Решение от 28.06.11



2-339 РЕШЕНИЕ
                                           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Грибановский                                                                                            28 июня 2011 года

Грибановский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Хныкина В.Т.,

с участием помощника прокурора Грибановского района Болдыревой И.Н.,

представителя третьего лица, администрации Грибановского муниципального района

Воронежской области Суховерхова Алексея Станиславовича, действующего на основании доверенности,

при секретаре Труфановой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Грибановского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Грибановская НОШ» об оспаривании п.п. 1.4, 4.2.13, 4.2.14, 4.2.15, 4.3.4, 6.1, 6.5 Устава МОУ «Грибановская НОШ»,

                                                       

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Грибановского района Воронежской области обратился в суд с иском, указывая, что постановлением администрации Грибановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав МОУ «Грибановская НОШ», отдельные положения которого не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Так, согласно п. 1.4 Устава МОУ, учреждение вправе по согласованию с учредителем вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную настоящим Уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 47 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его Уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям

Данное обстоятельство требует приведения п. 1.4 Устава в соответствие с действующим федеральным законодательством.

Также, в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Устава требование обязательности начального общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 10, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Устава предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - 10 лет. Данное положение Устава не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, согласно ст. 19 ч. 1, ч. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Общее образование является обязательным.

На основании ст. 19 ч. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Нормативные срокиосвоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом.

Так, согласно п.п. 32-33 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 - 6 лет);

третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года). Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

Указанное обстоятельство требует приведения п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Устава в соответствие с действующим законодательством, так как предельный возраст обучающихся для получения первой ступени образования не может быль ограничен десятилетним возрастом.

Кроме того, согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Устава по согласованию с родителями (законными представителями) и учредителем обучающийся, достигший возраста 10 лет, может оставить учреждение.

Данное положение Устава не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, согласно ст. 19 ч. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

Указанное обстоятельство требует приведения п. ДД.ММ.ГГГГ Устава в соответствие с действующим законодательством.

Также, в соответствии с п. 4.3.4 Устава решение педагогического совета школы об исключении принимается в присутствии обучающегося и его родителей (законных представителей). Решение об исключении обучающегося доводится до него и его родителей (законных представителей) в трехдневный срок.

Данное положение Устава не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

На основании ст. 19 ч. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Указанное обстоятельство требует приведения п. 4.3.4 Устава в соответствие с действующим законодательством.

Кроме того, согласно п. 6.1 Устава, участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители) и педагогические работники. При приеме детей в учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Однако, в ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» установлены требования к содержанию Устава образовательного учреждения, содержащие перечень обязательных положений, подлежащих включению в Устав учреждения. Так в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в том числе и права участников образовательного процесса.

Также, на основании ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства в Уставе образовательного учреждения не закреплены (не определены) меры социальной поддержки педагогических работников учреждения, в том числе не закреплено право на прохождение их профессиональной переподготовки.

Вместе с тем, согласно ст. 16 ч. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Указанные обстоятельства требуют приведения Устава в соответствие с действующим законодательством.

Согласно п. 6.5 Устава к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ.

Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ. Данное положение Устава не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с требованиями ст. 53 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.

На основании ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Таким образом, п. 6.5 Устава необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.

        В связи с этим прокурор просит суд признать незаконными пункты п.п. 1.4, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 4.3.4, 6.1, 6.5 Устава МОУ «Грибановская НОШ» и обязать учреждение привести его в соответствие с требованиями федерального законодательства.

        В судебном заседании пом. прокурора Болдырева И.Н. заявленные требования поддержала и показала, что указанные положения Устава МОУ «Грибановская НОШ», противоречат нормам федеральных законов, нарушают права учащихся и педагогических работников общеобразовательного учреждения.

        Представитель ответчика в суд не явился. При этом в суд представлено заявление директора МОУ «Грибановская НОШ» Поповой В.Ф., в котором она просит суд рассмотреть настоящее гражданское дело в ее отсутствие, против исковых требований прокурора не возражает.

        Представитель третьего лица, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Суховерхов А.С. иск прокурора признал полностью и пояснил, что указанные в исковом заявлении пункты Устава подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством.     

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 47 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его Уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям

Согласно ст. 19 ч. 1, ч. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Общее образование является обязательным.

На основании ст. 19 ч. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Нормативные срокиосвоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом.

Так, согласно п.п. 32-33 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 - 6 лет);

третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года). Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

Согласно ст. 19 ч. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

На основании ст. 19 ч. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Кроме того, в ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» установлены требования к содержанию Устава образовательного учреждения, содержащие перечень обязательных положений, подлежащих включению в Устав учреждения. Так в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в том числе и права участников образовательного процесса.

На основании ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства в Уставе образовательного учреждения не закреплены (не определены) меры социальной поддержки педагогических работников учреждения, в том числе не закреплено право на прохождение их профессиональной переподготовки.

Согласно ст. 16 ч. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Согласно п. 6.5 Устава к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ.

Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ. Данное положение Устава не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с требованиями ст. 53 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.

На основании ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Таким образом, п.п. 1.4, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 4.3.4, 6.1, 6.5 Устава МОУ «Грибановская НОШ» необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.

В связи с выше изложенным, суд находит, что исковое заявление прокурора Грибановского района Воронежской области к МОУ «Грибановская НОШ», в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными пункты 1.4, 4.2.13, 4.2.14, 4.2.15, 4.3.4, 6.1, 6.5 Устава МОУ «Грибановская НОШ» Грибановского муниципального района Воронежской области, утвержденного постановлением администрации Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать МОУ «Грибановская НОШ» Грибановского муниципального района Воронежской области привести пункты 1.4, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 4.3.4, 6.1, 6.5 Устава образовательного учреждения в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10-дневный срок.

Председательствующий:                                   п/п

Копия верна:

Судья:

Секретарь: