РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пгт Грибановский 13 сентября 2012 года Грибановский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Протасовой Л.В., с участием заявителей Сурских В.И. и Сурских Н.А., представителя заявителей Силина А.К., представителя заинтересованного лица, администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, главы администрации Муратовой В.Н., при секретаре Маковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Сурских Владимира Ивановича и Сурских Нины Абулфасовны об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц администрации Грибановского района Воронежской области и восстановлении срока для подачи ходатайства о признании вынужденными переселенцами, УСТАНОВИЛ: Сурских Владимир Иванович и Сурских Нина Абулфасовна обратились в суд с заявлением, в котором, с учетом внесенных в ходе рассмотрения дела и принятых судом уточнений, просили: - опризнании незаконными действий (бездействий) должностных лиц администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, выразившихся в не передаче сведений о них в территориальный орган Управления Федеральной миграционной службы для установления статуса вынужденных переселенцев; - о восстановлении срокадля подачи ходатайства о признании вынужденными переселенцами в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Заявленные требования аргументировали следующим. В феврале 1993 года, в связи с обострением межнациональных отношений и наличием реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку национальной принадлежности, мигрировали из Абхазии в Россию, в Грибановский район Воронежской области. По прибытии в Грибановский район обратились в районную администрацию в отдел по труду и занятости населения с заявлением о признании их вынужденными переселенцами и представили необходимые для этого документы. Спустя около месяца им было выдано удостоверение №, датированное ДД.ММ.ГГГГ, подписанное Н.Поповым и заверенное печатью отдела по труду и занятости населения администрации Грибановского района Воронежской области. В бланке удостоверения было указано, что Сурских Владимир Иванович и его семья являются вынужденными переселенцами. Сурских Нина Абулфасовна была указана на второй странице удостоверения в качестве супруги. На ее имя отдельного самостоятельного удостоверения не выдавалось. При этом было разъяснено что, для подтверждения статуса вынужденного переселенца Сурских Н.А. достаточно того, что она поименована как член семьи в его удостоверении. Они считали, что статус вынужденных переселенцев оформлен надлежащим образом, они имеют право пользоваться мерами поддержки и гарантиями, предусмотренными для лиц данной категории. В июле 2012 года они обратились в УФМС Грибановского района, желая воспользоваться государственной поддержкой в приобретении жилья и узнали, что сведений о них, как о вынужденных переселенцах в УФМС не имеется и не имелось. Лишь после этого они выяснили, что 28 апреля 1993 года (в день выдачи им удостоверения вынужденного переселенца), в силу Постановления Совета министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 394 «Об изменении и признании утратившим силу некоторых решений Правительства РФ», полномочия по выдаче удостоверений переселенца были выведены из компетенции органов по труду и занятости и в полном объеме перешли к ФМС России. В судебном заседании Сурских свои требования поддержали, подтвердили указанные в заявлении обстоятельства. Представитель Сурских Силин А.К. полагал, что причину не обращения Сурских непосредственно в УФМС в годичный срок нельзя не считать уважительной. Срок подачи ходатайства они пропустили по независящим от них обстоятельствам, в силу того, что незаконными действиями должностных лиц были введены в заблуждение. О том, что эти действия препятствуют получению предусмотренных законодательством о вынужденных переселенцев гарантий, Сурских узнали лишь в июне 2012 года. В силу произошедших 28 апреля 1993 года изменений нормативной базы сотрудники администрации не должны были самостоятельно разрешать ходатайство о признании заявителей вынужденными переселенцами, а обязаны были передать его на рассмотрение ФМС, либо разъяснить Сурских право обращения в этот орган. Сейчас невозможно установить умышленно ли работники отдела по труду и занятости вышли за пределы своих полномочий, или сделали это в силу некомпетентности и незнания нормативных актов, но в любом случае это не должно отражаться не правах граждан. Представитель администрации Грибановского района Труфанова Е.А. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании от 31 августа 2012 года пояснила, что отдел по труду и занятости населения существовал в структуре администрации Грибановского района, там работал Н.Попов. В настоящее время отдел упразднен и какой-либо документации, связанной с его деятельностью не сохранилось. Исковые требования о признании действий администрации незаконными не признает, решение вопроса о восстановлении срока обращения в УФМС с ходатайством о признании вынужденными переселенцами оставляет на усмотрение суда. Представитель заинтересованного лица УФМС по Грибановскому району Воронежской области Кулакова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие. В судебном заседании от 31 августа 2012 года, Кулакова Н.А. пояснила, что заявители на учёте УФМС в качестве вынужденных переселенцев никогда не состояли и не состоят. Действительно Сурских В.И. в июне-июле 2012 года обращался в УФМС за разъяснениями о возможностях получения мер социальной поддержки вынужденных переселенцев в вопросах обеспечения жильём. Ему было сообщено, что с точки зрения действующего законодательства он статуса вынужденного переселенца не имеет. Просит в удовлетворении заявления отказать Представитель заинтересованного лица УФМС России по Воронежской области Меляков В.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения уточненным требованиям. Просит в удовлетворении заявления Сурских В.И. И Сурских Н.А. отказать. Представитель заинтересованного лица, администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Муратова В.Н. пояснила, что Сурских В.И. и Сурских Н.А. зарегистрированы на территории сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеются записи в учётной книге по регистрации граждан за 1993 год под номерами 61-62. Заявители были зарегистрированы в посёлке Верхний Затон. Она также как и заявители до июня 2012 года полагала, что выданное им удостоверение вынужденных переселенцев действительно, и Сурских имеют этот статус на законных основаниях. В поселковой администрации было сформировано и велось дело в отношении Сурских с целью предоставления им помощи в жилищных проблемах. В рамках дела производились запросы в регистрирующие органы о наличии права на объекты недвижимости, собирались сведения о составе семьи и т.д. Лишь в июне 2012 года кто-то из специалистов районной администрации сообщил, что в УФМС в удостоверении необходимо поставить отметку о продлении статуса переселенца. Только тогда выяснилось, что в УФМС Сурских как вынужденные переселенцы не числятся. Считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, суд полагает, заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со п.1 ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцем является - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Пункт 4 той же статьи устанавливает, что вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации. Согласно положений п.п. 2 п. 1 ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства. В силу ст. 3 того же Закона, лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее - ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания. Из совокупности из данных норм следует, что ходатайство о признании вынужденным переселенцем может быть подано в течение двенадцати месяцев с момента выбытия с места жительства, а позже - лишь при наличии на то уважительных причин для пропуска указанного срока. Как установлено в судебном заседании, прибыв в начале 1993 года в Грибановский район Воронежской области, заявители для установления статуса вынужденных переселенцев обратились в отдел по труду и занятости населения администрации Грибановского района Воронежской области. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Комитета по делам миграции населения при министерстве труда и занятости населения РФ» и утвержденного им Положением, проблемы вынужденных переселенцев были отнесены к компетенции Комитета по делам миграции населения при министерстве труда и занятости населения РФ. Таким образом, Сурских В.И. и Сурских Н.А. обратились с ходатайством в надлежащий орган, уполномоченный на момент обращения на решение вопросов, связанных с вынужденными переселенцами. Однако ДД.ММ.ГГГГ начало действовать постановление Совета министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении и признании утратившим силу некоторых решений Правительства РФ», которым постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ было признано утратившим силу. Вопросы, связанные с установлении статуса вынужденных переселенцев, выбыли из компетенции отделов по труду и занятости населения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № организация учета и регистрации беженцев и вынужденных переселенцев; обеспечение защиты прав и социальных гарантий мигрантов; осуществление, совместно с федеральными органами исполнительной власти, контроля за реализацией законодательства по проблемам миграции и т.д. вменены в обязанность ФМС России. Но, несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ должностные лица отдела по труду и занятости населения администрации Грибановского района Воронежской области не передали ходатайство Сурских в ФМС России, а за пределами своих полномочий выдали удостоверение вынужденного переселенца № на имя Сурских В.И., членом семьи которого указав Сурских Н.А.. В силу п. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Потому, суд считает возможным выйти за пределы заявленных требований. Полагает, что следует признать незаконными действия должностных лиц отдела по труду и занятости населения администрации Грибановского района Воронежской области, выразившиеся в не передаче сведений о Сурских, лицах претендующих на признание вынужденными переселенцами, в компетентный орган (УФМС России), а кроме того, признать незаконной выдачу удостоверения вынужденного переселенца. Указанными незаконными действиями заявители были введены в заблуждение. Они были уверены, что приобрели статус вынужденных переселенцев, предприняв для этого все необходимые меры. Именно поэтому Сурских своевременно не подали ходатайство о признании вынужденными переселенцами в УФМС. При таких обстоятельствах причину пропуска срока следует признать уважительной, а срок для обращения в УФМС восстановить. Доводы, приведенные в письменном возражении УФМС о пропуске срока исковой давности, суд считает не состоятельными. Исследованными доказательствами и материалами дела подтверждается, что о нарушении своих прав обжалуемыми действиями заявители узнали не ранее июня 2012 года, а следовательно обратились в суд в пределах предусмотренного трехмесячного срока. Кроме того, право обращения с ходатайством о применении последствий пропуска срока исковой давности предоставлено стороне в споре, а УФМС России по Воронежской области ею не является, имеет процессуальный статус заинтересованного лица. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Сурских Владимира Ивановича и Сурских Нины Абулфасовны удовлетворить. Признать незаконными действия должностных лиц отдела по труду и занятости населения администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, выразившиеся в не передаче сведений о Сурских Владимире Ивановиче и Сурских Нине Абулфасовне, лицах претендующих на признание вынужденными переселенцами, в компетентный орган Управления федеральной миграционной службы России по Воронежской области. Признать удостоверение №-С00150, датированное ДД.ММ.ГГГГ, подписанное Н.Поповым и заверенное печатью отдела по труду и занятости населения администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, выданное на имя Сурских Владимира Ивановича незаконным и восстановить срок Сурских Владимиру Ивановичу и Сурских Нине Абулфасовне для подачи ходатайства о признании вынужденными переселенцами в Управление федеральной миграционной службы России по Грибановскому району Воронежской области. Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2012 года Председательствующий: Л.В. ПРОТАСОВА. Копия верна: Судья: Секретарь: