РЕШЕНИЕ по делу № 2-109/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2011 года г.Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи – Скачедуб М.В.,
при секретаре – Соколовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балагуровой О.А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и взыскании госпошлины в порядке возврата,
установил:
Балагурова О.А. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о досрочном назначении пенсии. В обоснование иска указала, что 09 ноября 2010 года она обратилась к ответчику за досрочным назначением пенсии в связи с достижением 25-летнего педагогического стажа, однако ответчиком неправомерно не включены в специальный педагогический стаж: период работы в должности инструктора по физической культуре в яслях-саду № 57 и периоды обучения в Сокольском педагогическом училище. Просит признать решение пенсионного фонда недействительным, засчитать указанные периоды в педагогический стаж и обязать ответчика назначить пенсию со дня ее обращения. Также просит взыскать с ответчика госпошлину в порядке возврата в сумме ... рублей.
В судебном заседании истица Балагурова О.А. заявленные требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что работу в должности инструктора по физической культуре считает педагогической деятельностью, так как по тарифной ставке она приравнена к воспитателям, хотя педагогическая нагрузка инструктора по физической культуре меньше, чем у воспитателя.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе Щучкин А.С. с заявленными требованиями не согласен. Считает решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Балагуровой О.А. обоснованным. Поддерживает доводы, изложенные в решении Управления и возражениях на исковое заявление. На момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истицы составил лишь 14 лет 2 месяца 07 дней, при требуемом по ст. 27 п.1.19 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» стаже педагогической деятельности в учреждениях для детей – не менее 25 лет.
Определением Грязовецкого районного суда от 28 февраля 2011 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле было привлечено МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 57».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 57» в судебное заседание не явился, представлено заявление, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования Балагуровой О.А. поддерживают.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, приходит к следующему.
09 ноября 2010 года Балагурова О.А. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку ее педагогический стаж составил 25 лет.
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе от 16 ноября 2010 года №... в досрочном назначении трудовой пенсии по старости истице Балагуровой О.А. отказано. Из специального стажа истца был исключен период с 10.01.1996 года по 09.11.2010 года – работа в должности инструктора по физической культуре в Яслях-саду № 57 «Родничок», впоследствии переименованном в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 57».
Кроме того, в специальный стаж истицы не был включен период с 01.09.1977 года по 15.08.1981 года – обучение в Сокольском педагогическом училище.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ст. 27 п.1.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 9 статьи 30 названного закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального Закона.
До принятия постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 на педагогических работников распространялись постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067.
10 января 1996 года Балагурова О.А. была принята на должность инструктора по физической культуре в Яслях-саду № 57 «Родничок», впоследствии переименованного в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 57».
В штатном расписании МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 57» за 2006, 2007 и 2008 годы должность Балагуровой О.А. указана как «инструктор по физической культуре», в штатном расписании за 2009, 2010 годы – как «инструктор по плаванию».
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором указание на должность инструктора по физической культуре, а также инструктора по плаванию отсутствовала.
Затем Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3 которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Названным Списком должность инструктора по физической культуре или инструктора по плаванию также не поименована, а указана должность «руководитель физического воспитания».
В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» как самостоятельные предусмотрены должности руководителя физического воспитания, инструктора по физической культуре, воспитателя, тренера-преподавателя, должностные обязанности которых отличаются друг от друга.
Действующее законодательство, как и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005 года № 25 не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, в которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлена лишь тождественность выполняемых функций по должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное Списками или Перечнем, наименованию должности, содержащемуся в Списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
В судебном заседании установлено и не отрицается истицей, что Балагурова О.А. была принята на должность инструктора по физической культуре, о чем свидетельствует выписка из приказа №... от .../.../... и запись в трудовой книжке. 28 апреля 2008 года ей присвоена высшая квалификационная категория по должности «инструктор по физической культуре».
Таким образом, у суда отсутствуют основания для установления тождественности между должностью «инструктор по физической культуре» и должностью «руководитель физического воспитания» или «воспитатель».
Так, пункт 2 Постановления Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» от 03.04.2003 № 191 устанавливает норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы 30 часов в неделю – инструкторам по физической культуре, и 36 часов в неделю – воспитателям дошкольных образовательных учреждений и руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.
Согласно справке МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 57» педагогическая нагрузка Балагуровой О.А. составляет 30 часов в неделю.
Кроме того, в Определении Конституционного Суда РФ № 868-О-О от 20.11.2008 года указано, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что выполнение работы в должности инструктора по физической культуре, хотя и связано с воспитательными функциями, однако само по себе это обстоятельство не может означать выполнение функций воспитателя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что период работы Балагуровой О.А. в должности инструктора по физической культуре в яслях-саду № 57, впоследствии переименованного в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 57» правомерно не включен в специальный стаж для назначения пенсии.
Согласно записи в трудовой книжке и копии диплома Балагурова О.А. в период в 01.09.1977 года по 15.08.1981 года проходила обучение в Сокольском педагогическом училище.
До поступления на учебу Балагурова О.А. работала воспитателем в дет.яслях «Малыш», а сразу после окончания обучения поступила на работу в качестве воспитателя детского сада «Василек».
В соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, подлежит включению в специальный стаж педагогической работы.
Пунктом 4 вышеуказанного Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии Балагуровой О.А., составляют 16 лет 8 месяцев.
Учитывая, что период работы Балагуровой О.А. в должности инструктора по физической культуре не подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии, ее стаж на день рассмотрения дела судом составляет 14 лет 02 месяца 07 дней, то есть менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.
Следовательно, период обучения Балагуровой О.А. в Сокольском педагогическом училище также не подлежит включению в специальный стаж педагогической работы.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на день обращения Балагуровой О.А. в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе с заявлением о назначении пенсии, а также на день принятия судом решения стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, истицей не выработан, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Балагуровой О.А. не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Балагуровой О.А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению пенсии и взыскании госпошлины в порядке возврата отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в срок 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья – Скачедуб М.В.
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2011 года.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 04 мая 2011 года решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 25 марта 2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Балагуровой О.А. – без удовлетворения.