РЕШЕНИЕ по делу № 2-28/2011
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2011 года г.Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:
судьи – Скачедуб М.В.,
при секретаре – Соколовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разгуловой Л.Б. к администрации Грязовецкого муниципального района о возложении обязанности по назначению муниципальной пенсии,
установил:
Разгулова Л.Б. обратилась в суд с иском к администрации Грязовецкого муниципального района о назначении муниципальной пенсии. В обоснование своих требований указала, что она была уволена из управления образования Грязовецкого муниципального района в связи с выходом на пенсию. В июле 2010 года обратилась в администрацию Грязовецкого района с заявлением о назначении муниципальной пенсии, так как от своей коллеги узнала, что той по решению суда была назначена данная пенсия. 08 августа 2010 года получила уведомление об отказе в назначении муниципальной пенсии. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как стаж ее муниципальной службы составляет более 15 лет, уволена она была в связи с выходом на пенсию, трудовая пенсия ей назначена. Просит суд обязать администрацию Грязовецкого муниципального района установить и назначить ей пенсию за выслугу лет с момента обращения.
Истица Разгулова Л.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просит обязать администрацию Грязовецкого муниципального района назначить ей муниципальную пенсию. Кроме того, просит признать отказ администрации от 08.10.2010 года незаконным. Истица Разгулова Л.Б. суду также пояснила, что с 01.09.1982 года она работала в должности заведующей районной фильмотекой отдела народного образования. 09.12.1991 года управление народного образования было сформировано как структурное подразделение администрации Грязовецкого района. 01.09.1997 года она была переведена на должность методиста, позднее ее должность переименовали в должность специалиста. Считает, что занимаемые ею должности относились к должностям муниципальной службы, так как она работала в структурном подразделении органа местного самоуправления, должность заведующей фильмотекой была руководящей должностью. Также пояснила, что в должности заведующей фильмотекой она организовывала работу по приему, систематизации, хранению и выдаче фильмоматериалов, вела картотеку приема и выдачи фильмоматериалов.
Представитель ответчика администрации Грязовецкого муниципального района и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления финансов Грязовецкого муниципального района, Сенина И.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях поясняла, что с заявленными требованиями не согласна. Считает отказ в назначении Разгуловой Л.Б. пенсии за выслугу лет обоснованным, так как периоды работы истицы в управлении образования не подлежат включению в стаж муниципальной службы. Суду также пояснила, что в администрации Грязовецкого муниципального района имеются реестры муниципальных должностей только с 2006 года. Реестры за предыдущие периоды времени не сохранились. Возражение о пропуске истицей срока исковой давности, предусмотренного ст.392 ТК РФ, в судебном заседании представителем ответчика Сениной И.Н. не заявлялось.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, управления образования Грязовецкого муниципального района, в судебное заседание не явился, представлено заявление, просят рассмотреть дело в их отсутствие, разрешение вопроса об удовлетворении исковых требований оставляют на усмотрение суда.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Разгулова Л.Б. обратилась в комиссию по назначению пенсии за выслугу лет с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.
Решением комиссии от 08 октября 2010 года Разгуловой Л.Б. было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что истица не имеет права на указанную пенсию.
В судебном заседании установлено, что Разгулова Л.Б. 01 сентября 1982 года была принята на должность заведующей районной фильмотекой отдела народного образования.
Постановлением администрации Грязовецкого района от 09.12.1991 года № 3 для выполнения полномочий, возложенных на районную администрацию Законом «О местном самоуправлении в РСФСР», администрация района была сформирована в составе структурных подразделений, в число которых вошло управление народного образования.
Постановлением администрации Грязовецкого района от 27.02.1992 года № 76 управление народного образования администрации района переименовано в управление образования администрации района.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно положениям ст.6 вышеуказанного Закона должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
В период работы Разгуловой Л.Б. в управлении образования администрации Грязовецкого района действовал Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который также определял, что муниципальная должность – это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Судом установлено, что в период с 09.12.1991 года по 28.03.2008 года управление образования Грязовецкого муниципального района являлось органом администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области.
В соответствии с положениями Устава Грязовецкого муниципального района Вологодской области исполнительным органом местного самоуправления является администрация района.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Разгулова Л.Б. занимала должность в органе местного самоуправления, однако, данная должность в реестрах муниципальных должностей поименована не была.
В судебном заседании также установлено, что реестры муниципальных должностей Грязовецкого муниципального района и муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района до 2006 года не сохранились.
Законом Вологодской области от 27.10.1999 № 421-ОЗ «О реестре муниципальных должностей» было установлено, что к старшим муниципальным должностям относились должности начальника (заведующего) отдела в составе структурного подразделения. Однако доказательств того, что фильмотека являлась отделом при управлении образования суду не представлено.
Согласно сообщению управления образования Грязовецкого муниципального района от 20.01.2011 года положение о районной фильмотеке народного образования не разрабатывалось, работа осуществлялась на основании штатного расписания и должностной инструкции.
Кроме того, суд считает, что круг исполняемых Разгуловой Л.Б. обязанностей в качестве заведующего фильмотекой не был связан с обеспечением ею исполнения полномочий органа местного самоуправления.
Так, в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15.02.1993 № 28 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям персонала местных телерадиокомпаний Российской Федерации» (утратившим силу с 1 декабря 2008 года) должностные обязанности заведующего фильмотекой включали в себя: организацию работы по приему, систематизации, хранению и выдаче фильмоматериалов, определение технического состояния фильмокопий, комплектация их по названиям, оформление документации на поступающие в фонд и выдаваемые из фонда фильмоматериалы, обеспечение их подготовки и своевременной доставки в соответствии с расписанием и оперативным назначением, ведение картотеки приема и выдачи фильмоматериалов и фильмотары, контроль за своевременность возврата фильмоматериалов, проведение работы по совершенствованию организации и улучшению условий хранения фильмоматериалов, обеспечение технически правильной эксплуатации имеющего оборудования, соблюдение правил техники безопасности и противопожарной защиты.
Согласно Уставу Грязовецкого муниципального района Вологодской области администрация Грязовецкого муниципального района, являясь исполнительным органом местного самоуправления района, наделенная в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области, а также настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения межмуниципального характера и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных Грязовецкому муниципальному району федеральными законами и законами Вологодской области, действующая под непосредственным руководством главы администрации Грязовецкого муниципального района, обеспечивает исполнение собственных полномочий – полномочий по решению вопросов местного значения, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения района, защиту законных прав граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Разгулова Л.Б., работая в структурном органе местного самоуправления, не занимала должность муниципальной службы, поэтому период ее работы с 01.09.1982 года по 01.09.1997 года в качестве заведующей фильмотекой не подлежит включению в стаж муниципальной службы.
С 01.09.1997 года Разгулова Л.Б. была переведена на должность методиста методического кабинета при управлении образования.
Постановлением администрации Грязовецкого муниципального района № 963 от 28.09.2011 года с 01.10.2001 года распространены условия оплаты труда в соответствии с Постановлением администрации Грязовецкого муниципального района № 647 от 03.07.2001 года «Об оплате труда» на работников методического кабинета при управлении образования.
Приказом администрации Грязовецкого муниципального района № 21 от 01.10.2001 года Разгулова Л.Б. была переведена на должность специалиста 1 категории.
В соответствии со штатным расписанием методического кабинета специалист 1 категории стал получать надбавку за особые условия государственной службы.
В штатном расписании методического кабинета с 2001 года должность методист не поименована.
Из пояснений Разгуловой Л.Б. следует, что ее должностные обязанности после переименования должности фактически не изменились. Представителем ответчика данный факт не опровергнут.
Законом Вологодской области от 27.10.1999 № 421-ОЗ «О реестре муниципальных должностей» (ред. от 06.12.2001) было установлено, что к младшим муниципальным должностям относилась должность специалист 1 категории.
Решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 26.04.2006 № 69 «О Реестре муниципальных должностей Грязовецкого муниципального района и муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района» к муниципальным должностям муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района отнесены должности специалиста 1 и 2 категории.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в период с 01 сентября 1997 года по 10 января 2006 года Разгулова Л.Б. занимала должность муниципальной службы, включенную в Реестр муниципальных должностей органов местного самоуправления района, и являлась муниципальным служащим.
В соответствии с п.4 и п.5 ст.2 Закона Вологодской области от 02.04.1997 № 144-ОЗ «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области» к периодам замещения государственных должностей области, замещения муниципальных должностей муниципальных образований области, должностей государственной гражданской и муниципальной службы непосредственно в органах государственной власти и органах местного самоуправления области относятся: время работы на должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления до 12 ноября 1999 года; время работы на муниципальных должностях муниципальной службы после 12 ноября 1999 года.
Приказом управления образования №... от 10.01.2006 года Разгулова Л.Б. была уволена в связи с сокращением численности работников.
25.06.2009 года принято решение Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от № 44 «Об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района».
В соответствии с Положением об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, трудовой договор с которыми прекращен, в том числе в связи с ликвидацией органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района, а также сокращением численности или штата этих органов.
Пенсия за выслугу лет устанавливается при увольнении из органов местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в пункте 3.1 настоящего Положения, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и только после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (кроме трудовых пенсий за выслугу лет) либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Однако на дату увольнения Разгуловой Л.Б. с муниципальной службы действовало «Положение о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района», утвержденное Постановлением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 19.04.2000 года № 52 (ред. от 15.12.2005).
Согласно п.1 данного Положения доплаты к пенсии устанавливаются лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, трудовой договор с которыми прекращен в связи, в том числе с ликвидацией органов законодательной и исполнительной власти органов местного самоуправления, а также сокращением численности или штата этих органов.
Доплата к пенсии устанавливается при увольнении с работы по основаниям, предусмотренным в пункте 1 настоящего положения, при наличии стажа работы в качестве муниципального служащего: у мужчин – 12.5 лет, у женщин – 10 лет, исчисляемого в соответствии с законом Вологодской области «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж государственной и муниципальной службы лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, должности государственных служащих и муниципальные должности муниципальной службы Вологодской области», и только после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Однако судом установлено, что на момент увольнения Разгуловой Л.Б. в связи с сокращением штата ее стаж муниципальной службы составил менее 10 лет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у Разгуловой Л.Б. отсутствует право на получение пенсии за выслугу лет, следовательно, ее исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Разгуловой Л.Б. к администрации Грязовецкого муниципального района о признании решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет администрации Грязовецкого муниципального района и возложении обязанности по назначению муниципальной пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в срок 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья – Скачедуб М.В.
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2011 года.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 04 мая 2011 года решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 24 марта 2011 года отменено. Принято новое решение. Возложена обязанность на администрацию Грязовецкого муниципального района Вологодской области установить и назначить Разгуловой Л.Б. пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, с момента обращения за ее назначением.