2-374/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пгт. Грибановский 05 июля 2012 года Грибановский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Дорофеевой Э.В., с участием помощника прокурора Грибановского района Гарина Р.Н., представителя ответчика, ООО «Воронежсахар», Добротворской М.С. по доверенности, при секретаре Алехиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Воронежсахар» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны, УСТАНОВИЛ: Воронежский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, указывая, что Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой по информации Управления Роспотребнадзора по Воронежской области проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ООО «Воронежсахар». В ходе проверки установлено, что ООО «Воронежсахар» допускаются нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. ООО «Воронежсахар» состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по Воронежской области как осуществляющее плату за негативное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов производства и потребления, а также выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. ООО «Воронежсахар» специализируется на выпуске сахарного песка. Предприятие осуществляет реализацию производимой продукции на территории Российской Федерации. Промышленная площадка предприятия располагается в <адрес> и состоит из 4 участков, разделенных между собой жилой зоной. Ближайшая жилая зона находится в юго-западном направлении на расстоянии 20 м. от границы промплошадки <адрес> на расстоянии 27 м. от границы промплощадки <адрес> на расстоянии 30 м. от границы промплощадки <адрес> В состав предприятия входят следующие подразделения, непосредственно занятые в технологическом процессе выпуска продукции: участок основного производства, известегасильное отделение, вспомогательное производство. Предприятием разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов ООО «Воронежсахар», утвержденный Управлением Ростехнадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Ростехнадзора по Воронежской области ООО «Воронежсахар» выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения № «а», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Данным разрешением установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу. Источниками выброса вредных продуктов производства в атмосферу являются: ТЭЦ, отделение сушки сахара, известегасильное отделение, мехмастерская, цех механизации, известедробилка и др.. В соответствии со сведениями об охране атмосферного воздуха за 2011 год, форма №-ТП (воздух) ООО «Воронежсахар» имеет 32 источника загрязнения атмосферы, 8 из которых является организованными. Фактический выброс в атмосферу загрязняющих веществ в 2011 году составил 318,4109748 т. В нарушение требований ст.ст. 34,52 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11,20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ст.ст. 16, 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Воронежсахар» осуществляет производственную деятельность и производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разработанного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны. Просит обязать ООО «Воронежсахар» в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект организации санитарно-защитной зоны (в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация, сооружений и иных объектов») и направить проект в уполномоченный орган для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам. В судебном заседании помощник прокурора Грибановского района Гарин Р.Н., действующий на основании поручения прокурора Воронежской области, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Представитель ответчика, ООО «Воронежсахар», Добротворская М.С., действующая по доверенности, исковые требования признала в полном объеме. Показала, что постановлением № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Механтьевым И.И., ООО «Воронежсахар» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей. Данный штраф ООО «Воронежсахар» оплатило. ООО «Воронежсахар» ДД.ММ.ГГГГ заключило договор № с ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических изменений по Центральному федеральному округу» на разработку проекта расчетной санитарно-защитной зоны, со сроком исполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ. Третье лицо, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Воронежской области, надлежащим образом уведомленное о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило, об отложении разбирательства дела не просило. Суд полагает возможным рассмотрение иска в отсутствие представителя третьего лица, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Воронежского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов, в соответствии с требованиями ч.2 ст. 52 вышеуказанного Закона, вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью согласно требованиям ст. 11 и ч. 3 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Исходя из требований ст. 24 Федерального закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Согласно ст. 20 Федерального закона №52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно- защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к вышеуказанным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности, разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 предусмотрено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. В соответствии с пунктом 7.1.8 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 ООО «Воронежсахар» относится ко II классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 500 метров. ООО «Воронежсахар» в нарушение требований законодательства осуществляет производственную деятельность и производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разработанного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны. Неисполнение ответчиком требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории пгт. Грибановский Грибановского района Воронежской области. В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Понуждение ООО «Воронежсахар»» исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологического благополучия населения может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность юридического лица в решении вопросов осуществления предпринимательской деятельности, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Воронежсахар» в течение 10 (десяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект организации санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация, сооружений и иных объектов» и направить проект в уполномоченный орган для получения санитарно-эпидемиологического заключения, удостоверяющего соответствие проекта санитарным правилам. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца. Председательствующий: Э.В. Дорофеева