Решение от 19.03.2012



Дело                      

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Грибановский                                                                                           19 марта 2012 года

          Грибановский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Дорофеевой Э.В.,

с участием заявителя Дунаевой Е.А.,

представителя администрации Малогрибановского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Окуневой А.Ю. по доверенности,

заинтересованного лица, заместителя главы администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Пищугина А.В.,

при секретаре Лариной В.П.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Дунаевой Елены Алексеевны об оспаривании действий (бездействия) администрации Малогрибановского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области,

УСТАНОВИЛ:

Дунаева Е.А. обратилась в суд с заявлением, указывая, что на <адрес> <адрес> находятся 10 многоквартирных жилых домов, в одном из которых находится квартира, принадлежащая ей на праве собственности. Дома с момента постройки в 1979 году никем не обслуживаются, нуждаются в капитальном ремонте. Нуждаются в капитальном ремонте и коммуникации (водопровод, канализация). Правительством РФ утверждена федеральная Программа капитального ремонта жилья, на которую выделены средства из Федерального бюджета. Глава Малогрибановского сельского поселения Мельникова Л.А. не организовала работу по оформлению документов для включения многоквартирных домов села Малая Грибановка в эту федеральную программу, не приняла мер по выбору управляющей компании для обслуживания домов

По данным вопросам она неоднократно обращалась к главе администрации Малогрибановского сельского поселения. Собственники жилых помещений не могут определиться со способом управления домами. Для проведения собрания нужен кворум, а собственники некоторых квартир отсутствуют. Их местонахождение неизвестно. Есть дома, в которых из 4 собственников в наличии только один.

ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Малогрибановского сельского поселения устно ей был дан ответ, что заместитель главы администрации Грибановского муниципального района Пищугин А.В. официально разъяснил, что спорные дома находятся в частной собственности, поэтому их включение в Федеральную программу капитального ремонта жилья не предусмотрено. Это разъяснение нарушает ее права, наносит вред принадлежащему ей имуществу.

ДД.ММ.ГГГГ она направила официальное письменное заявление на имя главы администрации Малогрибановского сельского поселения, в котором просила сообщить о действиях администрации поселения по оформлению и направлению документов с целью включения десяти многоквартирных жилых домов <адрес> в федеральную программу проведения капитального ремонта жилых домов; по выбору управляющей компании для обслуживания многоквартирных домов в селе Малая Грибановка.

В соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом, то орган местного самоуправления должен провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для дома. В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации определяют состав общего имущества (п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Эта работа органом местного самоуправления не проводилась, от выполнения своих обязанностей администрация уклонилась. Десять домов по <адрес> в <адрес> «не частные дома»,это многоквартирные дома, квартиры в которых переданы бывшим собственником, колхозом «Память Ленина», без проведения капитального ремонта.

Бездействием должностных лиц, неисполнением обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, нарушены права граждан, проживающих в этих домах: право на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг (в частности, по содержанию и ремонту общего имущества, технической эксплуатации дома).

Просит суд удовлетворить заявление об оспаривании действий (бездействия) заместителя главы администрации Грибановского муниципального района и главы администрации Малогрибановского сельского поселения.

Признать незаконным устное разъяснение заместителя главы администрации о том, что жилой дом, в котором она проживает, не подпадает под действие федеральной программы капитального ремонта жилья из-за нахождения дома в частной собственности.

Признать незаконными отказ в оформлении и направлении документов с целью включения многоквартирных домов <адрес> в федеральную программу проведения капитального ремонта, а также непринятие мер по выбору управляющей компании для обслуживания многоквартирных домов в селе Малая Грибановка.

            Обязать главу администрации Малогрибановского сельского поселения Грибановского муниципального района в срок, установленный судом, принять меры:

     - по организации ремонта системы водоснабжения и водоотведения по <адрес>;

     - по оформлению документов с целью включения многоквартирных домов села Малая Грибановка в федеральную программу проведения капитального ремонта;

    - по выбору управляющей компании для обслуживания многоквартирных домов в селе Малая Грибановка.

В порядке ст. 39 ГПК РФ Дунаева Е.А. уточнила заявление, указав, что входе рассмотрения дела были выявлены обстоятельства, которые потребовали уточнения.

            Постановлением Правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы Воронежской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Такими условиями являются:

1. достижение (превышение) многоквартирным домом (его отдельными конструкциями, элементами, инженерными системами) предельного срока эффективной эксплуатации после года сдачи многоквартирного дома в эксплуатацию (после года проведения последнего комплексного капитального ремонта), установленного законодательством Российской Федерации;

2. нахождение многоквартирного дома на сформированном в установленном законодательством порядке и поставленном на государственный кадастровый учет земельном участке;

3. наличие копии технического паспорта многоквартирного дома, заверенной органом, осуществляющим техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, с учетом внесенных в него изменений после проведения капитального ремонта многоквартирного дома;

4. собственниками помещений в многоквартирном доме выбран и реализован один из способов управления многоквартирным домом: управление товариществом собственников жилья (жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) или управление управляющей организацией.

5. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме приняты решения:

- об утверждении видов работ по капитальному ремонту и объемах планируемых работ с учетом, что при проведении капитального ремонта конструкций и инженерных систем в составе общего имущества многоквартирного дома будет произведен ремонт или замена не менее 50 процентов площади каждой конструкции и не менее 50 процентов протяженности инженерной системы;

- о стоимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома, включая разработку проектной документации для капитального ремонта и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, - проведение государственной экспертизы проектной документации;

- о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья (жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива) либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома;

- о сроке начала капитального ремонта;

- о порядке долевого финансирования капитального ремонта собственниками жилых помещений в многоквартирном доме.

Пункты 2, 4, 5 применительно к дому по <адрес> не реализованы. Орган местного самоуправления не принимал и не принимает мер по их реализации.

Земельный участок, на котором расположен дом, на государственный кадастровый учет не поставлен, несмотря на то, что участок был сформирован до введения в действие ЖК РФ, при сдаче дома в эксплуатацию. Повторно экспликация проводилась БТИ в 1994 году. Номинальноземля находится в собственности публично-правового образования.

Собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран и не реализован ни один из способов управления многоквартирным домом. До недавнего времени из четырех собственников помещений в ее доме проживало два. Они не были правомочны проводить общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Местонахождение других собственников неизвестно.

До настоящего времени орган местного самоуправления не выбрал управляющую организацию. Не определен состав общего имущества дома и, соответственно, доли каждого собственника пропорционально размеру общей площади помещения собственника. Определение общего имущества необходимо для проведения органом местного самоуправления конкурса по отбору управляющей организации.

Из-за непринятия мер по выбору управляющей организации для выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений, нанесен вред общему имуществу дома, нарушено нормальное водоснабжение, не заключены договоры на предоставление услуг канализации и по вывозу твердых бытовых отходов. Она и члены ее семьи вынуждены нести расходы по содержанию и ремонту жилого помещения, общего имущества дома, расходы на обслуживание системы водоснабжения и канализации, и при этом лишены возможности получать компенсацию за оплату этих коммунальных услуг.

Просит суд признать незаконными:

- непринятие мер по оформлению и направлению документов по формированию в установленном законом порядке по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под домом по <адрес> с целью выполнения условий включения многоквартирных домов в селе Малая Грибановка в федеральную и региональную программу по проведению капитального ремонта;

- непринятие мер (решения) по определению состава общего имущества дома <адрес> и, соответственно, доли каждого собственника, пропорционально размеру общей площади помещения собственника;

- непринятие мер (решения) по выбору управляющей компании для обслуживания многоквартирного дома в селе <адрес>

Обязать главу администрации Малогрибановского сельского поселения Грибановского муниципального района в срок, установленный судом:

1. принять меры по оформлению и направлению документов по формированию земельного участка под домом по <адрес> в установленном законом порядке и по постановке его на государственный кадастровый учет;

2. принять решение о составе общего имущества дома по <адрес> и доли каждого собственника пропорционально размеру общей площади помещения собственника;

3. выбрать управляющую организацию для обслуживания многоквартирного дома по <адрес>

4. принять меры по организации ремонта системы водоснабжения и водоотведения по <адрес> и заключению жильцами договоров на получение услуг по водоснабжению и водоотведению;

5. разработать муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов;

6. принять меры по оформлению заявки на предоставление финансовой поддержки (за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ) на капитальный ремонт дома <адрес>

В судебном заседании Дунаева Е.А. отказалась от обжалования действий главы администрации Грибановского муниципального района Пищугина А.В., а также от требований обязать администрацию Малогрибановкого сельского поселения принять меры по оформлению заявки на предоставление финансовой поддержки (за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ) на капитальный ремонт дома <адрес> Судом принят отказ от этих требований, поскольку отказ не противоречит закону, не нарушает чьих-либо законных прав и интересов.

Представитель заинтересованного лица, администрации Малогрибановского сельского поселения Окунева А.Ю., выступающая по доверенности, полностью признала требования, указанные в заявлении. Пояснила, что у администрации поселения очень маленький бюджет, тем не менее, будут приниматься все возможные меры по включению жилых домов в с. М.Грибановка в федеральную программу капитального ремонта жилья, по выбору управляющей компании, постановке земельного участка, на котором находятся дома, на кадастровый учет.

Заместитель главы администрации Грибановского муниципального района Пищугин А.В. в судебном заседании показал, что к нему действительно обращалась глава администрации Малогрибановского сельского поселения по вопросу о включении 10 многоквартирных жилых домов, расположенных на <адрес>, в федеральную программу капитального ремонта. Устно он пояснил ей, что эти дома не могут быть включены в долевое софинансирование капитального ремонта потому, что они не находятся в реестре муниципальной собственности. Считает, что постановка на кадастровый учет земельного участка, на котором находится дом, прямая обязанность местной администрации, и она должна быть исполнена в кратчайшие сроки. Полагает, что выбрать управляющую организацию для обслуживания многоквартирного <адрес> невозможно из-за отсутствия ТСЖ. Водоснабжением жителей <адрес> занимается ООО «МПО», соучредителем которой является Малогрибановская сельская администрация. Договоры на получение услуг по водоснабжению с жильцами в 2011 году были заключены.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, заявление Дунаевой Е.А. об обжаловании действий (бездействия) администрации Малогрибановского сельского поселения подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п.4 ст. 14), организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.18), утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений (п.19), утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п.20).

Как установлено в судебном заседании, закрепленные законом полномочия администрацией сельского поселения не выполняются: земельный участок, на котором расположен жилой <адрес>, на кадастровый учет не поставлен, меры по организации ремонта системы водоснабжения и водоотведения не принимаются, договоры на получение услуг по водоснабжению и водоотведению с жильцами на 2012 год не заключены.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В силу п.9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

Согласно п.4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 настоящей статьи (п.7 ст. 161 ЖК РФ).

Исходя из требований п.п. «в» ч.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ состав общего имущества определяется органами местного самоуправления в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Администрацией Малогрибановского сельского поселения работа по определению состава общего имущества и по определению способа управления многоквартирным домом не проводилась.

Правительством РФ утверждена Программа капитального ремонта, на которую выделены средства из Федерального бюджета. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Глава сельского поселения не организовала работу по направлению документов для включения многоквартирных домов <адрес> в федеральную программу по капитальному ремонту жилья. Бездействием должностных лиц Малогрибановской сельской администрации, неисполнением обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми актами, нарушено право заявителя на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг.

Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

                                                    

РЕШИЛ:

Заявление Дунаевой Елены Алексеевны удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Малогрибановского сельского поселения Грибановского муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению и направлению документов по формированию земельного участка, на котором расположен <адрес> в установленном законом порядке и по постановке его на кадастровый учет; непринятие мер по определению состава общего имущества <адрес> и определении доли каждого собственника; непринятие мер по выбору управляющей компании для обслуживания многоквартирного <адрес>.

         Обязать администрацию Малогрибановского сельского поселения Грибановского муниципального района <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оформлению и направлению документов по формированию земельного участка под домом по <адрес> в установленном законом порядке и по постановке его на государственный кадастровый учет; принять меры по организации ремонта системы водоснабжения и водоотведения и заключению жильцами <адрес> договоров на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению.

Обязать администрацию Малогрибановского сельского поселения Грибановского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять решение о составе общего имущества <адрес> и доли каждого сособственника пропорционально размеру общей площади помещения собственника; выбрать управляющую организацию для обслуживания многоквартирного <адрес>, разработать муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в селе <адрес>

      Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п                                                                     Э.В.Дорофеева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна: Судья:

Секретарь: