о возложении обязанности включить в список по предоставлению мер социальной поддержки



дело № 2-430/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2010 года

Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи: Качаловой Н.В.,

при секретаре: Ганичевой Е. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Войтовой Л.С. к администрации Грязовецкого муниципального района о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Войтова Л. С. обратилась в суд с иском к администрации Грязовецкого муниципального района о возложении обязанности включить ее в список на предоставление мер социальной защиты. В обоснование указала, что она с .../.../... года зарегистрирована в квартире, которая расположена по адресу: ..., на условиях безвозмездного пользования. Эта однокомнатная квартира принадлежит ее дочери Ш.С.И.. Проживает она в квартире одна. С .../.../... года по .../.../... года она проживала в квартире, расположенной по адресу: ..., также на условиях безвозмездного пользования. В этой квартире проживает семья дочери. Также совместно с ними был зарегистрирован и проживал двоюродный брат дочери. С .../.../... года по .../.../... года она проживала в квартире, расположенной по адресу: ..., собственником которой являлся ее зять – Ш.М.Ю. Она проживала на условиях безвозмездного пользования данной квартирой. Также проживала одна. Ранее, с .../.../... года по .../.../... года она проживала в квартире по адресу: .... В этой квартире приходилось топить титан, чтобы вымыть посуду или принять ванну. Для титана нужно было принести дрова из сарайки. Дом трехквартирный, поэтому приходилось в зимнее время расчищать снег, чтобы выйти из квартиры. У нее обострились все заболевания, которые она получила во время войны, когда работала в колхозе с 10 лет. Ее общий трудовой стаж насчитывает более 50 лет. Она инвалид 2 группы. Год была недвижима в связи с заболеванием. Она является ветераном ВОВ и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах». После смерти мужа она была вынуждена продать квартиру №... в доме №... по ул. ... (договор купли-продажи №... от .../.../... года, запись регистрации от .../.../... года). Ей известно, что Президент своим Указом пообещал обеспечить жильем всех ветеранов ВОВ и членов их семей. Кроме того, она также является вдовой участника войны. Она собрала все документы для того, чтобы встать в очередь лиц, нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилья. Решением общественной жилищной комиссии администрации МО Грязовецкое она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но решением заседания (протокол №... от .../.../... года) межведомственной рабочей группы по приоритетному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» администрации Грязовецкого муниципального района ей было отказано во включении в дополнительный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года. Она считает, что данный отказ неправомерен по следующим основаниям. Она имеет право на льготы и преимущества в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах». В ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ указаны основания, в соответствии с которыми граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях. Полагает, что она должна быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ. В протоколе об отказе в предоставлении мер социальной поддержки от .../.../... года, выданном ей .../.../... года указано, что ей отказано на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Полагает, что указанная статья не применима к ее ситуации, поскольку она продала принадлежащее ей жилое помещение не для того, чтобы встать на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении. Просит требования удовлетворить и признать незаконным решение межведомственной комиссии Грязовецкого муниципального района, протокол №... от .../.../... года в части отказа в предоставлении мер социальной поддержки, и возложить на администрацию обязанность включить ее в списки на предоставление мер социальной поддержки.

На основании определения суда от 13 июля 2010 года в порядке подготовки дела к слушанию к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО Грязовецкое.

В судебном заседании Войтова Л. С. и ее представитель Шахова С. И. исковые требования подержали и просили удовлетворить. Дополнительно указали, что истица имеет хронические заболевания последние несколько лет, ей сложно передвигаться и заниматься домашними делами, требующими физической нагрузки. В квартире №... в доме №... по ул. ... необходимо было дровами топить титан, расчищать снег (поскольку дом барачного типа, в квартиру отдельный вход, также необходимо было ремонтировать дом). В связи с этим квартира и была продана. При этом цели впоследствии обратиться с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения не преследовалось. Квартира продана в 2006 году, а с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения обратилась лишь после издания в 2010 году Указа Президента РФ, согласно которому жильем должны быть обеспечены все граждане, имеющие такое право в соответствии с законом «О ветеранах». Просят иск удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Грязовецкого муниципального района по доверенности Сенина И. Н. разрешение спора оставила на усмотрение суда. Указала, что согласно действующему законодательству на администрацию района возложена обязанность по формированию списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Межведомственной рабочей группой по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» проверяются предоставленные администрациями поселений личные дела граждан, которые признаны нуждающимися в предоставлении жилых помещений и предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Далее рабочей группой формируются сводные списки, которые направляются в Правительство области. И лишь затем принимается решение о предоставлении мер социальной поддержки. При проверке личного дела Войтовой Л. С. рабочей группой было установлено, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ обращение для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий возможно не ранее чем через 5 лет после отчуждения жилой площади; Войтова Л. С. продала ранее принадлежащую ей квартиру на основании договора купли-продажи №... от .../.../... года. Пять лет со дня продажи еще не прошло. В связи с этим было принято решение, что Войтова Л. С. неправомерно была принята на учет нуждающихся в представлении жилого помещения в администрации МО Грязовецкое.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО Грязовецкое в судебное заседание не явился. В представленном суду отзыве указано, что администрация МО Грязовецкое ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» предоставляются такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. .../.../... года Президентом РФ подписан Указ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов». В январе 2010 года внесены изменения в Закон Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ, в части того, что принятие на учет граждан, определенных федеральными законами, указами Президента РФ или законами области в целях предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда производится без расчета малоимущности. Также в январе 2010 года вступил в силу Закон Вологодской области от 25 декабря 2009 года «О порядке представления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов». Войтова Л. С. обратилась в администрацию МО Грязовецкое с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, .../.../... года. При обращении с заявлением Войтова Л. С. представила удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.21 ФЗ «О ветеранах». При рассмотрении заявления и документов общественной жилищной комиссией Войтова Л. С. была принята на учет в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ не применялись, поскольку отчуждение жилого помещения было произведено в 2006 году, Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» был принят 07 мая 2008 года, а с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях Войтова Л. С. обратилась лишь в 2010 году. Общественная жилищная комиссия не усмотрела в действиях Войтовой Л. С. при отчуждении в 2006 году жилого помещения намерения приобрести право состоять на учете. В соответствии с ФЗ «О ветеранах» РФ передает органам государственной власти субъектов РФ … полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 144, 15, 17-19 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. 1 Закона Вологодской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями, указанными в ст. 2 закона области, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области. В соответствии со ст.2 указанного закона области органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в ч.2 настоящей статьи, нуждающихся в улучшении жилищных условий… (в т.ч. члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ). Таким образом, предоставление мер социальной поддержки отнесено к полномочиям Грязовецкого муниципального района. Требования Войтовой Л. С. считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Войтова Л. С. проживает одна по адресу: ... на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с собственником этого жилого помещения – Ш.С.И.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

В рассматриваемом случае требования закона не нарушены.

Так согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как указал Пленум Верховного Суда РФ (Постановление Пленума от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ») для признания перечисленных в ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства (п.11 указанного Постановления).

Согласно п.1 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Проанализировав все представленные доказательства, суд считает, что администрация МО Грязовецкое, признав Войтову Л. С. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не допустила нарушений действующего законодательства.

Войтова Л. С. какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения, либо членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения не является.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Право собственности Войтовой Л. С. на квартиру №... дома №... по ул. ... прекращено .../.../... года на основании договора купли-продажи квартиры №... от .../.../... года и дополнительного соглашения к этому договору от .../.../... года, зарегистрированных в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним .../.../... года за №... с переходом права собственности к Грязовецкому муниципальному району.

Как разъяснил Конституционный суд РФ (определение от 19 апреля 2007 года № 258-О-О) по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя,. . ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Ответчиком суду не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о том, что Войтовой Л. С. в августе 2006 года (дата заключения договора купли-продажи квартиры) совершены умышленные действия с целью создания для себя искусственного ухудшения жилищных условий, которые в 2010 году (в мае 2010 года истица обратилась с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении) привели к тому, что она была признана нуждающейся в жилом помещении.

Согласно ст. 21 ФЗ «О ветеранах» Войтова Л. С. имела бы право на получение такой меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, в случае если она нуждается в улучшении жилищных условий и встала на учет до 01 марта 2005 года.

Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 постановлено: считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Указом Президента РФ № 30 от 09 января 2010 года внесены изменения в Указ Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г.», исключены ссылка на срок «до 01 мая 2010 года» и указание на необходимость обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий лишь вставших на учет до 01 марта 2005 года.

В соответствии с Законом Вологодской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» (в редакции от 25 декабря 2009 года и последующих редакциях) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право: 1) граждане, указанные в статье 2 настоящего закона области, признанные малоимущими в порядке, установленном законом области "О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", - в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда; 2) иные категории граждан, определенные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами области, - в целях предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (ст. 1 п. 3 указанного Закона).

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Также 29 декабря 2009 года постановлением Законодательного собрания Вологодской области № 907 принят закон Вологодской области «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов».

При продаже истицей квартиры в 2006 году указанные выше нормативно-правовые акты, определяющие порядок предоставления мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах», еще не были приняты.

Суд соглашается с мнением администрации МО Грязовецкое, и считает установленным, что Войтовой Л. С. не было совершено каких-либо умышленных действий при отчуждении в 2006 году жилого помещении, которые могли бы привести к искусственному ухудшению ее жилищных условий и явиться основанием для принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку ее обращение с подобным заявлением последовало лишь в мае 2010 года после принятия определенных нормативно-правовых актов, регламентирующих предоставление мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах»; поводом к продаже квартиры послужило состояние здоровья истицы, наличие у нее хронических заболеваний, в т.ч. и ограничивающих возможность свободного передвижения и использования физического труда, а также состояние жилого помещения, в котором она проживала (дровяной титан для горячей воды, необходимость расчищать снег в зимний период в случае выхода из дома, поскольку имелся отдельный вход в квартиру и т.п.).

В связи с этим, Войтова Л. С. должна быть признана нуждающейся в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Решение межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» администрации Грязовецкого муниципального района, в котором указано на необходимость применения к рассматриваемой ситуации ст. 53 Жилищного кодекса РФ, не правомерно.

Таким образом, исковые требования Войтовой Л. С. законны и обоснованны, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Войтовой Л.С. удовлетворить.

Признать незаконным решение межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» администрации Грязовецкого муниципального района от .../.../... года (протокол №...) в части отказа Войтовой Л.С. в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Обязать администрацию Грязовецкого муниципального района Войтову Л.С. включить в список граждан, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья – Качалова Н.В.

Мотивированное решение составлено 26 июля 2010 года

Решение вступило в законную силу 06 августа 2010 г.