о взыскании расходов на обучение



Дело № 2-157/2011

РЕ­ШЕ­НИЕ

ИМЕ­НЕМ РОС­СИЙ­СКОЙ ФЕ­ДЕ­РА­ЦИИ

19 апреля 2011 го­да г. Гря­зо­вец

Гря­зо­вец­кий рай­он­ный суд Во­ло­год­ской об­лас­ти в со­ста­ве су­дьи Сот­ни­ко­ва И.А.,

при сек­ре­та­ре Ка­сат­ки­ной Т.М.,

рас­смот­рев в от­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии гра­ж­дан­ское де­ло по иску ООО «МонзаЖелТранс» к Глебашеву Д.В. о взыскании расходов на обучение,

установил:

ООО «МонзаЖелТранс» (далее также – предприятие, работодатель) обратилось в суд с иском к Глебашеву Д.В. (далее также – работник) о взыскании расходов на обучение, ссылаясь на то, что ответчик работал на предприятии в должности <данные изъяты>. 10 сентября 2010 года ООО «МонзаЖелТранс» заключило с работником договор о платном профессиональном обучении за счёт средств работодателя.

Согласно пункту 2.1 договора работодатель обязался оплачивать обучение работника, проезд, проживание и другие командировочные расходы, связанные с обучением, и гарантировал сохранение за работником средней заработной платы на весь период обучения.

В период с 13 по 24 сентября и 04 октября 2010 года Глебашев Д.В. проходил обучение в Вологодском техникуме железнодорожного транспорта. 05 октября 2010 года был отчислен из образовательного учреждения за нарушение правил проживания в общежитии, появление на занятиях в нетрезвом виде и пропуски занятий без уважительных причин.

На обучение ответчика было затрачено <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, в том числе: стоимость проезда к месту обучения и обратно – <данные изъяты> рубля, расходы на проживание – <данные изъяты> рублей, суточные – <данные изъяты> рублей, обучение – <данные изъяты> рубля, заработная плата <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В соответствии с пунктом 2.3 договора работник обязался добросовестно учиться, а по окончании обучения и сдачи квалификационных экзаменов вернуться на предприятие для работы по полученной специальности и проработать на предприятии не менее 5 лет.

08 декабря 2010 года Глебашев Д.В. был уволен из ООО «МонзаЖелТранс» по собственному желанию в связи с чем в силу пункта 3.3 договора обязан компенсировать предприятию затраты на обучение, включая полученную заработную плату, проиндексированную в соответствии с официальным уровнем инфляции.

Добровольно Глебашев Д.В. возместил только <данные изъяты> рублей, в остальной части ущерб остался невозмещённым.

В связи с этим истец просит взыскать с ответчика <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек в возмещение ущерба и <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.

В судебном заседании представитель ООО «МонзаЖелТранс» Журкина Е.В., действуя по доверенности в пределах предоставленных ей полномочий, исковые требования снизила, мотивировав это необходимостью применения закреплённого в статье 249 Трудового кодекса РФ принципа пропорциональности подлежащих возмещению расходов неотработанному времени; представила суду письменное заявление. Просит взыскать с ответчика затраты на обучение на общую сумму <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, а также возместить за счёт ответчика понесённые истцом расходы на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Ответчик Глебашев Д.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие; также указал в заявлении о своём согласии с решением суда.

Суд, заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

10 сентября 2010 года между ООО «МонзаЖелТранс» и Глебашевым Д.В. был заключён договор о платном профессиональном обучении. Профессиональное обучение ответчика было организовано на базе Вологодского техникума железнодорожного транспорта.

Согласно пунктам 2.1 и 2.3 договора предприятие оплачивало обучение ответчика в учебном заведении, а работник обязался добросовестно учиться и, по окончании обучения и сдачи квалификационных экзаменов, вернуться на предприятие для работы по полученной специальности и отработать на предприятии не менее 5 лет.

Глебашев Д.В. в период с 13 по 24 сентября и 04 октября 2010 года проходил обучение в образовательном учреждении. При этом 16, 17 и 20 сентября 2010 года на занятиях отсутствовал без уважительных причин, совершив прогул.

05 октября 2010 года ответчик за нарушение правил проживания в общежитии, появление на занятиях в нетрезвом состоянии и пропуски занятий без уважительных причин был отчислен из образовательного учреждения.

Указанное свидетельствует о том, что ответчик не прошёл обучение и не получил специальность <данные изъяты>.

Согласно исследованным в судебном заседании документам в возмещение фактически понесённых Вологодским техникумом железнодорожного транспорта расходов по обучению Глебашева Д.В. обществом с ограниченной ответственностью «МонзаЖелТранс» образовательному учреждению были перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты> рубля.

Кроме того ответчику были выданы в качестве суточных <данные изъяты> рублей, на оплату проживания в общежитии <данные изъяты> рублей, а также для оплаты проезда к месту обучения и обратно <данные изъяты> рубля. Предприятие сохранило за Глебашевым Д.В. и выплатило ему среднюю заработную плату за период обучения в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (за дни, когда он фактически присутствовал на занятиях).

Из приказа №...-к от 08 декабря 2010 года следует, что трудовой договор с Глебашевым Д.В. был прекращён по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ, и работник уволен из ООО «МонзаЖелТранс» 08 декабря 2010 года.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик не выполнил свои обязательства, предусмотренные п. 2.3 договора об обучении, хотя с положениями договора был ознакомлен надлежащим образом и согласен с ними, подписал указанный договор добровольно, без какого-либо принуждения, возражений относительно его исполнения не имел.

Авансовый отчёт Глебашева Д.В. обоснованно не был принят работодателем, в связи с чем выданные ответчику денежные средства для целей обучения следует считать неизрасходованным авансом в сумме <данные изъяты> рубля, который согласно требованиям статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации может быть взыскан с работника.

Ответчик, фактически не выполнив условия договора об обучении, в силу взаимосвязанных положений пунктов 2.3 и 3.3 договора об обучении обязан возместить работодателю понесённые последним расходы на обучение в размере <данные изъяты> рубля.

Согласно статье 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счёт средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесённые работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Суд считает правильным при определении подлежащей взысканию с ответчика суммы не принимать во внимание закреплённый в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации принцип пропорциональности, поскольку ответчик по собственной вине не прошёл обучение.

Суд также полагает, что заработную плату в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, начисленную и выплаченную Глебашеву Д.В. за период его нахождения в образовательном учреждении, следует считать излишне выплаченной, поскольку ответчик, виновно не выполнив задание работодателя о прохождении обучения, не может претендовать на оплату невыполненной работы.

Таким образом, общая сумма расходов истца в связи с обучением Глебашева Д.В. составила <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

Из материалов дела следует, что ответчик 18 октября 2010 года возместил истцу часть понесённых расходов в размере <данные изъяты> рублей; остаток задолженности составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

В соответствии со статьёй 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцу принадлежит право формирования исковых требований, в том числе снижение их размера и частичный отказ от иска.

С учётом указанной нормы ГПК РФ, а также общего правила, закреплённого в статье 240 Трудового кодекса РФ, о праве работодателя полностью или частично отказаться от взыскания ущерба с виновного работника, суд не находит оснований для выхода за пределы заявленных исковых требований – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Учитывая материальное положение ответчика, степень и форму его вины, суд не находит оснований для применения положений части первой статьи 250 Трудового кодекса РФ.

Основываясь на положениях части первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает расходы истца по уплате государственной пошлины подлежащими взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований.

На основании изложенного, ру­ко­во­дству­ясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

ре­шил:

Взыскать с Глебашева Д.В. в пользу ООО «МонзаЖелТранс» в возмещение расходов на обучение <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, а всего <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Су­дья Сотников И.А.

Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2011 года.