2-93/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пгт Грибановский 27 марта 2012 года Грибановский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Э.В., с участием помощника прокурора Грибановского района Болдыревой И.Н., представителя заинтересованного лица, администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Крылова В.М. по доверенности, представителя третьего лица, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Меремьяниной М.Н. по доверенности, при секретаре Лариной В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Грибановского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным и понуждении к исполнению требований закона, УСТАНОВИЛ: Прокурор Грибановского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, указывая следующее. Во исполнение Приказа Генеральной прокуратуры РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на борьбу с наркоманией, в Грибановском городском поселении Грибановского муниципального района. В результате выявлено, что в нарушение требований Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российский Федерации до 2020 года» антинаркотический план на 2012 год в Грибановском городском поселении не разработан и не утвержден. В результате бездействия органа местного самоуправления на территории муниципального образования какие-либо мероприятия по профилактике немедицинского потребления наркотиков не проводятся. Просит признать бездействие органа местного самоуправления незаконным и обязать администрацию поселения в течение месяца после вступления решения суда в законную силу разработать соответствующий план мероприятий. В судебном заседании помощник прокурора Грибановского района Болдырева И.Н. подтвердила доводы, изложенные в заявлении, просит заявление удовлетворить. Представитель администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Крылов В.М., выступающий по доверенности, считает требования прокурора необоснованными, просит отказать в удовлетворении заявления. Считает, что прокурор должен был обратиться в суд с аналогичными требованиями не к администрации поселения, а к администрации муниципального района. В соответствии с подпунктом «з» п. 9 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации органы местного самоуправления организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах в пределах своей компетенции. Администрация Грибановского городского поселения полномочиями по реализации Стратегии не обладает. На основании п. 46 Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», Постановлением Правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена долгосрочная областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы». Государственными заказчиками данной программы являются департамент здравоохранения Воронежской области, департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Ответственными за реализацию Целевой программы Воронежской области Постановлением Правительства Воронежской области назначены департамент здравоохранения, департамент образования, науки и молодежной политики, УФСКН по Воронежской области, УФСИН по Воронежской области. На заседании антинаркотической комиссии Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение главам администраций муниципальных районов и городских округов на заседаниях муниципальных антинаркотических комиссий рассмотреть Стратегию государственной антинаркотической комиссии, разработать муниципальные антинаркотические программы на 2011 год и последующие годы. Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановление Правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № могут быть реализованы органами местного самоуправления только в рамках полномочий, предоставляемых Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». В силу ст. 15 Закона № 131-ФЗ такие полномочия находятся в ведении муниципального района. Это организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией (п.8 ст. 15), организация предоставления общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования детям, организация отдыха детей в каникулярное время (п.11 ст. 15), создание условий для оказания медицинской помощи населению (п.12 ст.15), создание условий для обеспечения поселений услугами по организации досуга и услугами организаций культуры (п. 19.1 ст. 15), осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (п.24 ст.15). К вопросам местного значения поселения, в рамках которых в Грибановском городском поселении могла бы осуществляться Стратегия государственной антинаркотической политики, ст. 14 Закона № 131-ФЗ относиторганизацию и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (п.30) иобеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта (п.14). Однако именно эти полномочия решением Совета народных депутатов Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № переданы в ведение администрации Грибановского муниципального района. На территории поселка находятся ЦРБ, школы, ОМВД, но администрация Грибановского городского поселения не имеет возможности оказать на них какое-либо воздействие, составление антинаркотического плана явилось бы формальным мероприятием. Представитель администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Меремьянина М.Н., выступающая по доверенности, считает требования прокурора Грибановского района законными и обоснованными. Компетенция органов местного самоуправления поселений и муниципального района разграничена Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». В Грибановском муниципальном районе проводится работа по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики, создана антинаркотическая комиссия, основная цель которой - координация работы по предупреждению, выявлению, пресечению незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактики немедицинского потребления наркотиков. Действительно, соглашением между администрацией Грибановского поселения и администрацией Грибановского муниципального района часть полномочий местного значения, отнесенных Федеральным законом РФ № 131-ФЗ к полномочиям поселения, передана в ведение муниципального района. Тем не менее, администрация поселения не должна уклоняться от участия в реализации Стратегии. В компетенции поселковой администрации достаточно полномочий, предусмотренных ст. 14 Федерального Закона № 131-ФЗ, в рамках которых могла бы осуществляться государственная антинаркотическая политика, например, организация библиотечного обслуживания, организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха, обустройство мест массового отдыха населения, обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам и другие. Суд, выслушав мнение участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению. В соответствии с п. 13 Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. На основании пп. 8, 9 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, органы местного самоуправления являются субъектами антинаркотической политики и наряду с иными органами осуществляют антинаркотическую деятельность по реализации государственной антинаркотической политики, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. В соответствии с п. 46 Стратегии, реализация Стратегии на муниципальном уровне осуществляется в форме антинаркотических планов органов местного самоуправления. Бездействие администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района, выраженное в непринятии антинаркотического плана, свидетельствует о невыполнении требований законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, что нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья. Доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии полномочий для реализации Стратегии государственной антинаркотической политики в Грибановском городском поселении Грибановского муниципального района не основаны на законе. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, выразившееся в непринятии антинаркотического плана мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу разработать антинаркотический план мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца. Председательствующий: Э.В. Дорофеева Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.