Решение от 21.01.2011 года



Дело № 2-35/2011                     

                                          Р Е Ш Е Н И Е

                     ИМЕНЕМ     РОССИЙСКОЙ     ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Грибановский                                                                        21 января 2011 г.

          Грибановский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего: судьи Асташова А.Н.,

           с участием заявителя Ермолова Николая Ивановича,

           представителя ФГУ «Войсковая часть » Нестеренко Татьяны Сергеевны, действующей на основании доверенности,

           при секретаре Алёхиной Т.И.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Ермолова Николая Ивановича об оспаривании и признании незаконными действий командира ФГУ «Войсковая часть » в отказе выдачи государственного жилищного сертификата,

                                                    У С Т А Н О В И Л:

     

            Заявитель Ермолов Н.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий командира ФГУ «Войсковая часть » об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата, указывая в заявлении, что он проходил военную службу по контракту в войсковой части . Его общая продолжительность военной службы в ВС РФ в календарном исчислении составляет 27 лет.

              Вместе со своими членами семьи он состоит в списке граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный     сертификат как военнослужащий, уволенный с военной службы, признанный в установленном порядке нуждающимся в получении жилых помещений под номером 4.

              В соответствии с п.44 постановления правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, для получения государственного жилищного сертификата им был собран и представлен необходимый пакет документов.

               Представленные им документы были своевременно рассмотрены; на него и его семью Министерством Обороны РФ в декабре 2010г. был оформлен Государственный Жилищный Сертификат.

                В настоящий момент в войсковую часть пришел ГЖС на него и членов его семьи, но командир войсковой части и начальник ЭТК отказывают в выдаче ГЖС, ссылаясь на указания МО РФ от 12.11.10 года, в которых указано, что военнослужащий должен представить документы, указанные в приказе МО РФ № 1280 от 30.09.2010 года. Согласно данного приказа МО РФ ему нужно предоставить на себя и членов семьи выписки из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на жилые помещения на всей территории РФ. Данные выписки оформляются в срок от 2-х недель до 6 месяцев, а срок действия ГЖС исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в банк два месяца. Срок действия его сертификата истекает ДД.ММ.ГГГГ Нет вероятности, что данные справки будут получены вовремя.

          Кроме того, заявитель в заявлении указывает, что не согласен с тем, что он должен представлять документы, не предусмотренные перечнем документов для получения сертификата в п.44 постановления правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

          Требования представить документы на получение ГЖС, указанные в приказе МО РФ

№ 1280, считает необоснованными в связи с тем, что пакет документов для получения ГЖС определен в п.44 постановления правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.

           По данным причинам он вынужден обратиться в суд за защитой своих прав.

            В заявлении заявитель Ермолов Н.И., просит суд, обязать командира войсковой части выдать ему ГЖС на основании документов, представленных им в соответствии с постановлением правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (л.д.5-6 ).

            В судебном заседании заявитель Ермолов Н.И.поддержал, уточнил свое заявление и пояснил, что на протяжении 20 лет он проходил службу по контракту в войсковой части <адрес>, а до этого 7 лет служил <адрес>. Общая продолжительность военной службы составляет 27 лет. С 2005 года он состоит в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении Государственного Жилищного Сертификата, как военнослужащий. Им был собран и предоставлен необходимый пакет документов. Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы по достижении предельного возраста. ДД.ММ.ГГГГ ему и членам его семьи был выписан Государственный Жилищный Сертификат, а ДД.ММ.ГГГГ сертификат был доставлен в их часть. Командир войсковой части отказывает ему в выдаче ГЖС, ссылаясь на указания МО РФ от 12.11.2010 года, в которых указано, что необходимо представить документы согласно приказа МО РФ № 1280 от 30.09.2010 года, а именно, выписки из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на жилые помещения на всей территории РФ. Срок действия его сертификата истекает ДД.ММ.ГГГГ. На данный момент ему ответили только 36 регионов, вместо 83 регионов, и нет вероятности того, что данные справки будут получены вовремя. Он не согласен с тем, что он должен представлять документы, не предусмотренные перечнем документов для получения сертификата в п. 44 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Просит признать действия командира войсковой части в отказе выдачи государственного жилищного сертификата незаконными и обязать командира войсковой части выдать ему на основании документов, представленных им в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, государственный жилищный сертификат серии .

              Представитель ФГУ «Войсковая часть » Нестеренко Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть поступила телеграмма, в которой руководство ДЖО МО РФ, ссылаясь на указание заместителя Министра Обороны Российской Федерации, от ДД.ММ.ГГГГ , просит организовать работу по сбору военнослужащими документов, указанных в инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра Обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, которые необходимы для получения оформленных сертификатов. ДД.ММ.ГГГГ департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на Ермолова Н.И. и членов его семьи был оформлен Государственный Жилищный Сертификат, который поступил в войсковую часть. Однако, согласно приказу МО РФ № 1280 от 30.09.2010 года, для получения ГЖС заявителю необходимо предоставить на себя и членов его семьи выписки из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на жилые помещения со всех регионов РФ с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно инструкций, которые утверждены Приказом МО РФ №1280, для признания военнослужащих, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма или для получения служебного жилого помещения они подают заявление, к которому в частности прикладываются выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее данные выписки не требовались. Однако, несмотря на то, что Ермолов Н.И. ранее уже был признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим на тот период законодательством, сертификат ему выдать невозможно, пока им не будут предоставлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Считает, что в данном случае действия командира войсковой части законные, а заявление Ермолова Н.И., поданное в суд необоснованное, в связи с чем, просит в удовлетворении его заявления отказать.

           Заслушав участников процесса, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

         Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые

устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

До 01. 01.2011 года нормами Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» было закреплено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выдача государственных жилищных сертификатов являлась дополнительной формой обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

            В силу статьи 115 Конституции Российской Федерации, статей 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

     Порядок выдачи государственного жилищного сертификата согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации.

     Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. №1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

По поручению Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. № Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 г. принято Постановление № 71 «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», которым утверждена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты». Указом Президента Российской Федерации от 28 января 1998 г. № 102 «О президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» Программе придан статус президентской.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001г. № 675 Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» включена в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Порядок реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865.

В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы», Постановлением от 21 марта 2006 г. N 153 утвердило Правила, которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных

обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (пункт 1), категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в подпрограмме (пункт 5).

           Подпункт «а» пункта 5 данных Правил предусматривает, что право на участие в подпрограмме имеют в частности военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.

          В соответствии с пунктом 6 Правил, участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

Как установлено в судебном заседании, заявитель Ермолов Н.И. проходил военную службу по контракту в ВС РФ. Согласно приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, он был уволен с военной службы по достижении предельного возраста, на момент его увольнения выслуга составила 27 лет в календарном исчислении, что подтверждается записями в военном билете Ермолова Н.И. (л.д.11).

              Вместе со своими членами семьи, Ермолов Н.И. с 2005 года состоит в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание получить государственный жилищный     сертификат как военнослужащий, признанный в установленном порядке, нуждающимся в получении жилых помещений.

              В соответствии с п.44 постановления правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, для получения государственного жилищного сертификата им был собран и представлен необходимый пакет документов.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ был подписан государственный жилищный сертификат серии

, удостоверяющий, что Ермолов Н.И. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» и в соответствии с условиями подпрограммы ему предоставляется за счет федерального бюджета социальная выплата в размере 2 091 600 рублей для приобретения жилого помещения на территории <адрес>, рассчитанная с учетом троих совместно проживающих с ним членов его семьи (л.д.16).

ДД.ММ.ГГГГ сертификат был доставлен в войсковую часть .

Однако, в выдаче государственного жилищного сертификата Ермолову Н.И. было отказано, со ссылкой на указание МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что для получения ГЖС необходимо представить выписки из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на жилые помещения со всех регионов РФ с 31 января 1998 года, согласно приказа МО РФ № 1280 от 30.09.2010 года (л.д.7-8, 22).

           Считая данные действия командира войсковой части незаконными, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ст. 46 Конституции РФ, согласно которой, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, заявитель Еромолов Н.И. обратился с заявлением в суд (л.д.5).

           По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

           Однако, представителем ФГУ «Войсковая часть » Нестеренко Т.С., действующей на основании доверенности, в судебном заседании не представлено каких-либо доказательств,

подтверждающих законность оспариваемых действий командира ФГУ «Войсковая часть » в отказе Ермолову Н.И. выдачи государственного жилищного сертификата.

    Так, согласно пункта 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.

Учитывая, что государственный жилищный сертификат на имя Ермолова Н.И. считается выданным ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует дата выдачи, указанная в сертификате (л.д.16), суд считает, что командир войсковой части фактически неправомерно удерживает обоснованно и законно выданный сертификат на имя заявителя Ермолова Н.И.

Доводы представителя ФГУ «Войсковая часть » Нестеренко Т.С. о том, что для получения сертификата Ермолова Н.И. необходимо признать нуждающимся в получении жилых помещений по правилам и условиям, предусмотренным «Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» и «Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», утвержденным приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, и представить ему выписки из Единого Государственного Реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на жилые помещения со всех регионов РФ с 31 января 1998 года, суд находит несостоятельными.

Так, на момент вступления в силу Приказа МО РФ № 1280 (09 ноября 2010 года), Еромолов Н.И. уже был признан нуждающимся в получении жилых помещений, и в данном случае требования данного приказа к нему не могут быть применены, так как применение приказа в этом случае противоречило бы принципам действия гражданского законодательства во времени.

Статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Кроме того, вступивший в действие с 09 ноября 2010 года приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», которым утверждены «Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», «Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», непосредственно не устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, а данный порядок установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153,

Как установлено в судебном заседании, заявителем Ермоловым Н.И. при получении сертификата в полном объеме выполнены требования к представлению документов в соответствии с п. 44 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153,

Суд считает, что, установление дополнительных, не предусмотренных пунктом 44 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной

целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, требований к перечню представляемых документов при получении государственного жилищного сертификата, в данном случае является неправомерным и нарушает права и законные интересы заявителя.

         Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
           Такие обстоятельства в судебном заседании установлены, в связи с чем, заявление Ермолова Н.И. подлежит удовлетворению.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 67, 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

                                                    

                                                               Р Е Ш И Л :

     

        Признать незаконными действия командира ФГУ «Войсковая часть » в отказе выдачи жилищного сертификата Ермолову Николаю Ивановичу.

        Обязать командира Федерального государственного учреждения «Войсковая часть » выдать Ермолову Николаю Ивановичу на основании документов, представленных им в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153,

государственный жилищный сертификат серии , удостоверяющий, что Ермолов Николай Иванович является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» и в соответствии с условиями подпрограммы ему предоставляется за счет федерального бюджета социальная выплата в размере 2 091 600 рублей для приобретения жилого помещения на территории <адрес>, рассчитанная с учетом троих совместно проживающих с ним членов его семьи.

             Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10-ти дневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.

                                                                                                   Мотивированное решение составлено

                                                                                                                                  21 января 2011 года.

               

Председательствующий: