Дело № 2-276/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пгт. Грибановский 21 мая 2012 года Грибановский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Асташова А.Н., с участием помощника прокурора Грибановского района Воронежской области Гарина Р.Н., при секретаре Алехиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Грибановского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о признании бездействия администрации Алексеевского сельского поселения незаконным, УСТАНОВИЛ: Прокурор Грибановского района Воронежской области обратился в суд с заявлением, указывая в заявлении, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства о противодействии экстремисткой и террористической деятельности в части принимаемых сельскими поселениями профилактических мер, направленных на противодействие экстремизму и терроризму. В соответствии с требованиями п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичные положения предусмотрены ст. 8 Устава Алексеевского сельского поселения. Согласно требованиям ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждении экстремисткой деятельности. В соответствии с требованиями ст.ст. 2, 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно п. 4 ст. 3 Закона под противодействием терроризму понимается деятельность по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов. Как следует из Указа Президента РФ от 12.05.2009 года «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», предупреждение актов терроризма и экстремизма отнесено к вопросам национальной безопасности. Однако проверкой установлено, что администрацией сельского поселения не принимаются достаточные меры для эффективной системной профилактики в сфере противодействия экстремисткой и террористической деятельности. Принимаемые отдельные профилактические меры с целью предупреждения нарушений законодательства об экстремизме и межнациональных правоотношениях, противодействии терроризму находятся на низком уровне, что, прежде всего, связано с проблемами планирования самой работы (план мероприятий на 2012 год не утверждался). Не охватываются основные направления, предусматривающие противодействие экстремизму и терроризму со стороны органов местного самоуправления поселения в рамках предоставленных полномочий: не планируются и не проводятся проверки, обследование нежилых, подвальных и чердачных помещений учреждений, а также стен зданий, строений, сооружений на предмет наличия экстремисткой направленности. С привлечением участкового уполномоченного ОВД района не планируется проведение разъяснительных бесед с гражданами, в том числе в молодежной сфере образовательных учреждениях, на сходах граждан. Отсутствуют мероприятия по предупреждению межэтнической напряженности, проявлений национального и религиозного экстремизма. Не планируются и не проводятся совместные с участковыми уполномоченными ОВД района проверки по выявлению и изъятию в местах массовой торговли печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалов, способствующих разжиганию национальной, социальной, расовой или религиозной розни, что свидетельствует об отсутствии должного взаимодействия между заинтересованными лицами. Вне поля зрения остается работа с библиотечным фондом поселения. С привлечением сотрудников ОВД района не проводятся проверки объектов жизнеобеспечения, повышенной опасности, мест массового пребывания людей. Недооценивается работа по разработке информационно- методических материалов, по профилактике асоциальных явлений. Проводимая работа не анализируется, для повышения эффективности не истребовалась и не использовалась информация правоохранительных и контролирующих органов района по данному направлению. Отсутствует источник финансирования профилактических мероприятий. В своем большинстве документальное подтверждение проведённой работы отсутствует, что ставит под сомнение эффективность ее деятельности. Не используются в полной мере возможности массовой информации района по ознакомлению населения с материалами проводимой работы, решениями, направленными на предупреждение экстремизма и терроризма. Профилактика, то есть предупредительная работа по противодействию экстремистским и террористическим проявлениям является одним из основных и важнейших направлений деятельности государственных и муниципальных органов. Отсутствие со стороны ответственных должностных лиц администрации может повлечь за собой наступление негативных последствий, в связи с чем работа по противодействию экстремисткой и террористической деятельности должна осуществляться ответственным должностным лицом в интересах неопределенного круга лиц в приоритетном порядке. В мае 2011 года по результатам аналогичной проверки в адрес главы администрации сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности и терроризму, по результатам которого были приняты определенные меры по устранению выявленных нарушений, однако в 2012 году они допускают вновь. В заявлении прокурор просит суд: -признать бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района незаконным; -обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района в месячный срок после вступления решения суда в законную силу разработать план мероприятий по профилактике террористической и экстремисткой деятельности в соответствии с требованиями федерального законодательства (л.д. 4-6). В судебном заседании помощник прокурора Гарин Р.Н. заявление прокурора поддержал и пояснил, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления соблюдения требований законодательства о противодействии экстремисткой и террористической деятельности в части принимаемых сельскими поселениями профилактических мер, направленных на противодействие экстремизму и терроризму. Согласно Устава Алексеевского сельского поселения к вопросам местного значения Алексеевского сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Однако проверкой установлено, что администрацией сельского поселения не принимаются достаточные меры для эффективной системной профилактики в сфере противодействия экстремисткой и террористической деятельности. Принимаемые отдельные профилактические меры с целью предупреждения нарушений законодательства об экстремизме и межнациональных правоотношениях, противодействии терроризму находятся на низком уровне, что, прежде всего, связано с проблемами планирования самой работы, а именно план мероприятий на 2012 год не утверждался. Отсутствие со стороны ответственных должностных лиц администрации может повлечь за собой наступление негативных последствий, в связи с чем работа по противодействию экстремисткой и террористической деятельности должна осуществляться ответственным должностным лицом в интересах неопределенного круга лиц в приоритетном порядке. В мае 2011 года по результатам аналогичной проверки в адрес главы администрации сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности и терроризму, по результатам которого были приняты определенные меры по устранению выявленных нарушений, однако в 2012 году они допускают вновь. Просит суд признать бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района незаконным и обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района в месячный срок после вступления решения суда в законную силу разработать план мероприятий по профилактике террористической и экстремисткой деятельности в соответствии с требованиями федерального законодательства. Представитель органа местного самоуправления - глава администрации Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Фомина Н.А., будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, представила в суд письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, указав в заявлении, что требования прокурора она признает в полном объеме, нарушения будут устранены (л.д.13 ). Суд считает, рассмотрение дела возможно в отсутствие не явившегося представителя органа местного самоуправления. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно требованиям ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждении экстремисткой деятельности. В соответствии с требованиями ст.ст. 2, 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно п. 4 ст. 3 Закона под противодействием терроризму понимается деятельность по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий способствующих совершению террористических актов. Как следует из Указа Президента РФ от 12.05.2009 года «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года», предупреждение актов терроризма и экстремизма отнесено к вопросам национальной безопасности. В соответствии с требованиями п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичные положения предусмотрены ст. 8 Устава Алексеевского сельского поселения. Как установлено в судебном заседании, администрацией сельского поселения не принимаются достаточные меры для эффективной системной профилактики в сфере противодействия экстремистской и террористической деятельности. План мероприятий на 2012 год не утверждался. Не охватываются основные направления, предусматривающие противодействие экстремизму и терроризму со стороны органов местного самоуправления поселения в рамках предоставленных полномочий, с привлечением участкового уполномоченного ОВД района. Проводимая работа не анализируется, для повышения эффективности не истребовалась и не использовалась информация правоохранительных и контролирующих органов района по данному направлению. Отсутствует источник финансирования профилактических мероприятий. В своем большинстве документальное подтверждение проведённой работы отсутствует, что ставит под сомнение эффективность ее деятельности. Не используются в полной мере возможности массовой информации района по ознакомлению населения с материалами проводимой работы, решениями, направленными на предупреждение экстремизма и терроризма. Отсутствие со стороны ответственных должностных лиц администрации может повлечь за собой наступление негативных последствий, в связи с чем работа по противодействию экстремисткой и террористической деятельности должна осуществляться ответственным должностным лицом в интересах неопределенного круга лиц в приоритетном порядке. Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: Уставом Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (л.д. 7-8), согласно которого к вопросам местного значения Алексеевского сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; представлением прокурора Грибановского района об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремисткой деятельности и терроризму от 24.05.2011 года за № 02-01-2011 года (л.д. 9-10), согласно которому в адрес главы администрации сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремисткой деятельности и терроризму, по результатам рассмотрения которого были приняты определенные меры по устранению выявленных нарушений; сообщение главы администрации Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района Фоминой Н.А. от 20.06.2011 года № 106, согласно которого представление от 24.05.2011 года в целях устранения выявленных нарушений администрацией составлен план мероприятий по профилактике экстремизма и терроризма на текущий 2011 год (л.д. 11); информацией главы администрации Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района Н.А. Фоминой от 04.05.2012 года № 62 (л.д. 12), согласно которой план мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма на 2012 год не принимался. Кроме того, представитель органа местного самоуправления - глава администрации Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Фомина Н.А. представила в суд письменное заявление, в котором указала, что требования, изложенные в заявлении прокурора, она полностью признает, выявленные нарушения будут устранены. При таких обстоятельствах, установленных в судебном заседании, суд считает, заявление прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ № 114 от 25.07.2002 года «О противодействии экстремистской деятельности», ФЗ № 35 от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», ст. ст.12, 56, 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие администрации Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области незаконным. Обязать администрацию Алексеевского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области в месячный срок после вступления решения в законную силу разработать план мероприятий по профилактике террористической и экстремисткой деятельности в соответствии с требованиями федерального законодательства. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок. Пред-щий: п/п Копия верна: Судья: Секретарь: