Дело № 2-83/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2011 года г. Грязовец
Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе судьи Сотникова И.А.,
при секретаре Касаткиной Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тропиной Е.И. и Тропина В.И. к администрации муниципального образования Грязовецкое о предоставлении жилого помещения,
установил:
Тропина Е.И. и Тропин В.И. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Грязовецкое о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что квартира по адресу: ..., в которой они зарегистрированы и проживают, признана непригодной для проживания.
Приняв их на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ответчик тем не менее не предоставляет им другое жилое помещение.
В судебном заседании соистцы и их представитель Филенко И.Н. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации муниципального образования Грязовецкое Мартынова О.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в декабре 2010 года Тропина Е.И. обратилась с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В составе семьи Тропина Е.И. указала Тропина В.И. Решением общественной жилищной комиссии Тропина Е.И. принята на учёт в составе семьи 1 человек, поскольку Тропин В.И. в апреле 2010 года произвёл отчуждение принадлежавшей ему ... доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ....
Представитель ответчика со ссылкой на статью 57 Жилищного кодекса РФ также указывает, что очередь Тропиной на получение жилого помещения не наступила, а основания для внеочередного предоставления жилья отсутствуют. Межведомственная комиссия Грязовецкого муниципального района в заключении о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания на территории муниципального образования Грязовецкое от 11 ноября 2010 года №... указала на непригодность для проживания жилого дома №... по улице .... Вместе с тем данное заключение не содержит сведений о том, что жилой дом не подлежит ремонту или реконструкции.
По указанным основаниям в иске просит отказать.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Тропина Е.И. и <данные изъяты> Тропин В.И. на основании договора социального найма зарегистрированы по месту жительства и проживают ....
На основании заключения межведомственной комиссии от 11 ноября 2010 года №... жилые помещения в доме по адресу: ... признаны непригодными для проживания.
Согласно ответу председателя межведомственной комиссии З. на запрос суда указанный выше дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Основанием для такого вывода послужило обследование всего дома, проведённое ООО «Агентство оценки».
По данным государственного предприятия Вологодской области «Вологдатехинвентаризация» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Тропина Е.И. и Тропин В.И. в собственности недвижимого имущества, в частности жилого помещения, не имеют.
На основании решения общественной жилищной комиссии от 12 января 2011 года Тропина Е.И. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. и принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьёй 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
В силу статьи 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, чьё жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства относится к вопросам местного значения, которые находятся исключительно в ведении соответствующего поселения.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой указано, что такими гражданами признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1).
Указанной правовой норме корреспондирует содержание статьи 2 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан».
Какого-либо пригодного для проживания жилого помещения истцы не имеют и до настоящего времени проживают в непригодном для проживания и подлежащем сносу доме.
Жилищный кодекс РФ содержит специальную норму (ст. 87), согласно которой если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. При этом данная статья не содержит указания на обязанность граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся, а также на очерёдность предоставления жилых помещений.
Учитывая, что жилой дом, в котором зарегистрирована и проживает Тропина Е.И., в установленном порядке признан непригодным для проживания, указанная норма подлежит применению в настоящем деле.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации) и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Объективная нуждаемость Тропиной Е.И. в жилом помещении нашла подтверждение в судебном заседании.
Вместе с тем, согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу приведённой нормы ограничения в постановке граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильём.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истёк предусмотренный статьёй 53 настоящего Кодекса срок.
Судом установлено, что на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан, заключённого 13 января 1994 года, Тропину В.И. принадлежала ... доля в праве общей собственности на квартиру №... в доме ... общей площадью ... квадратных метров.
Право собственности на указанное имущество возникло у Тропина В.И. до вступления в брак с Тропиной Е.И..
.../.../..., достоверно зная о фактическом неудовлетворительном состоянии дома №... по улице ..., Тропин В.И. произвёл отчуждение принадлежавшей ему доли в праве общей собственности на жилое помещение Т., тем самым совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны местного самоуправления в обеспечении его другим жильём.
При таких обстоятельствах исковые требования Тропина В.И. нельзя признать обоснованными.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 – 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта.
В соответствии со статьёй 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
С учётом изложенного суд считает правильным удовлетворить заявленные истицей Тропиной Е.И. требования и обязать администрацию муниципального образования Грязовецкое во внеочередном порядке предоставить Тропиной Е.И изолированное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства в черте ..., благоустроенное применительно к условиям ... и равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В иске Тропину В.И. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию муниципального образования Грязовецкое предоставить Тропиной Е.И. во внеочередном порядке изолированное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства в черте ..., благоустроенное применительно к условиям ... и равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В удовлетворении исковых требований Тропина В.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Сотников И.А.
Мотивированное решение составлено 23 марта 2011 года.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 04 мая 2011 года решение оставлено без изменения, кассационная жалоба администрации муниципального образования Грязовецкое без удовлетворения.
Судья И.А. Сотников