2-353 РЕШЕНИЕ пгт Грибановский 07 июля 2010 года Грибановский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Хныкина В.Т., с участием помощника прокурора Грибановского района Василенко М.М., представителя ответчика, директора МОУ «Грибановская НОШ» Поповой Веры Федоровны, представителя третьего лица, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Шапошниковой Татьяны Вениаминовны, при секретаре Труфановой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Грибановского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Грибановская НОШ» об оспаривании п.п. 4.1.1, 6.23, 9, 10.8 Устава школы, УСТАНОВИЛ: Прокурор Грибановского района Воронежской области обратился в суд с иском, указывая, что постановлением администрации Грибановского муниципального района № 1278 от 21.12.2009 года утвержден Устав МОУ «Грибановская НОШ», отдельные положения которого не соответствуют требованиям действующего законодательства. Так, согласно п. 4.1.1 Устава школы, в первый класс принимаются дети, которым исполняется шесть с половиной лет на 01 сентября текущего года при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. В исключительных случаях в первый класс могут приниматься дети более раннего возраста на основе заявления родителей (законных представителей) и заключения (разрешения) районной медико-педагогической комиссии по согласованию с Учредителем. Данное положение в части приема детей в первый класс на основе заключения (разрешения) районной медико-педагогической комиссии нарушает право на доступность образования, вводит ограничения, не предусмотренные законом. Статьей 43 Конституции РФ каждому гарантировано право на общедоступное основное общее образование. Это право является безусловным. В целях реализации этого конституционного права издан ряд законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок получения образования. Прием детей в первый класс следует осуществлять в соответствии с Законом РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании», Федеральным законом РФ № 62-ФЗ от 31.05.2002 года «О гражданстве РФ», Федеральным законом РФ № 4528-1 от 19.02.1993 года «О беженцах», Законом РФ № 4530-1 от 19.02.1993 года «О вынужденных переселенцах», Федеральным законом РФ № 115-ФЗ от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 196 от 19.03.2001 года и Уставом общеобразовательного учреждения. Так, в соответствии со ст. 5 ч. 3 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании», государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Часть 2 ст. 19 того же Закона устанавливает, что обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. Таким образом, законом за Учредителем образовательного учреждения прямо закреплено право разрешить обучение детей в возрасте до шести лет шести месяцев, что не предусмотрено п. 4.1.1 Устава. Кроме того, согласно требованиям ст. 10 Закона Воронежской области № 101-II-ОЗ «О защите прав ребенка на территории Воронежской области», в первый класс принимаются все подлежащие обучению дети, проживающие на территории данного муниципального образования. Запрещается прием детей в первый класс на конкурсной основе. В соответствии с п.п. 45, 46 Постановления Правительства РФ № 196 от 19.03.2001 года «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», правила приема граждан в общеобразовательное учреждение определяются его учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе общеобразовательного учреждения. Правила приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Иных условий приема, правила не содержат. В соответствии с Письмом Минобразования РФ от 21.03.2003 года № 03-51-57 ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс», прием се дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Собеседование учителя с ребенком возможно проводить в сентябре с целью планирования учебной работы с каждым учащимся. Указанное обстоятельство требует приведения п. 4.1.1. Устава МОУ «Грибановская НОШ» в соответствие с действующим законодательством, так как указанный пункт нарушает права лиц по зачислению в 1 класс общеобразовательного учреждения, на доступность образования, вводит ограничения, не предусмотренные законом. Пунктом 6.23. Устава на родителей (законных представителей) обучающихся возлагается обязанность нести имущественную и другую ответственность за порчу их детьми зданий, учебного оборудования, инвентаря, другого имущества общеобразовательного учреждения, что противоречит ст. 1073 ГК РФ. При этом, согласно закона, если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора. Указанное обстоятельство требует приведения п. 6.23. Устава МОУ «Грибановская НОШ» в соответствие с действующим законодательством. Пункт 9 Устава определяет, что внесение изменений и дополнений в Устав осуществляет учредитель, тогда как п.12 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года разработку и принятие Устава относит к компетенции коллектива образовательного учреждения. Пунктом 10.8 Устава определено, что в случае ликвидации имущество общеобразовательного учреждения после расчетов, произведенных в установленном порядке с бюджетом, кредиторами и работниками учреждения, передается учредителю. Денежные средства поступают в муниципальный бюджет. Данный пункт не соответствует п. 10 ст. 39 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года и п. 82 Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», в соответствии с которыми при ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения. Указанное обстоятельство требует приведения п. 10.8 Устава МОУ «Грибановская НОШ» в соответствие с действующим законодательством. 25.03.2010 года прокурором района в адрес главы администрации Грибановского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании. Представление прокурора от 25.03.2010 года признано необоснованным и отклонено. В связи с этим прокурор просит суд признать незаконными пункты 4.1.1, 6.23, 9, 10.8 Устава МОУ «Грибановская НОШ» и обязать учреждение привести его в соответствие с требованиями федерального законодательства. В судебном заседании пом. прокурора Василенко М.М. заявленные требования поддержала и показала, что указанные положения Устава МОУ «Грибановская НОШ», противоречат нормам федеральных законов, нарушают права учащихся и педагогических работников общеобразовательного учреждения. Представитель ответчика, директор МОУ «Грибановская НОШ» Попова В.Ф. иск прокурора признала полностью и пояснила, что указанные в исковом заявлении пункты Устава подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством. Представитель третьего лица, администрации Грибановского муниципального района Воронежской области Шапошникова Т.В. иск прокурора признала полностью и пояснила, что указанные в исковом заявлении пункты Устава подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Часть 2 ст. 19 того же Закона устанавливает, что обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. Таким образом, законом за учредителем образовательного учреждения прямо закреплено право разрешить обучение детей в возрасте до 6 лет 6 месяцев, что не предусмотрено п. 4.1.1. Устава школы, регламентирующим прием детей указанного возраста в первый класс «по согласованию» с учредителем. Кроме того, тот же пункт Устава содержит в качестве обязательного требования при приеме в первый класс детей ранее возраста шести с половиной лет заключение (разрешение) районной медико-педагогической комиссии. Согласно абз. 2 пункта 2.9.4 «Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года № 44, прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Таким образом, действующее законодательство не препятствует созданию психолого-медико-педагогических комиссий о готовности ребенка к обучению. Целью указанных комиссий является выявление детей с отклонениями в развитии и последующей защиты их психологического и физического здоровья, оказания помощи в усвоении образовательных программ, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи, консультирования их родителей (законных представителей) по вопросам общего состояния готовности ребенка к обучению, вероятности возникновения негативных психологических последствий в связи с интеграцией ребенка с отклонениями в общество, проблем его социальной адаптации. Сам факт проведения такого осмотра не свидетельствует о нарушении прав ребенка на образование и не противоречит ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, в соответствии с которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, в силу которой перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об образовании» одним из основных принципов в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Однако заключение психолого-медико-педагогических комиссий о готовности ребенка к обучению носит рекомендательный, консультационный характер, и не может являться препятствием для поступления ребенка в школу (Определение Верховного Суда РФ от 08 ноября 2005 года № КАС05-499). В связи с изложенным, п. 4.1.1 Устава школы, предусматривающий прием в первый класс детей ранее возраста шести с половиной лет с разрешения районной медико-педагогической комиссии по согласованию с учредителем требует приведения в соответствие с действующим законодательством. Согласно ч. 3 ст. 1073 ГК РФ если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора. Следовательно, пункт 6.23 Устава МОУ «Грибановская НОШ», возлагающий на родителей обучающихся в школе детей обязанность нести ответственность за порчу их детьми имущества школы, подлежит изменению и приведению в соответствие с Гражданским кодексом РФ. Пункт 12 ст. 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к компетенции коллектива образовательного учреждения относит разработку и принятие устава для внесения его на утверждение. В противоречие данной правовой норме, в п. 9 Устава МОУ «Грибановская НОШ», полномочия по разработке устава в форме изменений и дополнений отданы учредителю, что делает необходимым внесение соответствующих изменений. Согласно п. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. П. 10 ст. 39 Закона РФ «Об образовании» предусматривает, что при ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию обязательств данного учреждения направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения. Таким образом, пункт 10.8 Устава МОУ «Грибановская НОШ», устанавливающий, что в случае ликвидации после расчетов имущество общеобразовательного учреждения передается учредителю, а денежные средства поступают в муниципальный бюджет, не соответствует приведенным законодательным нормам и требует внесения изменений. В связи с выше изложенным, суд находит, что заявление прокурора Грибановского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными пункты 4.1.1., 6.23, 9, 10.8 Устава МОУ «Грибановская НОШ» Грибановского муниципального района Воронежской области, утвержденного постановлением администрации Грибановского муниципального района Воронежской области № 1278 от 21.12.2009 года. Обязать МОУ «Грибановская НОШ» Грибановского муниципального района Воронежской области привести пункты 4.1.1., 6.23, 9, 10.8 Устава образовательного учреждения в соответствие с действующим законодательством путем внесения в него изменений в срок до 01.09.2010 года. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в 10-дневный срок. Председательствующий: п/п Копия верна: Судья: Секретарь:
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ