о предоставлении мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ по делу № 2-100/2011

Именем Российской Федерации

21 февраля 2011 года г.Грязовец

Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи – Скачедуб М.В.,

при секретаре – Лобановой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой О.А. к администрации Грязовецкого муниципального района о предоставлении мер социальной поддержки,

установил:

Николаева О.А. обратилась в суд с иском к администрации Грязовецкого муниципального района о признании незаконным решения и возложении обязанности по включению в списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». В обоснование своих требований указала, что она имеет права и льготы, установленные ФЗ «О ветеранах». 22.10.2010 года была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Однако администрация Грязовецкого муниципального района не включила ее в список граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки на основании ст.53 ЖК РФ. Считает данный отказ незаконным, так как она проживает в ранее принадлежавшей ей квартире на основании договора безвозмездного пользования, не является членом семьи собственника, другого жилого помещения не имеет. При совершении дарения квартиры не думала об ухудшении своих жилищных условий, квартиру подарила внучке, так как переживала, что после ее смерти с квартирой, в которой была прописана только она, могут возникнуть проблемы. Дарение было совершено в 2007 году, Указ Президента был подписан позднее, на учет в качестве нуждающихся она встала только в конце 2010 года. Просит обязать ответчика предоставить ей меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Истица Николаева О.А. в судебное заседание не явилась.

Представитель истца Николаевой О.А. – Семерикова Н.В., действующая по доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства, требования Николаевой О.А. поддержала, просит их удовлетворить. Суду также пояснила, что Николаевой О.А. принадлежала на праве собственности квартира №..., расположенная по адресу: .... В 2007 году состояние здоровья Николаевой О.А. резко ухудшилось, врачи прогнозировали ей только несколько месяцев жизни. В связи с этим Николаева О.А. решила подарить квартиру внучке – Лебедевой М.С., для чего даже аннулировала ранее составленное завещание. В это время Николаева О.А. и ее родственники не могли предположить, что будет издан Указ Президента, касающийся обеспечения участников ВОВ жильем. Позднее состояние здоровья Николаевой О.А. улучшилось, она осталась проживать в своей квартире. Собственник квартиры – Лебедева М.С. в данной квартире фактически не проживает, так как живет в ..., поэтому Николаева О.А. не является членом ее семьи. До октября 2010 года Николаева О.А. не обращалась с заявлениями о признании ее в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Представитель ответчика администрации Грязовецкого муниципального района Сенина И.Н. оставляет разрешение вопроса об удовлетворении заявленных исковых требований на усмотрение суда. Суду также пояснила, что в соответствии с положениями ст.53 ЖК РФ межведомственной рабочей группой было отказано во включении Николаевой О.А. в сводные списки ветеранов, имеющих право на получение мер социальной поддержки. При этом также пояснила, что рабочая группа принимала данное решение только на основании имеющихся документов, фактические обстоятельства дела не исследовались.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации муниципального образования Грязовецкое Мартынова О.В. заявленные исковые требования поддерживает. Суду пояснила, что 22.10.2010 года жилищной комиссией Николаева О.А. была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Ранее Николаева О.А. с заявлениями о принятии на учет не обращалась. При рассмотрении заявления Николаевой О.А. о постановке на учет жилищной комиссией положения ст.53 ЖК РФ не применялись, так как отчуждение жилого помещения было произведено в 2007 году, Указ Президента «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ» был принят 07 мая 2008 года, изменения в законодательство о ветеранах внесены в январе 2010 года, а с заявлением о принятии на учет Николаева О.А. обратилась только в октябре 2010 года. Считает, что Николаевой О.А. не совершено умышленных действий, направленных на искусственное ухудшение своих жилищных условий.

Определением Грязовецкого районного суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 17 января 2011 года к участию в данном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Лебедева М.С. как собственник квартиры, в которой проживает Николаева О.А.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Лебедева М.С. в судебное заседание не явилась, представила заявление, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Николаева О.А., .../.../... года рождения, согласно имеющимся в материалах дела копиям документов, является участником Великой Отечественной войны, <данные изъяты>, нуждается в постоянном постороннем уходе.

На основании договора о приватизации от .../.../... Николаева О.А. являлась собственником квартиры №..., расположенной по адресу: ....

По договору дарения квартиры от 06 апреля 2007 года Николаева О.А. подарила своей внучке Лебедевой М.С. принадлежавшую ей на праве собственности квартиру, расположенную по вышеуказанному адресу.

По условиям договора безвозмездного пользования от 24.02.2007 года Николаева О.А. имеет право на безвозмездное временное владение и пользование для проживания квартирой №..., расположенной по адресу: ....

Решением общественной жилищной комиссии от 22 октября 2010 года Николаева О.А. была принята на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и имеющих право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Решением межведомственной рабочей группы по приоритетному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» Николаевой О.А. было отказано во включении в сводные списки ветеранов, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, со ссылкой на положения ст.53 ЖК РФ.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Однако в судебном заседании установлено, что Николаева О.А., продав принадлежавшую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: ..., не имела намерения приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Об этом свидетельствует тот факт, что Николаева О.А. продала квартиру 06 апреля 2007 года, а с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся обратилась только 18 октября 2010 года.

Из пояснений представителя Семериковой Н.В. также следует, что Николаева О.А. никогда не думала о том, что после отчуждения квартиры у нее будет возможность получить жилье. Обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений Николаева О.А. решила только после того, как ее знакомые стали сообщать, что ветеранам ВОВ предоставляют жилье.

В Определении Верховного Суда РФ от 19 февраля 2009 года № 6н-424/08 разъясняется, что по смыслу ст.53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Совершение Николаевой О.А. умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий, судом не установлено. Представителем администрации Грязовецкого муниципального района не представлено доказательств, подтверждающих совершение Николаевой О.А. таких действий.

Кроме того, судом установлено, что Николаева О.А. не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором она в настоящее время проживает, так как он проживают отдельно, совместного хозяйства не ведут.

В квартире №..., расположенной по адресу: ..., собственником которой является Лебедева М.С., истица Николаева О.А. проживала на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 288 Гражданского кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждается, что Николаева О.А. по смыслу ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ не является членом семьи Лебедевой М.С.

Данный факт представителем ответчика не оспаривается.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» было постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» мерой социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно положениям ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Статья 49 ЖК РФ предусматривает, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Законом Вологодской области от 29.06.2005 N 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» предусмотрено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, иных категорий граждан, определенных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами области, в целях предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, без расчета малоимущности.

В настоящее время Николаева О.А. не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Николаева О.А. обосновано и правомерно была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в т.ч. в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение межведомственной рабочей группы по приоритетному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», которым Николаевой О.А. было отказано во включении в сводные списки ветеранов, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, является незаконным.

Требование Николаевой О.А. о включении в сводные списки ветеранов, имеющих право на получение мер социальной поддержки, также подлежит удовлетворению, и его исполнение должно быть возложено на администрацию Грязовецкого муниципального района, так как в соответствии со ст.1 Закона Вологодской области от 06.04.2009 N 1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями, указанными в статье 2 настоящего закона области (в том числе инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны), наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Вологодской области.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Николаевой О.А. удовлетворить.

Признать решение межведомственной рабочей группы по приоритетному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», которым Николаевой О.А. было отказано во включении в сводные списки ветеранов, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, незаконным.

Обязать администрацию Грязовецкого муниципального района предоставить Николаевой О.А. меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета и включить Николаеву О.А. в сводный список граждан, имеющих право на получение вышеуказанной меры социальной поддержки.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в срок 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья – Скачедуб М.В.

Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2011 года.