РЕШЕНИЕ по делу № 2-205/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2011 года г.Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи – Скачедуб М.В.,
при секретаре – Соколовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меньшикова А.В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
установил:
Меньшиков А.В. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что он обратилсяь к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии. Решением ГУ – УПФ РФ в Грязовецком районе ему было в этом отказано, так как в стаж работы в районах Крайнего Севера не был включен период прохождения службы по призыву. Просит признать данное решение неправомерным, обязать засчитать в специальный трудовой стаж период службы на Северном флоте с 12.05.1980 года по 18.11.1982 года, применить обе имеющиеся у него льготы и уменьшить возраст выхода на пенсию, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости со времени подачи заявления, то есть с 11 февраля 2011 года.
В судебном заседании истец Меньшиков А.В. и его представитель Меньшикова Н.С. заявленные требования поддержали, просят их удовлетворить. Истец Меньшиков А.В. суду пояснил, что проходил службу по призыву в районах Крайнего Севера: ... в период с 12 мая 1980 года по 17 ноября 1982 года. Когда уезжал на постоянное место жительства в ..., ему было разъяснено, что он выработал стаж работы в районах Крайнего Севера, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости. Также ему было разъяснено, что период службы в армии подлежит включению в данный льготный стаж. Кроме того, имеет стаж работы 13 лет 2 месяца 1 день по Списку № 2. Представитель истца Меньшикова Н.С. суду пояснила, что после службы в армии Меньшиков А.В. через два месяца трудоустроился. По месту работы период его службы по призыву был учтен, и Меньшиков Н.С. получил право на льготы (выплата северных надбавок). Полагает, что включение периода службы в армии в стаж работы для получения льгот предполагает, в том числе возможность включения данного периода в специальный стаж для определения права на пенсию.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе Щучкин А.С. с заявленными требованиями не согласен. Считает отказ в досрочном назначении пенсии Меньшикову А.В. обоснованным. Поддерживает доводы, изложенные в решении Управления. Суду также пояснил, что в соответствии с п.1 ч.1 ст.11 и п.3 ч.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях» период прохождения военной службы по призыву включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п.6 ст.28 и ст.28.1 Закона. Кроме того, по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Меньшиков А.В. 11 февраля 2011 года обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.2 ст.28.1 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением ГУ – УПФ РФ в Грязовецком районе от 16 февраля 2011 года №... Меньшикову А.В. в назначении пенсии в возрасте 50 лет было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п.п.2 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно п.6 ч.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
В соответствии с ч.2 ст.28.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 – 10 и 16 – 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Судом установлено, что в период с 12 мая 1980 года по 17 ноября 1982 года Меньшиков А.В. проходил военную службу по призыву в воинских частях, дислоцировавшихся в ....
В установленном законом порядке ... область отнесена к районам Крайнего Севера.
Пунктом 1 ч.1 ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Часть 3 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п.6 ч.1 ст.28 и ч.2 статьи 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, ранее действовавшим пенсионным законодательством время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 10 марта 2005 года № 14-О указал: «Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Меньшикова А.В. о включении периода службы по призыву в армии с 12 мая 1980 года по 18 ноября 1982 года в стаж работы на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что стаж работы Меньшикова А.В. в районах Крайнего Севера составил 13 лет 2 месяца 1 день при требуемой продолжительности 15 лет, суд не находит основания для удовлетворения требования Меньшикова А.В. о возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Меньшикова А.В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии и возложении обязанности о назначении трудовой пенсии, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в срок 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья – Скачедуб М.В.
Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2011 года.