Дело № 2- 615/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пгт. Грибановский 06 декабря 2011 года Грибановский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Асташова А.Н., с участием помощника прокурора Грибановского района Воронежской области Болдыревой И.Н., представителя ответчика - администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Горлова О.В., действующего на основании доверенности, при секретаре Алехиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Грибановского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Грибановского района Воронежской области на основании ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, к администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о понуждении к совершению действий. В исковом заявлении указано, чтопрокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ с привлечением старшего инспектора ОГИБДД ОМВД России по Грибановскому району Воронежской области по заявлению Кургузовой Л.В., проживающей по адресу: <адрес>, проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения, в части своевременного проведения ремонта и содержания дорог на территории муниципального образования - Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. В п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, указывается, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. В силу требований п.п. 5, 21 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» следует, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, ремонту, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Как следует из положений ст. 13 ч.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Статья 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Согласно требованиям статей 17, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221) установлен перечень требований, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружного освещения. Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Согласно пунктам 3.1. и 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц городов и других населенных пунктов, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15,0 см, ширине 80,0 см и глубине 5,0 см. Однако проведенная проверка показала, что органом местного самоуправления возложенные законом обязанности в указанной сфере правоотношений грубо игнорируются и не исполняются. <адрес> является одной из центральных улиц поселка, ненадлежащее состояние которой создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу населения пгт. Грибановский. Установлено, что в осенний период 2011 г. участок дороги по <адрес> до <адрес> протяженностью около 700 метров пришел в непригодное для эксплуатации состояние и в настоящее время не отвечает предъявленным требованиям. В распутицу дорога становится непроезжей. Проезжая часть автомобильной дороги на вышеуказанной улице на момент проверки имела значительные просадки и деформации в различных ее участках. Автомобильная дорога по <адрес> до <адрес> протяженностью около 700 метров нуждается в ремонте (ввиду наличия многочисленных просадок, деформаций, ям различного размера) так как не соответствуют требованиям ГОСТ Р5 05 97-93. Согласно Устава Грибановского городского поселения к числу полномочий администрации данного муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.7 Устава). В силу вышеприведенной правовой нормы действующего законодательства, именно администрация Грибановского городского поселения является юридическим лицом, ответственным за состояние и содержание (в соответствии с требованиями ГОСТ Р5 05 97-93 «Автомобильные дороги и улицы») всех внутрипоселковых автомобильных дорог пгт. Грибановский. В результате непринятия своевременных мер, направленных на реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильной дороги по <адрес> до <адрес> протяженностью около 700 метров возникла ситуация, исключающая безопасное движение пешеходов и автомобильного транспорта. Выявленные нарушения эксплутационного состояния внутрипоселковой автомобильной дороги общего пользования пгт. Грибановский, расположенной на улице <адрес> от <адрес> до <адрес>, не только создают неудобства жителям пгт. Грибановский и остальным участникам дорожного движения, но также не обеспечивают их надлежащую безопасность и создают угрозу их жизни и здоровью. При этом, в настоящее время создаются условия для совершения дорожно-транспортных происшествий, ставятся под угрозу жизнь и здоровье пользователей автомобильной дороги. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В исковом заявлении, прокурор просит суд,обязать администрацию Грибановского городского поселения устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно привести полотно части автомобильной дороги по улице ия безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 4-8). В судебном заседании помощник прокурора Грибановского района Болдырева И.Н. поддержала, уточнила исковые требования и пояснила, что обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, она полностью подтверждает. С учетом уточненных требований, просит суд, обязать администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно привести проезжую части автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> протяженностью около 700 метров в соответствие с требованиями п.3.1 Государственного стандарта «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что иск прокурором заявлен обоснованно, исковые требования необходимо удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Горлов О.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил в судебном заседании, что участок проезжей части дороги по <адрес> от <адрес> до №, грунтовой без добавления щебеночно- гравийных материалов. В соответствии с Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № содержание грунтовой дороги предполагает профилировку. Указанные в исковом заявлении требования администрация Грибановского городского поселения в настоящее время выполнить не может из-за отсутствия финансовых средств. Работы по приведению в нормальное состояние проезжей части улиц пгт. Грибановский, в том числе и <адрес>, будут проведены с наступлением весенне-летнего периода. Представитель ОГИБДД ОМВД России по Грибановскому району, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд считает, в соответствие со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрение дела возможно в отсутствие не явившегося представителя ОГИБДД ОМВД России по Грибановскому району. Свидетель Кургузова Л.В. в судебном заседании показала, что она является жительницей <адрес>, где имеется дорога непригодная ни для проезда автомобилей, ни для ходьбы. Одна часть дороги асфальтирована, а другая нет. Другую половину <адрес> от <адрес> до <адрес> трудом можно назвать дорогой. Весной и осенью она напоминает болото, здесь не проложено асфальта. Зимой практически не расчищают, летом - пыль с дороги не успевает оседать после каждого проезда автомобиля. Скорая помощь пробирается с трудом. По поводу приведения проезжей части улицы в нормальное состояние, жители <адрес> неоднократно обращались к руководству района и городского поселения. Указанную дорогу необходимо засыпать хотя бы щебнем. Заслушав стороны, свидетеля, исследовав представленные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает иск обоснованным и подлежащем удовлетворению по следующим основаниям. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. В п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, указывается, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. В силу требований п.п. 5, 21 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, ремонту, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Статья 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Согласно требованиям статей 17, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221) установлен перечень требований, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружного освещения. Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Согласно пунктам 3.1. и 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 проезжая часть дорог и улиц городов и других населенных пунктов, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Грибановского района установлено, что органом местного самоуправления возложенные законом обязанности в указанной сфере правоотношений грубо игнорируются и не исполняются. <адрес> является одной из центральных улиц поселка, ненадлежащее состояние которой создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу населения пгт. Грибановский. Установлено, что в осенний перио<адрес>. участок проезжей части дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> протяженностью около 700 метров пришел в непригодное для эксплуатации состояние и в настоящее время не отвечает предъявленным требованиям. В распутицу дорога становится непроезжей. Проезжая часть дороги на вышеуказанной улице на момент проверки имела значительные просадки и деформации в различных ее участках, именно, участок проезжей части дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> протяженностью около 700 метров нуждается в ремонте (ввиду наличия многочисленных просадок, деформаций, ям различного размера) так как не соответствуют требованиям ГОСТ Р5 05 97-93. Данные обстоятельства подтверждены актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11), приобщенными фотографиями к акту проверки (л.д.15-25), объяснением заместителя главы администрации Грибановского городского поселения Носовой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14), перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения (л.д. 27-29), изменениями в устав Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района <адрес> (л.д. 30-34), а также показаниями свидетеля. Согласно Устава Грибановского городского поселения к числу полномочий администрации данного муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.7 Устава). В силу вышеприведенной правовой нормы действующего законодательства, именно администрация Грибановского городского поселения является юридическим лицом, ответственным за состояние и содержание (в соответствии с требованиями ГОСТ Р5 05 97-93 «Автомобильные дороги и улицы») всех внутрипоселковых автомобильных дорог пгт. Грибановский. В результате непринятия своевременных мер, направленных на реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> протяженностью около 700 метров возникла ситуация, исключающая безопасное движение пешеходов и автомобильного транспорта. Выявленные нарушения эксплутационного состояния внутрипоселковой автомобильной дороги общего пользования пгт. Грибановский, расположенной на улице <адрес> от <адрес> до <адрес>, не только создают неудобства жителям пгт. Грибановский и остальным участникам дорожного движения, но также не обеспечивают их надлежащую безопасность и создают угрозу их жизни и здоровью. При этом, в настоящее время создаются условия для совершения дорожно-транспортных происшествий, ставятся под угрозу жизнь и здоровье пользователей автомобильной дороги. В соответствии с п.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Исследовав представленные доказательства, суд считает, требования прокурора района являются обоснованными, и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействие администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района ставят под угрозу жизнь и здоровье пользователей автомобильных дорог в пгт. Грибановский, при этом, выявленные нарушения не только создают неудобства жителям пгт. Грибановский и остальным участникам дорожного движения, но также не обеспечивает их надлежащую безопасность и создают угрозу их жизни и здоровью. Представителем ответчика- администрации Грибановского городского поселения, в судебном заседании не представлено каких-либо доказательств, опровергающих обоснованность заявленных прокурором исковых требований и выявленных нарушений действующего законодательства, а также представителем ответчика не представлено доказательств, на основании которых в удовлетворении иска может быть отказано. Доводы представителя ответчика о том, что исковые требования не могут быть выполнены в связи с отсутствием финансовых средств в администрации Грибановского городского поселения, суд находит несостоятельными и считает, что данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 193-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.п. 5, 21 ч.1 ст. 14 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 3,14,17,18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», ст. ст. 12,56, 64, 167,194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес> к администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района <адрес> о понуждении к совершению действий, удовлетворить. Обязать администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района <адрес> устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно привести проезжую части автомобильной дороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> протяженностью около 700 метров в соответствие с требованиями п.3.1 Государственного стандарта «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10-ти дневный срок. Пред-щий: п/п Копия верна: Судья: Секретарь: