Таким образом, суд считает, требования прокурора района являются обоснованными, и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 42 Конституции РФ, п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 13 Федерального закона от 04.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 12,56, 64,67, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Грибановского района Воронежской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Грибановского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий, удовлетворить. Обязать администрацию Грибановского муниципального района Воронежской области в срок до Дата обезличена года организовать утилизацию твердых бытовых отходов, на территории резервной площадки земельного участка, предназначенного для сбора твердых бытовых отходов на территории строящегося полигона ТБО в пгт. Грибановский. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10-ти дневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 16 августа 2010 года. Пред-щий: п/п Копия верна: Судья: Секретарь: