о предоставлении меры социальной поддержки



РЕШЕНИЕ по делу № 2-210/2011

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года. г. Грязовец.

Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи – Качаловой Н. В.,

при секретаре – Ганичевой Е. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горчаковой Л.И. и Горчакова С.А. к Департаменту финансов Вологодской области, Управлению социальной защиты населения Грязовецкого муниципального района Вологодской области, открытому акционерному обществу «Вологодская сбытовая компания» о предоставлении меры социальной поддержки,

установил:

Горчакова Л. И. и Горчаков С. А. обратились в суд с иском к департаменту финансов Вологодской области, Управлению социальной защиты населения Грязовецкого муниципального района, ОАО «Вологодская сбытовая компания» о предоставлении меры социальной поддержки. В обоснование иска указано, что в соответствии со ст.22 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно ч.2 ст.153 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием названного ФЗ нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Таким образом, с 01 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним, финансируемые за счет средств бюджета субъектов РФ, устанавливаются субъектами РФ самостоятельно. Законом Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» для ветеранов труда установлена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% … платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление – в пределах нормативов указанных услуг…). Согласно справке администрации МО Перцевское Грязовецкого муниципального района от .../.../... №... в результате закрытия котельной в д. ... от центрального отопления был отключен принадлежащий им жилой дом №..., в доме был установлен электрокотел. Они являются ... и имеют право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%, в т.ч. за отопление. Ранее (до установления котла) им предоставлялись указанные меры социальной поддержки в полном объеме. После установления электрического котла и заключения договора №... купли-продажи электрической энергии с потребителями, использующими электроэнергию для бытового потребления в индивидуальных жилых домах от .../.../... им меру социальной поддержки не предоставляют по следующим основаниям: 1. ОАО «Вологодская сбытовая компания», поставляющая электроэнергию для электрического котла, выставляет счета именно за электроэнергию, а не за отопление; 2. энергоснабжающая организация (ОАО «Вологодская сбытовая компания») в соответствии с Соглашением об организации информационного взаимодействия органов социальной защиты населения и организаций по предоставлению гражданам денежных компенсаций от 12 мая 2010 года и Закона области от 05 февраля 2009 года «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» не может произвести расчет суммы компенсации за отопление, так как сама организация тепло не поставляет. Управление социальной защиты населения Грязовецкого муниципального района без расчета организации, предоставляющей услугу, не может перечислить на счет льготника сумму компенсации. По квитанциям на оплату электроэнергии можно определить, сколько фактически электроэнергии расходуется на электрический котел и сколько на освещение, так как на котел установлен отельный счетчик. Их права нарушаются с ноября 2010 года. Просят обязать предоставить им меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на отопление жилого помещения в размере 50 % платы за электроэнергию, необходимую для работы электрического котла (отопление), а также возместить 50 % платы за электроэнергию, необходимую для работы электрического котла, за ... и ... месяц в размере ... руб.

В судебном заседании истицы исковые требования уменьшили, просили возместить размер платы за электроэнергию, необходимую для работы электрокотла, за ... и ... 2010 года в размере ... руб., в остальном требования оставили без изменения.

Горчаков С. А. в судебном заседании требования поддержал и просил удовлетворить.

Горчакова Л. И. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, на удовлетворении требований настаивает.

Представитель Управления социальной защиты населения Грязовецкого муниципального района Полевая М. Н. по существу иска указала, что в соответствии с действующим законодательством Горчаковы являются получателями мер социальной поддержки по категории «ветеран труда», в т.ч. ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Им предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере: 50 % платы за занимаемую общую площадь жилого помещения; 50 % платы за коммунальные услуги в пределах нормативов потребления указанных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, органами исполнительной власти области в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, отопление – поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети температуры воздуха, указанной в п.15 приложения 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления. Истцы проживают в индивидуальном жилом доме, приобретают энергию непосредственно у ресурсоснабжающей организации, а такая услуга, как отопление, им не предоставляется. В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ, в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время действует Постановление Правительства Вологодской области от 28 декабря 2007 года №1885 «О нормативах потребления электрической энергии и газа для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан". Нормативы потребления электрической энергии для населения области установлены Постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 29 ноября 2006 года №227. В соответствии с Порядком предоставления денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Вологодской области, размер денежной компенсации определяется уполномоченным органом как сумма компенсаций по каждому виду предоставленных гражданам жилищно-коммунальных услуг, рассчитанных организациями, которым граждане вносят плату за жилое помещение коммунальные услуги. Предоставить Горчаковым ежемесячную денежную компенсацию на оплату отопления Управление социальной защиты не имеет возможности, так как такая услуга, как отопление им не предоставляется, а нормативов потребления электрической энергии для работы электрокотла не установлено.

Представители ОАО «Вологодская сбытовая компания» Неклюдова А. В., Полтиевич Е. Л., Соколова О. А. в судебном заседании с иском не согласны в полном объеме. В целом дали пояснения, аналогичные изложенным представителем Управления социальной защиты населения Грязовецкого муниципального района.

Представитель ответчика Департамента труда и социального развития Вологодской области Капцова И. В. в судебном заседании указала, что исковые требования подлежат удовлетворению. Истцы имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату отопления, а также им подлежит возмещению ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату отопления за ... и ... года в размере ... руб. В соответствии с ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Законом области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» установлено право ветеранов труда на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг (в т.ч. и электроснабжение, и отопление – в пределах нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти области и органами местного самоуправления). Ветераны труда имеют право на меру социальной поддержки независимо от вида отопления жилого помещения (центральное или отопление при использовании электроэнергии). Размер ежемесячной денежной компенсации определяется Управлением социальной защиты населения Грязовецкого муниципального района, как сумма компенсаций по каждому виду жилищно-коммунальных услуг, рассчитанных организациями, которым граждане вносят плату, в т.ч. и ОАО «Вологодская сбытовая компания». В настоящее время норматива потребления электроэнергии на цели отопления, как такового, не установлено. При этом неоднократно на общих совещаниях ОАО «Вологодская сбытовая компания» было предложено использовать нормативы отопления (в Гкал на 1 кв.м), применяя эквивалент соотношения тепловой и электрической энергии (1 Гкал = 1,16 МВт/*ч), как это было рекомендовано региональной энергетической комиссией. Администрацией Грязовецкого муниципального района принято постановление от 21 января 2010 года №24 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», согласно которому норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых зданий в месяц – 0.0207 Гкал на кв.м общей площади.

Представитель ответчика Департамента финансов Вологодской области в судебное заседание не явился. Просил дело рассмотреть в свое отсутствие. В представленном суду отзыве указано, что департамент является ненадлежащим ответчиком по делу. Ни ФЗ «О ветеранах», ни закон области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», ни Положение о Департаменте финансов области не содержат норм, определяющих компетенцию Департамента финансов, в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. Департамент не осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки. Просит в иске к Департаменту отказать.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Горчакова Л. И. и Горчаков С. А. являются ..., в связи с этим имеют право на предоставление мер социальной поддержки.

Согласно ст.22 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Вологодской области действует закон области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».

Согласно данному закону области меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом, предоставляются также в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг.

Статьей 3 закона области предусмотрено, что ветеранам труда предоставляются следующая мера социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь и часть (долю) в общей площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в данной коммунальной квартире, определяемую в соответствии с жилищным законодательством) в пределах социальной нормы, установленной нормативным правовым актом области, и 50 процентов платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление - в пределах нормативов потребления указанных услуг, утверждаемых органами государственной власти области, органами местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством).

Истцы проживают в доме №... в д.....

До .../.../... года им выплачивалась ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная законом области (в т.ч. по оплате отопления и электроэнергии).

Котельная в д.... была закрыта.

В результате жилой дом, в котором проживают истцы, был отключен от системы центрального отопления.

В доме, в котором проживают истцы был установлен электрокотел (договор подряда на производство электромонтажных работ по монтажу электрокотла для отопления жилого дома по адресу: д...., д.№... от .../.../..., заключенный между Горчаковой Л. И. и ООО «Электросервис» в деле имеется).

Между ОАО «Вологодская сбытовая компания» и Горчаковой Л. И. .../.../... заключен договор купли-продажи энергии с потребителями, использующими электроэнергию для бытового потребления в индивидуальных жилых домах.

При этом, никем в судебном заседании не оспаривается, что в доме Горчаковых установлено 2 счетчика для учета потребляемой электроэнергии, таким образом имеется возможность установить, какое количество электроэнергии используется при работе электрического котла (установлен отдельный счетчик для учета потребляемой электрокотлом энергии).

В законе не содержится прямого указания относительно того, каким образом отапливается жилое помещение, в котором проживают лица, имеющие право на предоставление им мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (центральное отопление либо отопление от электрокотла).

При этом, поставляя электроэнергию, используемую для работы электрокотла, ОАО «Вологодская сбытовая компания» тем самым предоставляет истцам коммунальную услугу.

Постановлением Правительства области от 16 апреля 2010 года №402 утвержден Порядок предоставления денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п.2.1 указанного Порядка назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов области, городского округа "Город Череповец", осуществляющими отдельные государственные полномочия в сфере социальной защиты населения области, управлением труда и социального развития по муниципальному образованию "Город Вологда" Вологодской области (далее - уполномоченные органы) по месту жительства (месту пребывания) граждан.

Сумма компенсаций по каждому виду коммунальных услуг рассчитывается организациями, которым граждане вносят плату (п.2.18 Порядка …), т. е. применительно к рассматриваемому случаю ОАО «Вологодская сбытовая компания».

Как уже указывалось выше (ст. 3 закона Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»), компенсация предоставляется в пределах нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

При этом, норматива, в соответствии с которым можно было произвести расчет компенсации для случаев, если в доме для отопления используется электрокотел, в настоящее время не установлено Региональной энергетической комиссией.

По мнению суда, если государством установлено в законе право гражданина на получение определенных мер социальной поддержки, то оно обязано обеспечить возможность реализации этого права.

При этом, право гражданина на получение предусмотренной законом меры социальной поддержки не должно зависеть от того обстоятельства, что отсутствует нормативно-правовой акт, устанавливающий норматив потребления электроэнергии для целей ее использования для работы электрического котла и отопления посредством его работы жилого помещения, тем самым нарушается принцип равных правовых условий для реализации гражданами данного права.

Кроме того, суд считает возможным указать, что норматив потребления природного газа, используемого для отопления жилых помещений, установлен Постановлением Правительства области от 28 декабря 2007 года №1885 «О нормативах потребления электрической энергии и газа для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан».

Администрацией Грязовецкого муниципального района в пределах своей компетенции принято Постановление от 21 января 2010 года №24, согласно которому норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых зданий в месяц установлен равным 0.0207 Гкал на 1 кв.м общей площади.

Поскольку возникла неопределенная правовая ситуация, за подписью Первого заместителя Губернатова Вологодской области Горобцова В. М. на имя начальника Департамента труда и социального развития области было направлено соответствующее разъяснение (письмо от 17 ноября 2010 года № 01-13/6853), в котором указывалось, что спорный вопрос был рассмотрен Региональной энергетической комиссией области, и предложено использовать установленные нормативы отопления (Гкал на 1 кв.м в месяц), применив к ним эквивалент соотношения тепловой и электрической энергии - Гкал = 1,16 МВт*ч.

В связи с этим, представителем ответчика Департамента труда и социального развития Вологодской области в судебное заседание представлен расчет, согласно которому истцам подлежит возмещению единовременная денежная компенсация расходов за ... и ... года ... руб. (поскольку за указанные месяцы компенсация истцами по этому виду предоставляемых услуг получена не была, а денежные средства были уплачены в ОАО «Вологодская сбытовая компания» в полном объеме, квитанции представлены).

Суд соглашается с данным расчетом.

Согласились с ним и истцы, уменьшив исковые требования.

В силу приведенных выше требовании законодательства исковые требования подлежат удовлетворению.

Следует обязать ОАО «Вологодская сбытовая компания» и Управление социальной защиты населения Грязовецкого муниципального района предоставить Горчаковым меру социальной поддержки, предусмотренную законом Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» в виде ежемесячной денежной компенсации расходов в размере 50 % платы за электроэнергию, необходимую для работы электрического котла в пределах утвержденных нормативов потребления.

Поскольку Порядок предоставления такого рода компенсации утвержден и применяется, в т.ч. ОАО «Вологодская сбытовая компания» и Управлением социальной защиты населения Грязовецкого муниципального района, 12 мая 2010 года между данными ответчиками по делу уже было заключено Соглашение об организации информационного взаимодействия органов социальной защиты населения и организаций по предоставлению ежемесячных денежных компенсаций, какой либо конкретизации формулировки удовлетворенных судом исковых требований не требуется (ответчикам известен порядок предоставления указанных мер социальной поддержки).

Суд согласился с представленным расчетом подлежащих возмещению за ... и ... ... года и не полученных истцами сумм ежемесячной денежной компенсации.

Надлежит также обязать Управление социальной защиты населения Грязовецкого муниципального района возместить истцам неполученную ими ежемесячную денежную компенсацию за ... и ... года в размере ... руб.

Департамент финансов Вологодской области и Департамент труда и социального развития Вологодской области от гражданско-правовой ответственности по данному делу следует освободить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Департамент финансов Вологодской области и Департамент труда и социального развития Вологодской области от гражданско-правовой ответственности освободить

Обязать открытое акционерное общество «Вологодская сбытовая компания» и Управление социальной защиты населения Грязовецкого муниципального района предоставить Горчаковой Л.И. и Горчакову С.А. меру социальной поддержки, предусмотренную законом Вологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» в виде ежемесячной денежной компенсации расходов в размере 50 % платы за электроэнергию, необходимую для работы электрического котла.

Обязать Управление социальной защиты населения Грязовецкого муниципального района возместить истцам неполученную ими ежемесячную денежную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за ... и ... года в размере ... рублей ... копейки.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Грязовецкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья – Качалова Н. В.

Мотивированное решение составлено 30 мая 2011 года

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 20.07.2011 г. решение суда оставлено без изменения, жалоба ОАО «Вологодская сбытовая компания» без удовлетворения.