2-107/2012 РЕШЕНИЕ пгт Грибановский ДД.ММ.ГГГГ Грибановский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Протасовой Л.В., с участием помощника прокурора Грибановского района Болдыревой И.Н., при секретаре Маковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Грибановского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету народных депутатов Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области об оспаривании решения представительного органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ Советом народных депутатов Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области принято решение № «О правилах благоустройства и содержания территории Новомакаровского сельского поселения», которым в качестве приложения утверждены Правила благоустройства территории Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района (далее Правила). Согласно п. 8.11 раздела 8 «Общие положения об организации уборки территории сельского поселения» уборка территорий, прилегающих к частному домовладению, осуществляется собственниками строений по периметру огражденного участка земли либо в створе, до проезжей части дороги на расстоянии 5 метров. Однако положения данного пункта противоречат действующему законодательству, поскольку предоставляют органам местного самоуправления полномочия устанавливать в отношении граждан и организаций, не являющимися органами муниципальной власти и не находящимися в муниципальной собственности, обязанности по уборке, содержанию и ремонту имущества не принадлежащего им. В связи с этим прокурор просит суд признать недействующим с момента принятия п. 8.11 раздела 8 «Общие положения об организации уборки территории сельского поселения» Правил благоустройства и содержания территории Новомакаровского сельского поселения и обязать Совет народных депутатов Новомакаровского сельского поселения привести Правила в соответствие с требованиями федерального законодательства. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные иску. Представитель Совета народных депутатов Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, но предоставил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Представитель администрации Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о дате, времени месте рассмотрения дела. Суд полагает, что рассмотрение возможно по имеющимся доказательствам. Выслушав участвующую сторону, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, расположенных в границах населенных пунктов поселения являются вопросами местного значения поселения. В силу ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и приобретения» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Согласно ст. 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Пунктом 8.11 раздела 8 «Общие положения об организации уборки территории сельского поселения» определено, что уборка территорий, прилегающих к частному домовладения, осуществляется собственниками строений по периметру огражденного участка земли либо в створе, до проезжей части дороги на расстоянии 5 метров. При этом, исходя из ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 ГК РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания, принадлежащего ему имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством. Статья 71 Конституции РФ гласит, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами. Оспариваемая норма возлагает на собственников частных домовладений обязанность по уборке не принадлежащего им имущества - прилегающей к домовладению территории. Вместе с тем понятие «прилегающая территория» действующее федеральное законодательство не раскрывает. Таким образом, имеющаяся в Правилах норма, определяющая понятие прилегающей территории допускает возможность неограниченного усмотрения ее в правоприменении. Так, оспариваемой нормой не учитывается интенсивность движения пешеходов по прилегающей территории, расположение частных домовладений по отношению к местам массового посещения людей (рынкам, магазинам, торговым центрам, зонам отдыха). Кроме того, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не возлагают на собственников обязанностей по содержанию и уборке прилегающей к домовладению территории. При таких обстоятельствах, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 258, 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Грибановского района Воронежской области удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия п. 8.11 раздела 8 «Общие положения об организации уборки территории сельского поселения» Правил благоустройства и содержания территории Новомакаровского сельского поселения, утвержденных решением Совета народных депутатов Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Совет народных депутатов Новомакаровского сельского поселения Грибановского муниципального района устранить допущенные нарушения законодательства, путем приведения Правил в соответствие с требованиями федерального законодательства. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в месячный срок. Председательствующий: Л.В. ПРОТАСОВА Копия верна: Судья: Секретарь:
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ