РЕШЕНИЕ по делу № 2-70/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2011 года г.Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи – Скачедуб М.В.,
при секретаре – Лобановой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смолиной Т.В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и взыскании госпошлины в порядке возврата,
у с т а н о в и л :
Смолина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что 03 ноября 2010 года она обратилась к ответчику за досрочным назначением пенсии в связи с достижением 25-летнего медицинского стажа. Решением ГУ – УПФ РФ в Грязовецком районе от .../.../... в досрочном назначении трудовой пенсии ей отказано. Просит признать данное решение неправомерным, обязать засчитать в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды ее работы в должности заведующей Карицким медпунктом Грязовецкой ЦРБ с 15.03.1990 года по 04.03.1996 года, и период нахождения в отпуске по беременности и родам с .../.../... по .../.../..., применив к данным периодам льготное исчисление, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца (работа в сельской местности). Кроме того, просит засчитать в специальный стаж в календарном порядке периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02.10.2000 года по 28.10.2000 года, с 11.03.2002 года по 18.04.2002 года, с 08.01.2007 года по 16.02.2007 года, с 14.04.2010 года по 25.05.2010 года, обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения, взыскать госпошлину в порядке возврата.
В судебном заседании истица Смолина Т.В. заявленные требования уточнила, просит обязать ответчика засчитать в ее трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, период работы в должности заведующей Карицким медпунктом Грязовецкой ЦРБ с .../.../... по .../.../..., остальные требования поддержала полностью, просит их удовлетворить. Суду также пояснила, что, работая в Карицком медпункте, она фактически исполняла обязанности и заведующей и фельдшера, при этом оказывала медицинскую помощь населению, вела амбулаторный прием, в своей деятельности руководствовалась должностной инструкцией заведующего фельдшерско-акушерским пунктом (фельдшера, акушерки, медсестры).
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе Щучкин А.С. с заявленными требованиями не согласен. Считает отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Смолиной Т.В. обоснованным. Поддерживает доводы, изложенные в решении Управления. На момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истицы составил лишь 18 лет 11 месяцев 26 дней, при требуемом по ст. 27 п.1.20 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» медицинском стаже лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности – не менее 25 лет.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Смолина Т.В. 03 ноября 2010 года обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по ст. 27 п.1.20 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением ГУ – УПФ РФ в Грязовецком районе от .../.../... №... в досрочном назначении пенсии истице отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.
Согласно ст. 27 п.1.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ч.9 ст. 30 названного закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002г. № 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
До принятия постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 на работников здравоохранения распространялись постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.
В соответствии с п.3 Постановления № 1066 от 22.09.1999 года в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464.
Согласно п.3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения включается работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения.
В соответствии со ст. 4 п.1 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Факт того, что в спорный период (с 15.03.1990 года по 20.01.1994 года) истица работала в должности заведующей Карицким медпунктом, который был расположен в д...., не оспаривается, как и то обстоятельство, что работа происходила в организации здравоохранения.
Согласно должностной инструкции Смолина Т.В. за время работы в должности заведующей медпунктом выполняла обязанности фельдшера: амбулаторный прием больных, оказание первой медицинской помощи, проведение прививочной работы.
Таким образом, требование истицы о включении периода ее работы с 15.03.1990 года по 20.01.1994 года в должности заведующей Карицким медицинским пунктом в специальный медицинский стаж для досрочного назначения пенсии обоснованно и подлежит удовлетворению.
Учитывая, что п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Поскольку Карицкий медпункт расположен в сельской местности, вышеуказанный период должен быть засчитан в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Судом также установлено, что в период с .../.../... года по .../.../... года Смолина Т.В. находилась в отпуске по беременности и родам.
В соответствии со ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Порядок выдачи листка нетрудоспособности по беременности и родам ранее регламентировался Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной совместным Приказом Минздрава РФ от 19.10.1994 г. № 206 и Постановлением ФСС РФ от 19.10.1994 г. № 21.
Пункт 1.1 вышеуказанной Инструкции устанавливал, что документами, удостоверяющими временную нетрудоспособность и подтверждающими временное освобождение от работы (учебы), является листок нетрудоспособности и, в отдельных случаях, справки установленной формы, выдаваемые гражданам при заболеваниях и травмах, на период медицинской реабилитации, при необходимости ухода за больным членом семьи, здоровым ребенком и ребенком – инвалидом, на период карантина, при отпуске по беременности и родам, при протезировании в условиях протезно – ортопедического стационара.
В настоящее время действует Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 № 514, в котором также указывается, что документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
Согласно разъяснению Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5 в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Учитывая изложенное, суд полагает, что период нахождения Смолиной Т.В. в отпуске по беременности и родам подлежит включению в ее специальный медицинский стаж для досрочного назначения пенсии. В период до предоставления истице Смолиной Т.В. отпуска по беременности и родам она осуществляла медицинскую деятельность, при которой специальный стаж засчитывается в льготном порядке, в связи с чем указанный период подлежит зачету в специальный медицинский стаж в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
В пункте 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, на которое ссылается ответчик, дается исчерпывающий перечень периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии. В данном перечне не указаны как перечисленные периоды, так и период нахождения работника на курсах повышения квалификации.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Обновление теоретических и практических знаний является неотъемлемой частью должностных обязанностей истицы.
Истица в данный период не прерывала трудовых отношений с учреждением, поименованном в Списке и осуществляла трудовую деятельность в должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Таким образом, периоды обучения Смолиной Т.В. на курсах повышения квалификации (02.10.2000 года по 28.10.2000 года, с 11.03.2002 года по 18.04.2002 года, с 08.01.2007 года по 16.02.2007 года, с 14.04.2010 года по 25.05.2010 года) необоснованно исключены ответчиком из ее специального стажа.
Однако в судебном заседании установлено, что на день обращения Смолиной Т.В. в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе с заявлением о назначении пенсии – 03 ноября 2010 года, а также на день принятия судом решения стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, истицей не выработан, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленного истицей требования о возложении на ответчика обязанности по назначению пенсии не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Смолиной Т.В. удовлетворить частично.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе зачесть в специальный медицинский стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости Смолиной Т.В. периоды:
- с 15 марта 1990 года по 19 января 1994 года – работа в должности заведующей Карицким медицинским пунктом Грязовецкой ЦРБ;
- с .../.../... по .../.../... – время нахождения в отпуске по беременности и родам.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе зачесть указанные периоды в специальный медицинский стаж Смолиной Т.В. в льготном исчислении – как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе зачесть в специальный медицинский стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости Смолиной Т.В. периоды: с 02 октября 2000 года по 28 октября 2000 года, с 11 марта 2002 года по 18 апреля 2002 года, с 08 января 2007 года по 16 февраля 2007 года и с 14 апреля 2010 года по 25 мая 2010 года – периоды обучения на курсах повышения квалификации.
Признать решение ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе от .../.../... №... в части исключения указанных периодов из специального стажа Смолиной Т.В. недействительным и не порождающим правовых последствий с момента его принятия.
Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе в пользу Смолиной Т.В. госпошлину в порядке возврата в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Смолиной Т.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в срок 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья – Скачедуб М.В.
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2011 года.