Дело № 2-190/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пгт. Грибановский 14 апреля 2011 г. Грибановский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего: судьи Асташова А.Н., с участием помощника прокурора Грибановского района Воронежской области Болдыревой И.Н., представителя заявителя - Колчевой Лидии Ивановны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в интересах Некрыловой Марии Никитичны, представителя администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Горлова О.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, при секретаре Алёхиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Некрыловой Марии Никитичны об оспаривании действий (бездействия) Администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области об отказе в постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Заявитель Некрылова М.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области об отказе в постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в котором указывает, что в целях реализации прав, предусмотренных ФЗ «О ветеранах», а также в связи с наличием жилья, не отвечающего установленным требованиям, она, как вдова ветерана, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Грибановского городского поселения, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставила необходимые документы. Её заявление было рассмотрено, и ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о принятии её на учет. Документального подтверждения ей не дали. Закон Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №З "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма" (принят <адрес> Думой ДД.ММ.ГГГГ) (с изменениями от 2 июля, 14 ноября ) ст. 6 обязывает органы местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии гражданина на учет, либо снятии с учета направить гражданину, подавшему заявление, уведомление о принятии на учет по установленной форме. В заявлении заявитель Некрылова М.Н. указывает, что в дальнейшем её сняли с учета, при этом, в нарушение действующего законодательства, глава городского поселения А.П. Шепелев письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил ей, что на основании акта обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> межведомственной комиссией было принято решение об отказе в признании её нуждающейся в жилом помещении. Приложением к письму были копия акта обследования жилого помещения и копия заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания. Постановления Администрации о снятии её с учета в качестве нуждающейся, а также протокол заседания жилищной комиссии по данному вопросу ей не направлялись. После её обращения в прокуратуру Грибановского района, ей были сообщены реквизиты некоторых из документов, а именно - постановление администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, которым она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 1 ст. 56 ЖК РФ (без ссылки на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ). На незаконность данного постановления прокурором района было подготовлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Вновь принятое постановление, после вмешательства прокуратуры, ей так же не высылалось. Письмо с просьбой выслать ей постановление, принятое Администрацией после проверки прокуратуры, она направила ДД.ММ.ГГГГ Ответ ей не получен. Письмо, направленное ей главой администрации не является правовым актом местного самоуправления, следовательно, не направление ей в установленный законом срок правового акта об отказе ей в принятии её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий создает угрозу нарушения её прав на судебную защиту и поэтому должно быть признано незаконным. Считает, что решение Администрации Грибановского городского поселения также незаконно, необоснованно, принято с нарушением её права и свободы, предоставленных ей ФЗ «О ветеранах». В заявлении Некрылова М.Н. указывает, что отказ администрации городского поселения в признании её нуждающейся в жилом помещении мотивирован тем, что по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: п.г.т. <адрес>, межведомственной комиссией дом не был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. По заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания дом подлежит капитальному ремонту и реконструкции, требуется подключение к газопроводу и необходимо обустройство санитарных удобств. Заключение межведомственной комиссии сделано на основании акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, в котором помимо установления фактов снижения уровня надежности дома в целом в связи с физическим износом указано, что «для обустройства жилого дома удобствами необходимо подключение к фасадному газопроводу, построить локальную систему водоснабжения, обустроить санитарный узел, провести работы по утеплению наружных стен, выполнить водоотведение ливневых вод от фундамента здания, сделать отмостку, отремонтировать холодный коридор». Заявитель Некрылова М.Н. указывает в заявлении, что заключение межведомственной комиссии, принятое на основании ею же проведенного обследования, сделано с нарушением, так как не содержит полной и достоверной информации о фактическом состоянии объекта недвижимости. Выводы о пригодности дома к проживанию и необходимости проведения капитального ремонта сделаны на основании субъективных мнений участников обследования, так как ссылки на нормативный акт, которым руководствовались члены комиссии нет. Ссылаясь в заявлении на нормы п. 3 ст. 49 ЖК РФ, а также пп.3 п. 1 ст. 13 и пп.4 п. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах», Некрылова М.Н. считает, что ветераны ВОВ и вдовы ветеранов ВОВ подлежат обеспечению жильем, как иные категории граждан, обладающие особым статусом и в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно п.п. 3 ст. 51 ЖК РФ одним из оснований для признания граждан РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий является проживание в помещении не отвечающим установленным требованиям. Из заключения межведомственной комиссии, назначенной Администрацией Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что жилой дом, в котором она проживает, находится в пригодном для проживания состоянии, требует ремонта и нуждается в реконструкции. В связи с этим она полагает, что заключение межведомственной комиссии является незаконным, так как сделано с нарушением порядка, установленного законодательством РФ. В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти. В настоящее время подзаконным актом, определяющим требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, регулируется «Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №». Ссылаясь на п. 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Некрылова М.Н. в заявлении указывает, что при проведении оценки жилого дома межведомственная комиссия была обязана привлечь к участию в работе комиссии собственника жилого дома- Некрылову Марию Никитичну, обладающую правом совещательного голоса. Однако данная обязанность, установленная вышеназванным Положением, не была исполнена. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Некрылова М.Н. считает и указывает в заявлении, что решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является незаконным, так как было принято на основании заключения межведомственной комиссии, составленного с нарушением порядка, установленного Положением. Более того, из содержания пунктов 1, 44 Положения следует, что при проведении процедуры оценки соответствия помещения установленным требованиям, межведомственная комиссия вправе привлекать экспертов, которые при принятии заключения, обладают правом решающего голоса. При осуществлении оценки дома, в котором она проживает, межведомственная комиссия не привлекла к участию в своей работе квалифицированных специалистов- экспертов, обладающих специальными познаниями в области технических наук, тем самым приняло неправильное решение. В соответствии с Приказом Минрегионразвития от 30. 12.2009 г. № «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» с 01.07 2010г. действия по техническому контролю должны сопровождаться наличием Свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Такие специалисты при обследовании не были привлечены. Решение, принятое межведомственной комиссией основано только на субъективном мнении её членов, которые не имеют соответствующую квалификацию и допуск к работам, связанным с проведением оценки состояния строительных конструкций объекта капитального строительства, вследствие чего не могут считаться обоснованными и достоверными. В заявлении заявитель Некрылова М.Н. указывает, что дом, в котором она проживает -двухквартирный, ранее реконструирован из здания конторы совхоза «Грибановский», по заключению межведомственной комиссии нуждается в реконструкции, а потому процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям регламентируется п. 44 Положения, при этом включает помимо приема заявления: -определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; -определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания, пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; -работа комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; -составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные требования Администрацией Грибановского городского поселения также не соблюдены. В силу п.12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения, непригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» отсутствие водоснабжения и канализации в одно - двухэтажных домах в поселениях с централизованными инженерными сетями дает основание считать такой дом не соответствующим требованиям которым должно отвечать жилое помещение. Как указывает в заявлении Некрылова М.Н., она - ветеран ВОВ, находясь в преклонном возрасте (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), нуждающаяся в постоянном уходе, проживает в деревянном доме 1910 года постройки, с печным отоплением, без канализации и водоснабжения. Считает, что в связи с изложенным, она должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и на основании Указа Президента РФ обеспечена жилым помещением, как Ветеран ВОВ за счет средств федерального бюджета. Отказом администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечении жильем нарушены её законные права. В заявлении заявитель Некрылова М.Н.просит суд: -Признать решение Администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии её с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать Администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района поставить Некрылову Марию Никитичну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. -Признать заключение межведомственной комиссии Администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес>, расположенного по <адрес>, незаконным. -Признать бездействие Администрации Грибановского городского Заявитель Некрылова М.Н., будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрении гражданского дела, в судебное заседание не явилась, её интересы в суде по доверенности представляет Колчева Л.И.(л.д.13). Представитель заявителя Колчева Л.И., действующая на основании доверенности в интересах заявителя Некрыловой М.Н., в ходе судебного разбирательства представила суду заявление от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в ранее принятое судом к производству заявление об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором уточняет требования Некрыловой М.Н., просит суд п.1 требований в первоначально поданном заявлении изложить в следующей редакции: -Признать Постановление администрации Грибановского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № « О снятии с учета граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и Постановление администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учёта граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях», незаконными в части снятия её с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также отказ администрации Грибановского городского поселения в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и обязать администрацию Грибановского городского поселения поставить Некрылову Марию Никитичну на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. -Пункты 2 и 3 заявления оставить без изменения (л.д.18). Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление представителя заявителя Колчевой Л.И., действующей по доверенности в интересах Некрыловой М.Н., приобщено к материалам настоящего гражданского дела(л.д.20). В судебном заседании представитель заявителя Колчева Л.И., действующая на основании доверенности в интересах Некрыловой М.Н., полностью поддержала требования заявителя Некрыловой М.Н., ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении Некрыловой М.Н. Просит суд удовлетворить в полном объеме требования заявителя Некрыловой М.Н., изложенные в её заявлении, с учетом уточненного заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель заявителя Колчева Л.И. суду представила письменные возражения заявителя Некрыловой М.Н. на доводы администрации Грибановского городского поселения, действия (бездействие) которой оспариваются заявителем (л.д.140-151). Представитель администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Горлов О.В., действующий на основании доверенности (л.д.19), в судебном заседании признал все требования заявителя Некрыловой М.Н., изложенные в её заявлении и поддержанные в судебном заседании её представителем Колчевой Л.И. Считает, что при принятии решений администрацией Грибановского городского поселения, которые оспариваются Некрыловой М.Н., были допущены нарушения действующего законодательства, в связи с чем заявление Некрыловой М.Н. подлежит удовлетворению. Свидетель Суркова Т.В. в судебном заседании пояснила, что в администрацию Грибановского городского поселения обращалась Колчева Л.И. с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Некрыловой М.Н., как вдовы ветерана. Все необходимые документы Колчевой Л.И. были предоставлены в администрацию Грибановского городского поселения. Предоставлена справка о наличии в собственности у Некрыловой М.Н. жилого помещения без указания площади. Было принято постановление о постановке на очередь Некрылову М.Н. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании всех документов, было сформировано дело и направлено в Департамент труда и социальной политики г. Воронеж для рассмотрения. Все переговоры с Департаментом проводились в устной форме. Куратором с Департамента труда и социальной политики было устно дано разъяснение, о том, что у Некрыловой М.Н. имеется в собственности жилое помещение, и они не могут поставить её на очередь. Так же от Колчевой Л.И. поступало заявление о проведении обследования жилого помещения и дачи заключения. В результате обследования, комиссия дала заключение и не признала жилое помещение аварийным. Постановление о постановке на очередь Некрылову М.Н., в её адрес они не направляли, так как Колчева Л.И. об этом знала, ей было сообщено лично. Все остальные постановления и документы они не направили в срок, но позже выслали. Справку о том, что Некрылова М.Н. не проживает с 2006 года в принадлежащем ей доме, выдали на основании свидетельских показаний. Свидетель Носова И.В. пояснила в судебном заседании, что она работает заместителем главы администрации Грибановского городского поселения. Документы, о постановке Некрыловой М.Н. на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, рассматривали без неё. По данному обращению было принято постановление о постановке на очередь. Она лично возила документы в Департамент труда и социального развития. Так же, в администрацию Грибановского городского поселения поступало заявление об обследовании жилого помещения Некрыловой М.Н. Комиссией после обследования было принято решение, что дом подлежит реконструкции. Комиссия в составе 3 человек, выезжала на второй день после поступления заявления. Выяснилось, что была совершена сделка и этот дом куплен по договору купли - продажи другими людьми, но официально не оформлен. В администрацию Грибановского городского поселения приходил Горлов, которому была выдана доверенность совершение сделки купли-продажи, и приходила Духанина, кому была продана данная квартира. При проведении обследования во второй раз, Духанина в дом не пустила, но официальных документов на домовладение не предоставила. Выслушав участников процесса, свидетелей, заключение прокурора Болдыревой И.Н., полагавшей, что принятые администрацией Грибановского городского поселения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Некрыловой М.Н. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также заключение межведомственной комиссии администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес>, расположенного по <адрес>, пригодным для постоянного проживания, являются незаконными, в связи с чем заявление Некрыловой М.Н. подлежит удовлетворению в полном объеме, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечение членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ( в ред. Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) постановлено завершить обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах». Таким образом, на федеральном уровне принято решение обеспечить жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций их федерального бюджета. В судебном заседании установлено, что заявитель Некрылова М.Н. зарегистрирована по месту жительства по адресу: пгт. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью ПВС Грибановского РОВД в паспорте на имя Некрыловой М.Н. (л.д.8), является собственником 9/17 долей указанного домовладения, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60). Также установлено, что заявитель Некрылова М.Н. является инвалидом второй группы по общему заболеванию (инвалидность установлена пожизненно). Кроме того, она является ветераном Великой Отечественной войны (подпункт 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах»), а также вдовой инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается представленными суду доказательствами - документами на имя заявительницы Некрыловой М.Н.: удостоверением «Ветеран труда»; удостоверением ветерана ВОВ; удостоверениями к медалям: «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945гг.»; «Ветеран труда»; «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»; «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»; справкой о наличии инвалидности (л.д.9-10); а также другими доказательствами: свидетельством о браке Некрылова И.Т. и Постниковой М.Н. (л.д. 84); копией военного билета Некрылова И.Т. (л.д.86); копией удостоверения Некрылова И.Т.- ветерана-участника ВОВ (л.д.88), копией удостоверения Некрылова И.Т.- инвалида второй группы (л.д.88); копией свидетельства о смерти Некрылова И.Т. (л.д.88). В соответствии с действующим законодательством, на Некрылову М.Н, как на вдову инвалида Великой Отечественной войны, ветерана ВОВ, распространяются положения ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», и она, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий имеет право на обеспечение жильем. ДД.ММ.ГГГГ Некрылова М.Н. обратилась в администрацию Грибановского муниципального района с заявлением о проведении обследования ее дома, расположенного по адресу: <адрес>, и просила поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заявление Некрыловой Н.М. из администрации района переслали в администрацию Грибановского городского поселения, в полномочия которого, входит решение данного вопроса. После того, как Некрылова М.Н. представила в администрацию Грибановского городского поселения документы, подтверждающие её право на 9/17 долей дома, она вновь, уже ДД.ММ.ГГГГ, подала заявление об обследовании своего дома и о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Межведомственная комиссия Грибановского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ обследовала жилое помещение, где зарегистрирована и периодически проживала Некрылова М.Н.в присутствии ее представителя Колчевой Л.И., однако акта обследования не было составлено, с актом ни ее, ни её представителя Колчеву Л.И. не ознакомили. ДД.ММ.ГГГГ, Некрылова М.Н., как вдова ветерана, обратилась в администрацию Грибановского городского поселения с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.77) и предоставила необходимые документы (л.д.82-96). Администрацией Грибановского городского поселения заявление Некрыловой М.Н было рассмотрено, и ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о признании её в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается Постановлением администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99). Закон Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ №З «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» (принят Воронежской областной Думой ДД.ММ.ГГГГ) (с изменениями от 2 июля, 14 ноября ) ст. 6 обязывает органы местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии гражданина на учет, либо снятии с учета направить гражданину, подавшему заявление, уведомление о принятии на учет по установленной форме. Однако, в нарушение действующего законодательства администрацией Грибановского городского поселения, в установленный законом срок, в адрес Некрыловой М.Н. не было направлено уведомление установленной формы о принятии её на учет в качестве нуждающейся жилом помещении. Постановлением администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, Некрылова М.Н. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 1 ст. 56 ЖК РФ (без ссылки на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ) (л.д.53-54). При этом, в нарушение действующего законодательства, глава городского поселения Шепелев А.П., письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомил Некрылову М.Н., что на основании акта обследования жилого дома, расположенного по адресу: пгт. <адрес>, межведомственной комиссией было принято решение об отказе в признании её нуждающейся в жилом помещении (л.д.16). В качестве приложения к данному письму были приложены: копия акта обследования жилого помещения и копия заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (л.д.14-15). Копия постановления администрации о снятии Некрыловой М.Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также протокол заседания жилищной комиссии по данному вопросу ей не направлялись. Однако, согласно ч.2 ст. 56 ЖК РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Постановление администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствовало данной норме закона, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокурором Грибановского района Воронежской области в адрес Главы Грибановского городского поселения Шепелева А.П. был внесен протест с требованием об отмене как незаконного постановления № от 17.12. 2010г. «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (л.д.62). Постановлением администрации Грибановского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» внесены изменения в постановление администрации Грибановского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Некрыловой М.Н. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях (л.д.55). Согласно приложения к данному постановлению, указана причина снятия с учета Некрыловой М.Н. -п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ (л.д.56). Согласно п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Однако, постановление администрации Грибановского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях», также вынесено с нарушением требований ч.2 ст. 56 ЖК РФ, согласно которой, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые отсутствуют в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.55-56). Как установлено в судебном заседании, на основании акта обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.15), заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14, 51-52), администрацией Грибановского городского поселения было принято решение о снятии с учета Некрыловой М.Н. в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в связи с чем были вынесены оспариваемые заявителем Некрыловой М.Н. постановления администрации Грибановского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53-54) и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55-56). В своем заявлении Некрылова М.Н. просит признать заключение межведомственной комиссии Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома по <адрес> пригодным для постоянного проживания, незаконным. Основания для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрены статьей 51 ЖК РФ. Согласно пп.3 п.1 ст.51 ЖК РФ, основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти. Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Как следует из представленного суду заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания, дом, расположенный по <адрес>, подлежит капитальному ремонту и реконструкции, требуется подключение к газопроводу и необходимо обустройство санитарных удобств (л.д.14,51-52). Заключение межведомственной комиссии сделано на основании акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.15), в котором помимо установления фактов снижения уровня надежности дома в целом в связи с физическим износом указано, что «для обустройства жилого дома удобствами необходимо подключение к фасадному газопроводу, построить локальную систему водоснабжения, обустроить санитарный узел, провести работы по утеплению наружных стен, выполнить водоотведение ливневых вод от фундамента здания, сделать отмостку, отремонтировать холодный коридор». Однако, как установлено в судебном заседании заключение межведомственной комиссии администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания (л.д.14,51-52), принятое на основании ею же проведенного обследования, сделано с нарушением, так как не содержит полной и достоверной информации о фактическом состоянии объекта недвижимости, то есть о жилом <адрес> Выводы о пригодности дома к проживанию и необходимости проведения капитального ремонта сделаны на основании субъективных мнений участников обследования, какие-либо ссылки на нормативный акт, которым руководствовались члены комиссии, в заключении отсутствуют. В нарушении п. 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при проведении обследования жилого дома, принадлежащего Некрыловой М.Н, межведомственная комиссия не привлекла к участию в работе комиссии собственника жилого дома- Некрылову М.Н., обладающую правом совещательного голоса. Согласно содержания пунктов 7, 44 Положения следует, что при проведении процедуры оценки соответствия помещения установленным требованиям, межведомственная комиссия вправе привлекать экспертов, которые при принятии заключения, обладают правом решающего голоса. Как установлено в судебном заседании, при осуществлении оценки дома Некрыловой М.Н., межведомственная комиссия не привлекла к участию в своей работе квалифицированных специалистов- экспертов, обладающих специальными познаниями в области технических наук, тем самым приняло неправильное решение. В соответствии с Приказом Минрегионразвития от 30. 12.2009 г. № «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» с 01.07 2010г. действия по техническому контролю должны сопровождаться наличием Свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Такие специалисты при обследовании не были привлечены при обследовании жилого <адрес>. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям регламентируется п. 44 Положения, при этом включает помимо приема заявления: -определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; -определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания, пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; -работа комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; -составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные требования администрацией Грибановского городского поселения при решении вопроса о признании жилого <адрес> пригодным (непригодным) для постоянного проживания, также не были соблюдены. В силу п.12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения, непригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» отсутствие водоснабжения и канализации в одно - двухэтажных домах в поселениях с централизованными инженерными сетями дает основание считать такой дом не соответствующим требованиям которым должно отвечать жилое помещение. Кроме того, как установлено в судебном заседании оспариваемое заявителем Некрыловой М.Н. заключение о признании жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, составлено неправомочным составом межведомственной комиссии, состоящей из пяти человек, двое из которых ( Кривко В.П., Овчинникова Т.В.) не являются членами межведомственной комиссии, назначенной администрацией Грибановского городского поселения, что подтверждается приложением к постановлению администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № о составе межведомственной комиссии (л.д.49) и Постановлением администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (л.д.50). В связи с тем, что оспариваемое заключение межведомственной комиссии администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес>, расположенного по <адрес>, составлено не правомочным составом межведомственной комиссии и в нарушении требований Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, суд считает, что есть все основания признать данное заключение незаконным. Учитывая, что Постановления администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях» и от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях», также вынесены с нарушением требований ч.2 ст. 56 ЖК РФ, согласно которой, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые отсутствуют в данных Постановлениях, а также вынесены на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГг.о признании жилого дома пригодным (непригодным) для постоянного проживания, составленного в нарушении требований действующего законодательства, суд считает, что есть все основании признать данные постановления администрации Грибановского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными. Как установлено в судебном заседании, заявитель Некрылова М.Н. ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, что подтверждается Постановлением администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99), а затем незаконно была снята с учета, чем были нарушены её законные права и интересы, в связи с чем, суд считает, необходимым обязать Администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района поставить Некрылову Марию Никитичну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, в заявлении заявитель Некрылова М.Н. просит суд, признать бездействие администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района по ненаправлению в установленный ст. 52, 54 ЖК РФ срок решения по обращению гражданина РФ Некрыловой Марии Никитичны, незаконным и обязать Администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района устранить допущенное нарушение. В соответствии с действующим законодательством, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Однако, администрацией Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии нарушений при принятии оспариваемых заявителем Некрыловой М.Н. решений и законности принятых решений. В судебном заседании представитель администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Горлов О.В., действующий на основании доверенности, признал все требования заявителя Некрыловой М.Н., изложенные в её заявлении и поддержанные в судебном заседании её представителем Колчевой Л.И., а также пояснил, что при принятии решений администрацией Грибановского городского поселения, которые оспариваются Некрыловой М.Н., были допущены нарушения действующего законодательства. Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 67, 167, 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать Постановление Администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях» и Постановление Администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учёта граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях», в части снятия Некрыловой Марии Никитичны с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконным и обязать Администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района поставить Некрылову Марию Никитичну на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признать заключение межведомственной комиссии Администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес>, расположенного по <адрес>, пригодным для постоянного проживания, незаконным. Признать бездействие Администрации Грибановского городского Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10-ти дневный срок со дня вынесения решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 19 апреля 2011 года. Пред-щий: п/п Копия верна: Судья: Секретарь:
поселения Грибановского муниципального района по ненаправлению в
установленный ст. 52, 54 ЖК РФ срок решения по обращению гражданина
РФ незаконным и обязать Администрации Грибановского городского
поселения Грибановского муниципального района устранить допущенное
нарушение (л.д.4-6).
В судебном заседании данные обстоятельства установлены, доводы заявителя Некрыловой М.Н. в этой части подтвердились, в связи с чем заявление Некрыловой М.Н. в этой части подлежат удовлетворении.
Такие обстоятельства в судебном заседании были установлены, так как незаконными действиями (бездействием) администрации Грибановского городского поселения, которые оспариваются заявителем Некрыловой М.Н., были нарушены её законные права и интересы, в связи с чем заявление Некрыловой М.Н. подлежит удовлетворению.
поселения Грибановского муниципального района по ненаправлению в
установленный ст. 52, 54 ЖК РФ срок решения по обращению гражданина
РФ Некрыловой Марии Никитичны, незаконным и обязать Администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района устранить допущенное
нарушение.