РЕШЕНИЕ по делу № 2-607
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2010 года г.Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи – Скачедуб М.В.,
при секретаре – Соколовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чертуниной М.С. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, возложении обязанности о назначении трудовой пенсии и взыскании госпошлины в порядке возврата,
установил:
Чертунина М.С. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о досрочном назначении пенсии. В обоснование иска указала, что .../.../... года она обратилась к ответчику за досрочным назначением пенсии в связи с достижением 25-летнего педагогического стажа, однако ответчиком неправомерно не включены в специальный педагогический стаж периоды работы в должности старшей вожатой в средней общеобразовательной школе № 1, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, работы в должности учителя в МОУ Средняя общеобразовательная школа № 3, дополнительные выходные дни, предоставленные ей как лицу, <данные изъяты>. Просит признать решение пенсионного фонда недействительным, засчитать указанные периоды в педагогический стаж и обязать ответчика назначить пенсию со дня ее обращения. Кроме того, просит взыскать с ответчика госпошлину в сумме ... рублей в порядке возврата.
В судебном заседании истица Чертунина М.С. и ее представитель Литова Т.А. заявленные исковые требования поддержали, просят их удовлетворить. Кроме того, представитель истца Литова Т.А. суду пояснила, что должность Чертуниной М.С. была названа старшая вожатая, а не старшая пионерская вожатая, только в связи с происходившим в стране процессом деполитизации. Обязанности Чертуниной М.С. фактически не изменились, сменилась лишь их идеологическая направленность. Считает, что период работы истицы в МОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 без выполнения нормы учебной нагрузки также должен быть включен в ее педагогический стаж, так как она одновременно работала в других детских учреждениях дополнительного образования и суммарно выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе Щучкин А.С. с заявленными требованиями не согласен. Считает решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Чертуниной М.С. обоснованным. Поддерживает доводы, изложенные в решении Управления. На момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истицы составил лишь ... лет ... месяцев ... дней, при требуемом по ст. 27 п.1.19 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», стаже педагогической деятельности в учреждениях для детей – не менее 25 лет.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, приходит к следующему.
20 сентября 2010 года Чертунина М.С. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку ее педагогический стаж составил 25 лет.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе от .../.../... №... в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истице Чертуниной М.С. отказано. Из специального стажа истицы исключены периоды:
- с 11 июня 1991 года по 06 августа 1995 года – работа старшей вожатой в Средней общеобразовательной школе № 1 г.Грязовца;
- с 13.03.2000 года по 31.03.2000 года и 09.04.2007 года по 28.04.2007 года – обучение на курсах повышения квалификации;
- с 01.09.2000 года по 28.02.2000 года и с 01.04.2001 года по 31.08.2001 года – работа в должности учителя в МОУ Средняя общеобразовательная школа № 3;
- дополнительные выходные дни, предоставленные <данные изъяты>
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ст. 27 п.1.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 9 статьи 30 названного закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона.
До принятия постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 на педагогических работников распространялись постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067.
Согласно ст. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, при соблюдении условия, установленного пунктом 3, т. е. если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В судебном заседании установлено и усматривается из материалов дела, что в период с 11 июня 1991 года по 06 августа 1995 года истица работала в должности старшей вожатой в Средней общеобразовательной школе № 1 г.Грязовца.
Проанализировав представленные суду выписки из штатного расписания Средней общеобразовательной школы № 1 г.Грязовца, а также должностные обязанности старшего пионервожатого и старшего вожатого, суд приходит к выводу о том, что Чертунина М.С. фактически исполняла обязанности старшей пионервожатой.
Так, в штатных расписаниях Средней общеобразовательной школы № 1 г.Грязовца за 1991 – 1992 учебные годы и за 1992-1993 учебные годы должность Чертуниной М.С. (до брака О.) указана как старшая пионервожатая.
Кроме того, в Письме Минобрнауки РФ N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» в перечне учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования, была указана должность старшие вожатые (пионервожатые).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В связи с тем, что законодатель не принял мер для создания правовой определенности, педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3 названного Постановления СМ РСФСР за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
На момент исполнения Чертуниной М.С. обязанностей старшей вожатой (пионервожатой) действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Данное положение утратило силу 01 октября 1993 года в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953.
Судом также установлено, что на день обращения за назначением пенсии более 2/3 педагогического стажа Чертуниной М.С. приходится на работу в учреждениях и в должностях, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, период работы Чертуниной М.С. в должности старшей вожатой в средней общеобразовательной школе № 1 г.Грязовца подлежит включению в специальный стаж частично: с 11 июня 1991 года по 30 сентября 1993 года.
В пункте 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, на которое ссылается ответчик, дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии. В данном перечне не указан период нахождения работника на курсах повышения квалификации.
В силу п. 4 данных указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации (с 13.03.2000 года по 31.03.2000 года; 09.04.2007 года по 28.04.2007 года) подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Истица в данные периоды не прерывала трудовых отношений с учреждением, поименованном в Списке. Обновление теоретических и практических знаний является неотъемлемой частью должностных обязанностей истицы.
Судом также установлено и не оспаривается истицей, что в периоды с 01.09.2000 года по 28.02.2001 года и с 01.04.2001 года по 31.08.2001 года Чертунина М.С. работала в должности учителя в МОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Грязовца без выполнения нормы учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы по занимаемой должности.
Кроме того, в вышеуказанные периоды Чертунина М.С. также работала по совместительству в МОУ дополнительного образования детей «Грязовецкий районный центр детского творчества» и в МОУ дополнительного образования детей «Грязовецкая районная станция юных туристов».
Вышеуказанные образовательные учреждения относятся к учреждениям дополнительного образования детей.
В пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, говорится, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
Согласно п. 12 Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 01 января 2001года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01ноября 1999года по 31декабря 2000года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Таким образом, из текста п. 12 Правил следует, что период работы в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, при наличии одного из условий: факта работы в указанной должности в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
В материалах дела нашло свое подтверждение то, что истица в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года не работала в должности педагога в учреждении дополнительного образования детей.
Учитывая, что законодателем установлены специальные условия для зачета периодов работы в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей, а также то, что на 01.12.2001 года специальный стаж Чертуниной М.С. составлял менее 16 лет 8 месяцев, следовательно, у суда отсутствуют правовые основания для включения вышеназванного периода в специальный трудовой стаж для назначения пенсии.
В связи с этим суд считает решение Пенсионного фонда, согласно которому в специальный педагогический стаж Чертуниной М.С. не включены периоды ее работы в должности учителя в МОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Грязовца без выполнения нормы учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы по занимаемой должности, в этой части законным и обоснованным.
Судом также установлено, что Чертунина М.С. имеет <данные изъяты>.
<данные изъяты>.
В .../.../... году Чертуниной М.С. предоставлялось ... дополнительных выходных дня как <данные изъяты>, в .../.../... году – ... дополнительных выходных дней.
<данные изъяты> <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> <данные изъяты>
Кроме того, в перечне периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии не поименованы периоды использования работниками оплачиваемых дополнительных выходных дней, предоставляемых им, как <данные изъяты>.
Истица в данные периоды не прерывала трудовых отношений с учреждением, поименованном в Списке, и осуществляла трудовую деятельность в должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Таким образом, выходные дни, предоставлявшиеся истице Чертуниной М.С. как <данные изъяты>, необоснованно исключены ответчиком из ее специального стажа.
Однако в судебном заседании установлено, что на день обращения Чертуниной М.С. в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе с заявлением о назначении пенсии – .../.../..., а также на день принятия судом решения стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, истицей не выработан, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленного истицей требования о возложении на ответчика обязанности по назначению пенсии не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Чертуниной М.С. удовлетворить частично.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе зачесть в специальный педагогический стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости Чертуниной М.С. периоды:
- с 11 июня 1991 года по 30 сентября 1993 года – работа в должности старшей вожатой в Средней общеобразовательной школе № 1 г.Грязовца;
- с 13 марта 2000 года по 31 марта 2000 года и с 09 апреля 2007 года по 28 апреля 2007 года – обучение на курсах повышения квалификации;
- дополнительные выходные дни в количестве ..., предоставленные <данные изъяты>.
Признать решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе от .../.../... №... в части исключения указанных периодов из специального стажа Чертуниной М.С. недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе в пользу Чертуниной М.С. госпошлину в порядке возврата в размере ... рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Чертуниной М.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в срок 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья – Скачедуб М.В.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2010 года.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 09 февраля 2011 года решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 21 декабря 2010 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Чертуниной М.С. – без удовлетворения.
.