о включении периодов работы в стаж муниципальной службы



РЕШЕНИЕ по делу № 2-223/2011

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года г.Грязовец

Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи – Качаловой Н.В.,

при секретаре – Ганичевой Е. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Г.Н. к администрации Грязовецкого муниципального района о включении периодов работы в стаж муниципальной службы,

установил:

Егорова Г. Н. обратилась в суд с иском к администрации Грязовецкого муниципального района о включении периодов работы в стаж муниципальной службы. Свое заявление обосновывает тем, что .../.../... ей была назначена пенсия, предусмотренная законом РФ «О трудовых пенсиях». На основании решения Земского Собрания Грязовецкого муниципального района она обратилась за назначением пенсии за выслугу лет в связи с длительным периодом муниципальной службы (работа в органах образования при администрации Грязовецкого муниципального района и в Управлении образования Грязовецкого муниципального района Вологодской области). Пенсия за выслугу лет была назначена за 15 лет работы на муниципальной службе (.../.../... по .../.../...). В стаж муниципальный службы не были включены периоды работы с .../.../... по .../.../... - время работы в должности <данные изъяты> районного отдела народного образования при администрации Грязовецкого района. Не включение указанных выше периодов работы в стаж муниципальной службы считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. По законодательству о муниципальной службе РФ в стаж муниципальной службы до вступления закона в силу следует включать периоды работы в местной администрации. В указанные выше периоды она работала в районном отделе народного образования при администрации Грязовецкого района. Ее функциональные обязанности <данные изъяты> предусматривали работу по содержанию, ремонту и безаварийной эксплуатации зданий, инженерных сетей и оборудования образовательных учреждений района. Приходилось принимать решения о вводе в эксплуатацию новых и после капитальных ремонтов зданий, ответственность за безопасное ведение образовательного процесса, в том числе за противопожарную безопасность, что являлось управленческими функциями. Работа велась непосредственно с директорами и заведующими образовательных учреждений района, руководителями подрядных организаций и руководителями отделов администрации Грязовецкого района, со строительным отделом Департамента образования Вологодской области. В 1991 году принят закон РСФСР «О местном самоуправлении в РФ», который в 1995 году утратил силу в связи с принятием Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанный закон в ст.57 установил, что «впредь до принятия субъектами РФ законов, предусмотренных настоящим ФЗ, вопросы, подлежащие регулированию законами субъектов РФ, за исключением указанных в пунктах 1, 2 ст.56 настоящего ФЗ, могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим ФЗ». В Вологодской области закон о порядке назначения пенсии по выслуге лет принят лишь 02 апреля 1997 года № 144-ОЗ. Статья 2 указанного закона гласит, что в стаж государственной службы включаются периоды работы в органах районной, областной администрации, Советах народных депутатов и т.п. До обращения в суд, она направила заявление в администрацию Грязовецкого муниципального района в комиссию по назначению пенсии за выслугу лет о включении в муниципальный стаж спорных периодов, но получила уведомление об отказе без уточнения причин (ссылки на закон) такого отказа. Просит включить в стаж муниципальной службы периоды работы с .../.../... года по .../.../... года в должности ... в районном отделе народного образование при администрации Грязовецкого района; пересчитать размер пенсии за выслугу лет с момента назначения указанной пенсии; взыскать с ответчика размер государственной пошлины.

На основании определения суда от 30 марта 2011 года в порядке подготовки дела к слушанию к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования Грязовецкого муниципального района.

На основании определения суда от 27 мая 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление финансов Грязовецкого муниципального района.

В судебном заседании Егорова Г. Н. и ее представитель Киселева А. С. заявленные требования поддержали и уточнили. Просили включить спорный период в стаж муниципальной службы и обязать ответчика пересчитать размер пенсии с момента ее назначения, а также взыскать с ответчика госпошлину в порядке возврата в сумме ... руб. Дополнительно пояснили, что функциональные обязанности истицы за весь ее период работы с .../.../... до момента выхода на пенсию существенно не менялись.

Представитель ответчика – администрации Грязовецкого муниципального района по доверенности Сенина И. Н. с иском не согласилась. Суду пояснила, что в соответствии с решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от 25 июня 2009 года №44 «Об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района» в стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы, муниципальных должностях, государственных должностях РФ и государственных должностях субъектов РФ, должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы. Должность <данные изъяты> районного отдела народного образования при администрации Грязовецкого района не относилась к должностям муниципальной службы в соответствии с указанным решением Земского Собрания района. Просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Грязовецкого муниципального района в судебное заседание не явился. В представленном суду заявлении просил дело рассмотреть в свое отсутствие. Оставляет разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления финансов Грязовецкого муниципального района в судебное заседание не явился. О дате и месте рассмотрения дела уведомлялся. Возражений относительно предмета спора не представил.

Суд, исследовав представленные материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, пояснения свидетелей, установил следующее.

Согласно записям в трудовой книжке истицы, она .../.../... была принята на работу на основании приказа РОНО №... от .../.../... в качестве ... хозяйственно-эксплуатационной конторы Грязовецкого РОНО.

На основании приказа по Управлению образования администрации Грязовецкого района от .../.../... №... Егоровой Г. Н. присвоен ... разряд оплаты труда по единой тарифной сетке.

Далее, .../.../... на основании приказа по Управлению образования администрации Грязовецкого района от .../.../... №... истица освобождена от занимаемой должности, и этим же приказом по Управлению образования администрации Грязовецкого муниципального района принята <данные изъяты> Управления образования администрации Грязовецкого района по строительству и хозяйственной деятельности учреждений образования.

В последующем Егорова Г. Н. также продолжила работать в Управлении образования администрации Грязовецкого района, Управлении образования Грязовецкого муниципального района.

Согласно Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 30 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В судебном заседании установлено, что Егорова Г. Н. обратилась в комиссию по назначению пенсии за выслугу лет с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет.

Решением комиссии стаж муниципальной службы Егоровой Г. Н. был установлен равным 15 годам.

В данный стаж были включены периоды работы истицы с .../.../... года по .../.../... года в должностях <данные изъяты> Управления образования администрации района, <данные изъяты> Управления образования администрации района, <данные изъяты> Управления образования Грязовецкого муниципального района.

.../.../... комиссией по назначению пенсии за выслугу лет Егоровой Г. Н. было отказано во включении в стаж муниципальной службы периода ее работы с .../.../... по .../.../... в должности ... районного отдела народного образования, при этом такой отказ вообще не мотивирован.

Согласно исторической справке архивного отдела администрации Грязовецкого муниципального района Грязовецкий районный Совет народных депутатов начал свою деятельность с 1929 года. В райисполкоме имелись отделы, включая отдел народного образования.

.../.../... и .../.../... проведены выборы народных депутатов в Грязовецкий районный Совет. .../.../... на первой сессии был образован Президиум районного Совета, избран его председатель.

Образован исполнительный комитет, образованы отделы и управления исполнительного комитета, включая отдел народного образования.

На 9-й сессии районного Совета .../.../... в соответствии с Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» проведено разделение представительной и исполнительной власти.

На основании постановления главы администрации района от .../.../... №... прекращены полномочия исполнительного комитета.

Для выполнения полномочий, возложенных на районную администрацию законом «О местном самоуправлении в РСФСР» постановлением главы администрации района от .../.../... №... сформирована администрация района в составе структурных подразделений, включая управление народного образования.

Постановлением главы администрации района от .../.../... №... управление народного образования переименовано в управление образования администрации района.

.../.../... в связи с проводимыми в администрации Грязовецкого муниципального района реорганизационными мероприятиями образовано Управление образования Грязовецкого муниципального района.

Данные сведения подтверждены также справкой Управления образования Грязовецкого муниципального района.

В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно положениям ст.6 вышеуказанного Закона должность муниципальной службы – это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В период работы Егоровой Г. Н. в Управлении образования администрации Грязовецкого района действовал ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который также определял, что муниципальная должность – это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Судом установлено, что в период с .../.../... по .../.../... отдел народного образования, управление народного образования администрации района, Управление образования администрации Грязовецкого муниципального района являлись органом местного самоуправления района, районной администрации (исполкома местного Совета народных депутатов).

В соответствии с положениями Устава Грязовецкого муниципального района Вологодской области исполнительным органом местного самоуправления является администрация района.

Также суду представлены за рассматриваемый период приказы по Грязовецкому РОНО, Управлению образования администрации Грязовецкого района (как структурных подразделений сначала райисполкома, а затем созданной в связи с изменением законодательства администрации района. При этом в результате функциональные обязанности работников фактически не изменились); карточки-справки (лицевые счета) по начислению заработной платы.

В этих приказах указана Егорова Г. Н. либо имеется ссылка на хозяйственно-эксплуатационную контору РОНО, хозяйственно-эксплуатационную контору Управления образования.

Таким образом, хозяйственно-эксплуатационная контора входила в состав РОНО и Управления образования, финансировалась как структурное подразделение РОНО и Управления образования (копия отчета об исполнении сметы расходов представлена).

Егорова Г. Н. подчинялась руководителю РОНО и Управления образования.

Распределение трудовых обязанностей также производилось руководителем РОНО и Управления образования. О проделанной работе Егорова Г. Н. отчитывалась руководству РОНО и Управления образования, приказами руководителя поощрялась за добросовестное исполнение должностных обязанностей; разряды оплаты труда работникам хозяйственно-эксплуатационной конторы устанавливались приказом начальника управления образования.

Также на основании приказа по управлению образования и на основании решения собрания трудового коллектива управления образования работникам хозяйственно-эксплуатационной конторы управления образования оказывалась материальная помощь.

Кроме того, на основании приказов по управлению образования проводилась аттестация работников хозяйственно-эксплуатационной конторы в ..., ... годах.

Суду представлено личное дело Егоровой Г. Н. (начато .../.../...).

В личном деле имеется представление аттестуемого работника, а также выписка из протокола аттестационной комиссии, датированная .../.../.... Документ заверен печатью Управления образования администрации Грязовецкого района.

В представлении имеются сведения о стаже, в т.ч. в хозяйственно-эксплуатационной конторе РОНО, а также занимаемая должность и дата назначения на эту должность.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемый период Егорова Г. Н. фактически занимала должность в органе местного самоуправления (местной администрации).

Кроме того, суд считает необходимым указать, что согласно представленным документам и за более поздний, чем рассматриваемый, период существовала хозяйственно-эксплуатационная контора при управлении образования. При этом вопросы оплаты труда сотрудникам конторы регулируются постановлениями главы администрации Грязовецкого района.

При этом, как подтверждено документами и пояснениями свидетелей, существенно должностные обязанности Егоровой Г. Н. за весь период ее работы в РОНО, Управлении образования не менялись.

Реестры муниципальных должностей Грязовецкого муниципального района и муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Грязовецкого муниципального района до 2006 года не сохранились.

До 1991 года должностей муниципальной службы в соответствии с законом не было.

Согласно ст.1 Закона Вологодской области «О периодах трудовой деятельности, включаемых в стаж замещения государственных должностей области, государственной гражданской и муниципальной службы в Вологодской области» при исчислении стажа замещения государственных должностей области лицам, замещающим государственные должности области, стажа государственной гражданской службы области лицам, замещающим должности государственной гражданской службы области, и стажа муниципальной службы лицам, замещающим муниципальные должности муниципальной службы, учитываются периоды замещения государственных должностей области, замещения муниципальных должностей муниципальных образований области, периоды государственной гражданской и муниципальной службы непосредственно в органах государственной власти области, иных государственных органах области, органах местного самоуправления области и иные периоды трудовой деятельности, предусмотренные настоящим законом.

Согласно ст. 2 указанного закона области к периодам замещения государственных должностей области, замещения муниципальных должностей муниципальных образований области, должностей государственной гражданской и муниципальной службы непосредственно в органах государственной власти и органах местного самоуправления области относятся:

- время работы на должностях в областном, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов Вологодской области и их исполнительных комитетах;

- время работы на должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления до 12 ноября 1999 года.

Данные нормы закона подлежат применению к рассматриваемой ситуации.

В ответе на запрос суда администрация Грязовецкого муниципального района указывает, что для назначения государственной пенсии в государственных органах Вологодской области был разработан Перечень соотнесения должностей руководителей и специалистов областного совета народных депутатов, его исполнительного комитета и государственных органов области государственным должностям государственной гражданской службы области, утвержденный Постановлением Правительства области от 02 июля 2007 года №816.

Однако согласно преамбуле к данному Постановлению Правительства области, а также следует из содержания утвержденного данным постановлением Перечня, данный Перечень применяется при назначении пенсии в соответствии со ст.6 закона области от 05 июля 1996 года N 87-ОЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности и должности государственных гражданских служащих области».

Т. е. данный Перечень не может быть применен к рассматриваемому делу, поскольку он регулирует правоотношения, возникающие в связи с назначением пенсии за выслугу лет лицам, работавшим органах управления области (Администрации области, областном исполкоме и т.п.), а не при назначении пенсии за выслугу лет при определенной продолжительности стажа муниципальной службы.

Как указано администрацией Грязовецкого муниципального района на уровне Грязовецкого района аналогичных документов не принималось.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Егорова Г. Н. занимала должность муниципальной службы.

Кроме того, суд считает, что круг исполняемых Егоровой Г. Н. обязанностей был связан с обеспечением ею исполнения полномочий органа местного самоуправления (ранее местного исполкома Совета народных депутатов).

Согласно Уставу Грязовецкого муниципального района Вологодской области организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования относилось к вопросам местного значения. При этом администрация Грязовецкого муниципального района, являясь исполнительным органом местного самоуправления района, наделенная в соответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области, а также настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения межмуниципального характера и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных Грязовецкому муниципальному району федеральными законами и законами Вологодской области, действующая под непосредственным руководством главы администрации Грязовецкого муниципального района, обеспечивает исполнение собственных полномочий – полномочий по решению вопросов местного значения, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения района, защиту законных прав граждан.

25 июня 2009 года принято решение Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от № 44 «Об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района».

В соответствии с Положением об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы органов местного самоуправления района, трудовой договор с которыми прекращен, в том числе, в связи с увольнением по собственному желанию (в связи с выходом на пенсию).

Пенсия за выслугу лет устанавливается при увольнении из органов местного самоуправления по основаниям, предусмотренным в пункте 3.1 настоящего Положения, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и только после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (кроме трудовых пенсий за выслугу лет) либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» или Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

.../.../... Егорова Г. Н. была уволена с работы из Управления образования Грязовецкого муниципального района в связи с <данные изъяты>.

Период с .../.../... по .../.../... работала в муниципальном учреждении, в настоящее время – не работает.

Согласно справке ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязовецком районе истице назначена трудовая пенсия по старости с .../.../....

Признанная ответчиком и установленная продолжительность стажа муниципальной службы составляет 15 лет (за исключением рассматриваемого периода).

Истице назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Положением об установлении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Грязовецкого муниципального района, утвержденным решением Земского Собрания Грязовецкого муниципального района от .../.../... №....

Согласно п.3.3 данного Положения пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 35 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом общая сумма пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством, и пенсии за выслугу лет не может превышать 20000 (двадцати тысяч) рублей и быть менее 500 рублей.

В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и не может выйти за пределы заявленных требований по собственной инициативе.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Судом исследованы все представленные доказательства в их совокупности.

Анализ исследованных доказательств позволяет суду принять решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Так следует включить в стаж муниципальной службы Егоровой Г. Н. период ее работы в должности <данные изъяты> с .../.../... по .../.../... в отделе народного образования, управлении народного образования, управлении образования администрации Грязовецкого района.

Согласно ст.2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

поскольку спорный период не был включен в стаж муниципальной службы при принятии решения о назначении и выплате Егоровой Г. Н. пенсии за выслугу лет, с целью восстановления нарушенных прав истицы на получении пенсии следует также обязать ответчика пересчитать размер пенсии за выслугу лет с момента назначения данной пенсии.

Требование о взыскании в порядке возврата уплаченной при подаче искового заявления государственной пошлины также подлежит удовлетворению.

По общему правилу в соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истицей была уплачена государственная пошлина в размере ... руб.

Следует взыскать с ответчика в ее пользу ... руб.

При этом суд считает возможным указать, что согласно ст.333.36 ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Данное положение закона не применимо к рассматриваемой ситуации, поскольку по настоящему делу речь идет не о взыскании с ответчика госпошлины в предусмотренных законом случаях, а о возмещении истцу понесенных им по делу судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Включить в стаж муниципальной службы Егоровой Г.Н. период ее работы в должности <данные изъяты> с .../.../... по .../.../... в отделе народного образования, Управлении народного образования, Управлении образования администрации Грязовецкого района.

Обязать администрацию Грязовецкого муниципального района произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет с момента назначения указанной пенсии.

Взыскать с администрации Грязовецкого муниципального района в пользу Егоровой Г.Н. государственную пошлину в порядке возврата в сумме ... рублей.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья: Качалова Н.В.

Мотивированное решение составлено 21 июня 2011 года.