РЕШЕНИЕ по делу №2-260/2011 Именем Российской Федерации 22 июня 2011 года г.Грязовец Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе: судьи: Качаловой Н.В., при секретаре: Ганичевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбиной М.Н. к администрации МО Грязовецкое о признании решения неправомерным, установил: Рыбина М. Н. обратилась в суд с иском к администрации МО Грязовецкое о признании неправомерным решения общественной жилищной комиссии от .../.../... о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обоснование иска указано, что .../.../... она и М. и Л. на основании решения жилищной комиссии были поставлены на учет в порядке общей очереди на получение благоустроенного жилья. В соответствии с законодательством она ежегодно предоставляла документы в администрацию для подтверждения своего права на получение жилья. С .../.../... семья переведена решением комиссии в первоочередной льготный список <данные изъяты>. Доходы ее семьи состоят из ее заработной платы, а также пенсий детей. До .../.../... она с семьей проживали на съемной жилплощади, а также в доме <данные изъяты>, без каких-либо удобств (без водоснабжения, природного газа, с печным отоплением). На деньги <данные изъяты> она приобрела жилье в деревянном доме с частичными удобствами, без канализации, горячей воды, газовой колонки в доме, который был построен в .../.../... году и находится в ветхом состоянии, расположенное по адресу: .... После очередного ремонта квартиры, в холодное время вымораживает фундамент, от чего рвутся обои, нарушается система слива отопления. .../.../... года пришлось заменить газовый котел, срок службы которого 22 года, провести проводку по всему дому взамен старой и непригодной. В дождливые дни происходит течь с крыши по вентиляционной трубе. В квартире №... дома №... по ул.... зарегистрирована она вместе с Л.. М. по своей воле не захотел проживать совместно и решил остаться проживать по месту прописки – .... .../.../... она получила уведомление о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Данное решение было принято по основаниям, предусмотренными п.п. 1, 3-6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ. Решение о снятии с учета считает неправомерным в связи с тем, что перечень условий снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных ст.56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым. Администрацией МО Грязовецкое не представлена обязательная ссылка на обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ. Согласно письму от .../.../... №... ее семья, состоящая из <данные изъяты> человек, поставлена на получение благоустроенного жилья. Она с М. и Л. проживает в доме, которому 94 года, при этом дом находится в аварийном состоянии. Согласно п.п.1, 3 ст.40 Конституции РФ, ст. ст. 49, 50, 51, 52 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 1, 2 Закона Вологодской области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ, считает, что все основания для признания ее семьи нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеются. Поскольку жилое помещение по адресу:..., приобретено не по договору социального найма, за ее семьей сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениям в соответствии с п.1 ст.7 Закона области от 29 июня 2005 года №1307-ОЗ, поскольку они не утратили оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Просит признать решение от .../.../... о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, неправомерным и незаконным. На основании определения суда от 14 апреля 2011 года в порядке подготовки дела к слушанию к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены М. и Л., а соответствии со ст.47 Гражданского процессуального кодекса привлечено Управление образования Грязовецкого муниципального района. В судебном заседании Рыбина М. Н. заявленные требования подержала и просила удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора М. и Л. с требованиями Рыбиной М. Н. согласились и просили удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО Грязовецкое по доверенности Мартынова О. В. с иском не согласна. Считает решение о снятии семьи истицы с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, законным и обоснованным. Представитель Управления образования Грязовецкого муниципального района в судебное заседание не явился. В представленном суду заявлении просил дело рассмотреть в свое отсутствие, считает исковые требования законными и подлежащими удовлетворению. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Рыбина М. Н. и М. и Л. с .../.../... приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учтены в общем списке граждан; на момент принятия на учет номер очереди 2842. .../.../... Рыбина М. Н. обратилась в администрацию г.Грязовца с заявление о переводе ее в льготный список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, т. к. <данные изъяты>. В первоначально поданном заявлении о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении .../.../..., в заявлении о переводе в льготный список нуждающихся в предоставлении жилого помещения .../.../..., в последующих документах адрес места проживания истицы с М. и Л. указан: .... В соответствии со ст. 33 действовавшего ранее Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включении в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки. Согласно п.3 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области (приложение к Постановлению администрации Вологодской области и Президиума областного Совета федерации профсоюзов от 11 февраля 1992 года № 9, в редакции, действующей на момент принятия Рыбиных на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также их перевода в льготный список) жилые помещения предоставляются гражданам в бессрочное пользование в виде отдельной квартиры или отдельного дома на семью. По сути аналогичное положение содержится в ст.28 Жилищного кодекса РСФСР. В соответствии с п.16 Правил … учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки выделяются: - остальные категории граждан, имеющие право на первоочередное улучшение жилищных условий, предусмотренные п.п.5 6, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 19 пункта 24 объединяются в единый список согласно времени подачи заявления и наступления льготы на первоочередное получение жилья; - ….. Согласно п.24.7 указанных Правил … в первую очередь предоставляются жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев: если отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилых помещениях; …. Также действовавшим ранее законодательством определены требования, предъявляемые к жилому помещению, которое должно быть предоставлено нуждающимся гражданам. Согласно с.40 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (статья 38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР. При этом, Жилищный кодекс РСФСР регламентировал, что жилое помещение предоставляется лишь нуждающимся гражданам (без указания на их малоимущность, что предполагает Жилищный кодекс РФ). С 01 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс РФ. До .../.../... решения о снятии Рыбиных с учета нуждающихся в жилом помещении не принималось (порядок снятия с учета регламентирован ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР), жилое помещение им предоставлено не было. В соответствии со ст. 6 ч. 2 ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищного кодекса РФ, с учетом положений настоящей части. В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, …. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т.ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или при возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Кодекса перечне. Таким образом, действовавшим ранее законодательством было предусмотрено предоставление жилого помещения семьям, имеющим детей-инвалидов в первоочередном порядке. В настоящее время жилищным законодательством не предусмотрено такого порядка предоставления жилого помещения как первоочередной порядок (в настоящее время возможно предоставление жилого помещения в порядке очередности либо во внеочередном порядке). Исходя из смысла приведенных выше нормативно-правовых актов, Рыбины имеют право на внеочередное предоставление жилья. Согласно представленным суду документам Л. является <данные изъяты> М. также является <данные изъяты>. В соответствии со справкой БУЗ «Грязовецкая центральная районная больница» заболевания, которыми страдают М. и Л. поименованы в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 года №378. Кроме того, в соответствии с действующим в настоящее время законодательством, данные лица имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в представлении жилого помещения до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ»). Также указанные граждане могут быть сняты с учета по основаниям, указанным в законе (ст.6 ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса РФ» текст которой приведен выше). Так в указанной норме закона приведены 2 группы оснований, в соответствии с которыми граждане, принятые на учет нуждающихся в жилом помещении до 01 марта 2005 года, могут быть сняты с учета после указанной даты. К первой группе таких основаниям в частности отнесены случаи: подачи гражданами, которые признаны нуждающимися в жилом помещении по месту учета заявления о снятии с учета; выезда таких граждан на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). Ни одно из этих оснований не может быть применено к рассматриваемой ситуации. Вторая группа оснований, позволяющих снять с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, - если утрачены основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали таким гражданам право на получение жилых помещений по договорам социального найма (т.е. предусмотренные ранее действовавшим Жилищным кодексом РСФСР и иными, принятыми в связи с ним нормативно-правовыми актами). Согласно ст.29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Кроме того, согласно указанной выше норме закона граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. Согласно п.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области (утверждено Постановлением Администрации Вологодской области, Президиума областного Совета Федерации профсоюзов от 11 февраля 1992 года № 91, в редакции, действовавшей на 01 марта 2005 года - момент введения в действие Жилищного кодекса РФ) дополнительно к перечисленным выше в ст.29 Жилищного кодекса РСФСР основаниям, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: - имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более уровня, установленного учетными нормами, который может быть пересмотрен в сторону увеличения постановлением главы администрации области и президиума облсовпрофа. Инвалиды Великой Отечественной войны, труда от общего заболевания и детства I и II групп, …, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, считаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи на один квадратный метр выше уровня, установленного приложением N 2 настоящих Правил, для данного города, района, а проживающих в неблагоустроенном жилье применительно к условиям данного населенного пункта, независимо от размера занимаемой площади. Семья Рыбиных до приобретения .../.../... жилого помещения по адресу: ..., проживала в неблагоустроенном жилом помещении по адресу: ..., которое им никогда не принадлежало, иного жилого помещения семья вообще не имела. Данное обстоятельство никем из участвующих в деле лиц не оспаривается. Согласно ч.2 ст.68 Гражданского процессуального кодекса РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела. В настоящее время Рыбины проживают в жилом помещении – ..., имеющем следующие виды благоустройства: электроснабжение, холодное водоснабжение, газоснабжение, автономное отопление. На основании Решения Совета МО Грязовецкое от 23 декабря 2009 года №27 «Об уровне благоустройства жилищного фонда на территории МО Грязовецкое» установлено, что применительно к условиям г.Грязовца признаются благоустроенными жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, имеющие не менее четырех видов благоустройства (электроосвещение, газоснабжение, централизованное или автономное отопление, централизованное холодное водоснабжение). Применительно к действующему в настоящее время законодательству, жилое помещение, в котором в сейчас проживают Рыбины, соответствует установленным санитарным и техническим правилам и нормам (данное обстоятельство подтверждено актом межведомственной комиссии от .../.../...), а также данное жилое помещение следует считать благоустроенным, применительно к условиям г.Грязовца в соответствии с действующим в настоящее время Решением Совета МО Грязовецкое. Однако, в период до .../.../..., действующим в то время Постановлением администрации Грязовецкого муниципального района №... от .../.../..., принятым в соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, было установлено, что благоустроенным следует считать жилое помещение, имеющее все виды коммунальных услуг, доступ и пользование которыми возможны в пределах здания – без выхода на улицу, а также указано, что жилые помещения, отвечающие всем вышеперечисленным требованиям, но не имеющие центрального горячего водоснабжения считаются благоустроенными в том случае, если они оснащены индивидуальным автономным стационарным водонагревательным оборудованием, обеспечивающим подачу горячей воды. В квартире, в которой в настоящее время проживают Рыбины отсутствует водоотведение (канализация), а также горячее водоснабжение. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от 01 декабря 2009 года №1549-О-П федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным п.1, 3-6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ и давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (ч.2 ст.6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"). И, как далее указал Конституционный СУД РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст. 19, ч.1, 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод. Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования ч.2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Таким образом, до 01 марта 2005 года семья Рыбиных, в составе которой <данные изъяты>, по действующему в тот момент законодательству имела право на получение полностью благоустроенного жилого помещения (уровень благоустройства которого определялся приведенным выше Постановлением Администрации Грязовецкого муниципального района от 15 января 2001 года № 29). При этом суд считает возможным указать, что следующее в хронологическом порядке Постановление, определяющее уровень благоустройства жилых помещений применительно к г.Грязовец, было принято после 01 марта 2005 года (Постановление Администрации Грязовецкого городского поселения №56 от 26 июня 2006 года). Обязанность по предоставлению семье истицы благоустроенного жилого помещения до 01 марта 2005 года исполнена не была. Соответственно Рыбины имеют право на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и благоустроенного применительно к условиям г.Грязовца, при этом уровень благоустройства такого жилого помещения следует определить на основании действовавшего в тот период законодательства (Постановления Администрации Грязовецкого муниципального района от 15 января 2001 года №29). А приобретенное истицей жилое помещение не является благоустроенным применительно к условиям г.Грязовца в соответствии с требованиями, действовавшими до 01 марта 2005 года. Таким образом, Рыбины не утратили своего права, предусмотренного Жилищным кодексом РСФСР, действующим на момент принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении) на получение благоустроенного жилого помещения. При этом Рыбины, в силу ч.2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» сохраняют за собой право состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения до получения ими жилого помещения, соответствующего требованиям законодательства. При этом, указанных в данной статье обстоятельств, в соответствии с которыми Рыбины могли бы быть сняты с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений (такие обстоятельства предусмотрены п.п.1, 3-6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, а также утрата оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма) в силу изложенных выше причин, не усматривается. Согласно ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и не может выйти за пределы заявленных требований по собственной инициативе. В силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом. В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что исковые требования Рыбиной М. Н. о признании решения общественной жилищной комиссии от .../.../... о снятии ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным следует признать подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Рыбиной М.Н. удовлетворить. Признать незаконным решение общественной жилищной комиссии от .../.../... (протокол заседания №...) в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма семьи Рыбиной М.Н. (состав семьи ...). Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья – Качалова Н.В. Мотивированное решение составлено 27 июня 2011 года