Дело № 2- 503 /2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пгт. Грибановский 12 октября 2010 г. Грибановский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего: судьи Асташова А.Н., с участием помощника прокурора Грибановского района Воронежской области Василенко М.М., представителя ответчика - главы администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Муратовой В.Н., представителя ОГПН по Грибановскому району Воронежской области -Терехина А.А., при секретаре Алехиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Грибановского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Грибановского района Воронежской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий,в котором указывает, что 09.09.2010 г. прокуратурой района по заданию прокуратуры Воронежской области с участием инспектора отделения ГПН по Грибановскому району Ефремова С.С., в присутствии главы Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Муратовой В.Н. проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Большеалабухского сельского поселения. Как следует из искового заявления, ходе проверки установлено, что администрацией Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области допускаются нарушения действующего законодательства при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Большеалабухского сельского поселения. На территории Большеалабухского сельского поселения имеется водный объект (река Ворона в с.Б.Алабухи, ул. Октябрьская), который может использоваться для целей пожаротушения. Однако, как установлено в ходе проведенной проверки, к водоисточнику, расположенному в с. Большие Алабухи ул. Октябрьская, не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. На территории Большеалабухского сельского поселения имеются водонапорные башни (с. Большие Алабухи, ул. Ленинская, ул.Проезжая, мк. Больницы и с. Власовка, ул. Пролетарская). Установлено, что водонапорные башни не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Кроме того, в нарушение требований ч.7 ст. 63 Закона № 123 от 22.07.2008 г. органом местного самоуправления не приняты меры по оповещению населения о пожаре. 01.07.2009 г. инспектором ОГПН по Грибановскому району проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района. По результатам указанной проверки выявлен ряд нарушений требований правил пожарной безопасности, в связи с чем, 01.07.2009 г. главе Большеалабухского сельского поселения Муратовой В.Н. выдано предписание № 898901 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.09.2010 г., а именно: создать условия для забора в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Большеалабухского сельского поселения; к водоисточникам устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; оборудовать водонапорные башни устройством для отбора воды пожарной техникой в любое время года; на территории поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Однако должных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории Большеалабухского сельского поселения не принимается. Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 т. «О пожарной безопасности», ст. 62 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», в исковом заявлении прокурор просит суд, обязать администрацию Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района устранить отмеченные нарушения требований пожарной безопасности при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области(л.д.4-8). В судебном заседании помощник прокурора Грибановского района Василенко М.М. поддержала исковые требования, считает иск прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению. При проверке соблюдения требований пожарной безопасности на территории Большеалабухского сельского поселения выявлены нарушения, а именно: не созданы условия для забора в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Большеалабухского сельского поселения; к водоисточникам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; водонапорные башни не оборудованы устройством для отбора воды пожарной техникой в любое время года; на территории поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Неисполнение ответчиком требований законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в Большеалабухском сельском поселении нарушает гарантированное право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, препятствует своевременному принятию мер по локализации пожаров, спасению людей и имущества и может привести к возникновению условий, способных повлечь наступление тяжких последствий, в том числе в виде человеческих жертв. Просит иск прокурора удовлетворить. Представитель ответчика - глава администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Муратова В.Н.,в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что отмеченные нарушения требований пожарной безопасности при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Большеалабухского сельского поселения действительно имеются. Всего на территории Большеалабухского сельского поселения проживает 879 жителей. На территории поселения имеется водный объект - река Ворона, который может использоваться в целях забора воды на случай возникновения пожара. Оборудованных пирсов и площадок для забора воды из реки Ворона не имеется. Однако, забор воды из реки Ворона может производиться с моста через реку. Водонапорные башни, которые имеются на территории сельского поселения, не приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Также на территории Большеалабухского поселения не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Иск прокурора она считает обоснованным, подлежащим удовлетворению. Однако, для устранения указанных недостатков необходимы большие финансовые затраты, которые в бюджете поселения на эти цели не предусмотрены. Только при выделении денежных средств, возможно устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности. Государственный инспектор ОГПН по Грибановскому району Терехин А.А. считает иск прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению, так как в ходе проверки исполнения требований пожарной безопасности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Большеалабухского сельского поселения были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые необходимо устранить. Заслушав стороны, третье лицо, исследовав представленные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает, что требования прокурора являются обоснованными, и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с требованиями п. 9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от Кроме того, п.9 ст. 8 Устава Большеалабухского сельского поселения, утвержденного постановлением Совета народных депутатов Большеалабухского сельского поселения от 07.12.2004 г. № 99, закреплено, что к вопросу местного значения Большеалабухского сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Большеалабухского сельского поселения ( л.д.12-13). Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» (далее по тексту -Закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 г.) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности В соответствии со ст. 19 Закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Статьей 63 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту- Закон № 123 от 22.07.2008 г.) закреплено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно- правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Согласно требованиям ст. 62 Закона № 123 от 22.07.2008 г. здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются Законом № 123 от 22.07.2008 г. В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 68 ст. Закона № 123 от 22.07.2008 г. на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения. Как установлено в судебном заседании, в нарушение требований ст.19 Закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. в Большеалабухском сельском поселении в целях пожаротушения не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Большеалабухского сельского поселения. Согласно ч.16 ст. 67 Закона № 123 от 22.07.2008 г., к рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06. 2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее по тексту - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления. Согласно требованиям п. 94 Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах - на органы местного самоуправления. Однако в ходе проведенной проверки установлено, что к водоисточнику, расположенному в с. Большие Алабухи ул. Октябрьская -река Ворона, не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. На территории Большеалабухского сельского поселения имеются водонапорные башни (с.Большие Алабухи, ул. Ленинская, ул.Проезжая, мк. Больницы и с. Власовка, ул. Пролетарская). Согласно требованиям п. 95 Правил водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды в любое время года. Как установлено в судебном заседании, водонапорные башни находящиеся на территории Большеалабухского сельского поселения, не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года. Кроме того, в нарушение требований ч.7 ст. 63 Закона № 123 от 22.07.2008 г. в Большеалабухском сельском поселении не приняты меры по оповещению населения о пожаре. По результатам проверки инспектора ОГПН по Грибановскому району от 01.07.2009 года, в Большеалабухском сельском поселении выявлен ряд нарушений требований правил пожарной безопасности, в связи с чем, 01.07.2009 г. главе Большеалабухского сельского поселения Муратовой В.Н. выдано предписание № 898901 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.09.2010 г., а именно: создать условия для забора в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Большеалабухского сельского поселения; к водоисточникам устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; оборудовать водонапорные башни устройством для отбора воды пожарной техникой в любое время года; на территории поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (л.д.14-15). В судебном заседании установлено, что до настоящее времени указанные в предписании нарушения требований пожарной безопасности на территории Большеалабухского сельского поселения не устранены, что подтверждается актом проверки соблюдений требований пожарной безопасности от 09.09.2010 года (л.д.9), письменным объяснением главы администрации Большеалабухского сельского поселения Муратовой В.Н. от 14.09.2010 года (л.д.10). Указанные обстоятельства подтвердили в судебном заседании представитель ответчика-глава администрации Большеалабухского сельского поселения Муратова В.Н. и инспектор ОГПН по Грибановскому району Терехин А.А. Неисполнение органом местного самоуправления требований законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в Большеалабухском сельском поселении нарушает гарантированное ст. 34 Закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, препятствует своевременному принятию мер по локализации пожаров, спасению людей и имущества и может привести к возникновению условий, способных повлечь наступление тяжких последствий, в том числе в виде человеческих жертв. Таким образом, суд считает, иск прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению. Признание иска ответчиком принято судом, поскольку иск прокурора обоснованный, подтвержден представленными и исследованными в судебном заседании доказательствами, признании иска ответчиком не противоречит действующему законодательству и не нарушает законные права и интересы других лиц. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, выносится решение об удовлетворении исковых требований, заявленных истцом. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,56, 64,67, 173, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Грибановского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий,удовлетворить. Обязать администрацию Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района устранить отмеченные нарушения требований пожарной безопасности при обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, создать условия для забора в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Большеалабухского сельского поселения; к водоисточникам устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; оборудовать водонапорные башни устройством для отбора воды пожарной техникой в любое время года; на территории поселения установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10-ти дневный срок. Пред-щий: п/п Копия верна: Судья: Секретарь:
06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местно
го самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения
поселения среди прочего относится обеспечение первичных мер пожарной
безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Кроме того, представитель ответчика - глава администрации Большеалабухского сельского поселения Муратова В.Н., иск в судебном заседании признала.